Файл: Дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.При имеющейся возможности, сформировать в группе детский уголок врача «Доктор Айболит», перечислите, в чем будет состоять ваш вклад, как педагога при взаимодействии с детьми?
Медицинские уголки несут пользу и самим дошкольникам. С их помощью ребятам можно легко объяснить многие полезные вещи, помогающие сохранять своё здоровье. Это должна быть только важная информация, чтобы внимание ребёнка не рассеивалось (например, конкретный наглядный алгоритм мытья рук или чистки зубов).
Задачи воспитателя:
— сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей;
— формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
— обеспечить психофизическое благополучие детей и формировать сознательное отношение к собственному здоровью;
— создать развивающую предметную среды ДОУ, благоприятную атмосферу;
— развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
— воспитывать желание быть здоровым;
— формировать у родителей и воспитанников ответственность за сохранение и укрепление здоровья;
— воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умения различать эмоциональные состояния и настроения окружающих людей.
Ожидаемый результат проекта:
— организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
— снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;
2.Какое занятие (урочное/внеурочное) вы могли бы провести на эту тему? Предоставьте краткий конспект мероприятия.
Неделя здоровья
Понедельник – «Сохрани своё здоровье сам»
Цель:
Воспитать у детей осознанное отношение к своему организму:
-
Режимный момент «В гостях у доктора Айболита». -
заучивание пословиц и поговорок о здоровье; -
рассматривание иллюстраций: «Почему заболели ребята» -
Беседа: «Что я знаю о здоровье?» -
Дидактические игры «Полезно-вредно», «Что нам нужно для здоровья» (с мячом)
-
Сюжетно — ролевая игра «Больница» Чтение художественной литературы Шорыгина Т. «Зарядка и простуда» -
Подвижные игры: «Угадай, кто зовет», «Сова».
Вторник — «Я и мое тело»
Цель:
Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, правильное питание.
-
Беседа «Мое тело» -
Рассматривание иллюстраций «Тело человека», «Органы человека». -
Рассматривание портретов людей разной внешности. -
Загадывание загадок про части тела. -
Дидактические игры: «Зеркало», «Фоторобот». -
Сюжетно ролевая игра «Больница». -
Наблюдение на прогулке «Чем отличаемся мы от детей младших групп?» -
Лепка «Моя семья». -
Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым». -
Подвижные игры: «Иголочка, ниточка, узелок», «Веселые ребята».
Среда – «День Витаминки»
Цель:
Помочь детям понять, что здоровье человека зависит от правильного питания, объяснить, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
-
Экскурсия на кухню — наблюдение за работой повара, закрепить словарь по темам: «продукты», «овощи», «фрукты». -
Рисование «Овощи и фрукты – полезные продукты». -
Беседа: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». -
Дидактические игры: «Приготовь витаминный салат», «Фруктовый салат». -
Разукрашивание картинок с овощами и фруктами.
-
Чтение художественной литературы: Михалков С. «Про девочку, которая плохо кушала», «Овощи». -
Подвижные игры: «Передай мяч», «Сороконожка».
Четверг – «Мы порядком дорожим – соблюдаем свой режим».
Цель:
Познакомить детей с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека; закрепить понятие о значимости режима дня; воспитать желания придерживаться правил по его выполнению, развивать память и мышление, умение рассуждать, делать умозаключения.
-
Беседа «Наши верные друзья – режим дня» -
Беседа: «Зачем мы спим?» -
Чтение художественной литературы: «Деловой человек» Л. Рыжова, «Наоборот» Е. Карганова, Грозовский М «Распорядок дня», Шорыгина Т. «Зачем соблюдать режим», -
Беседа: «Красивая осанка» -
Рисование: «Мой режим дня дома» -
Дидактические игры: « Когда это бывает», «Точное время», «Мой день». -
Подвижные игры: «Не спи, не зевай», «День — ночь», «Живые часы».
Пятница – «Если хочешь быть здоров — закаляйся!»
Цель:
Познакомить детей с правилами закаливания, его пользе для организма.
-
Беседа: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». -
Проведение закаливающих процедур с детьми — «О том, как мы закаляемся в группе». -
Чтение художественной литературы Жаброва Е. «Будь спортивным и здоровым». -
Развлечение ««Быть здоровым — здорово!».
3.Какой общий подарок от всей группы, сделанный руками детей можно создать? Опишите методику организации с детьми. В случае, если у вас есть материал занятия по данной теме, приложите фотоотчет с методическим сопровождением работы.
Взять лист формата А2 (можно больше). Предложить детям на нем нарисовать предметы, посвященные теме здоровья. Использовать цветную бумагу, вырезать фигурки и приклеить к бумаге. Оставить детям отпечаток рук на листе. Украсить рамками.
Задание 5.
Вы являетесь воспитателем детей младшей группы. На ежедневной утренней прогулке один из мальчиков внезапно заплакал. Вы не увидели «причину плача». Ребенок жалуется на сильную боль в правой руке. При осмотре вы обнаружили: отек, гиперемию верхней конечности, кожные покровы не повреждены.
Вопросы:
1.Составьте алгоритм ваших действий, направленных на оказание первой помощи пострадавшему ребенку.
2. Какие мероприятия будут направлены в дошкольном учреждении на укрепление здоровья детей и профилактику заболеваний опорно-двигательного аппарата?
Первая медицинская помощь сразу же посла ушиба должна быть направлена на уменьшение боли и кровоизлияния в ткани.
Лед на пострадавшее место – охлаждение уменьшает отек и купирует болевые ощущения.
Иммобилизация – при подозрении на серьезные травмы желательно полное обездвиживание участка и полный покой до проведения диагностики.
Наложение давящей повязки чуть выше области повреждения – сокращает отечность и предотвращает распространение гематомы.
Обработка антисептиком – актуальна при наличии ссадин и ранок на поверхности кожи. При сильных кровоподтеках йод использовать нежелательно – он оказывает согревающий эффект и усиливает проявление гематом.
Прием обезболивающих средств – проводится только при длительной выраженной боли. Если болезненные ощущения можно терпеть – от приема лекарств лучше отказаться, это даст возможность врачам лучше оценить состояние при первом осмотре.
Мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:
- контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся
- контроля за позой учащихся во время занятий;
- контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом;
- правильная и точная коррекция обуви (компенсация дефектов стоп) плоскостопие, косолапость
- проведение физкультминуток;
- обязательные специальные упражнения на формирование правильной осанки, укрепление «мышечного корсета» на уроках физической культуры;
- создания благоприятного двигательного режима.
Задание 6. Вы являетесь молодым специалистом и трудоустроены в престижное дошкольное образовательное учреждение вашего города. Для успешного профессионального старта в группе детей 4-5 лет, вам необходимо подготовиться к родительскому собранию для установления доброжелательных отношений с родителями ваших будущих учеников. Необходимостью для обсуждения стала тема «Особенности возраста и здоровье детей». Составьте доклад проведения родительского собрания и отразите ответы на самые часто задаваемые вопросы от родителей.
Вопросы:
1.Какие особенности здоровья необходимо учитывать в этом возрасте?
2. Какие физиологические изменения ребенка происходят?
3. Какие требования к детскому здоровью существуют?
4. Какие режимные моменты необходимо соблюдать?
Добрый вечер, уважаемые родители! Я хочу вам предложить сегодня поговорить о возрастных особенностях детей 4 – 5 лет. Вашему ребенку и исполнилось 4 года. Раннее детство для него закончилось. Он вступил в дошкольный период. Это время характеризуется определенными особенностями в росте и развитии ребенка. По некоторым параметрам можно судить, насколько правильно идет развитие детей 4-5 лет, а при отклонении от нормы нужно проконсультироваться у педиатра или детского психолога.
В возрасте 4-5 лет замедляется рост ребенка и составляет в среднем 5 см в год. Прибавка в весе к 4-м годам может составить примерно 1-1,5 кг, а к 5-ти годам — до 2 кг в год.
От правильного физического развития у детей 4-5 лет костно-мышечной системы зависит его способность к передвижению, самообслуживанию и приобретению трудовых навыков. В возрасте 4-5 лет костная система находится в процессе формирования, связки эластичны. Именно поэтому нужно оберегать ребенка от чрезмерных физических нагрузок, ведущих к деформации (в первую очередь позвоночника).
Кроме того, необходимо внимательно следить, как ребенок ходит, сидит за столом, насколько удобна его постель (она не должна быть неровной или слишком мягкой).
Координация движений в 4 года уже достаточна для того, чтобы перепрыгнуть через небольшую канавку, но пройти по узкой скамеечке ему трудно. Потренируйте его, нарисовав линию мелом на асфальте и предложив пройти по ней и не оступиться. Можно придумать игру — пройти по «мостику» через «огненную реку», победителя ждет сладкий приз. Вы увидите, что вскоре ребенок уже сможет пробежаться по этому «мостику». Для детей в 5 лет ходить по узкой доске, бревну совершенно несложно.
Одна из особенностей физического развития детей 4-5 лет – быстрая утомляемость. Мышцы ребенка еще недостаточно развиты для длительных физических упражнений, но ему вполне по силам пробежать расстояние до 100 м. Также можно поручать детям несложную домашнюю работу, требующую небольшого физического напряжения (например, пропылесосить ковер или помыть пол).
Формирование легочной системы в 4-5 лет продолжается и обычно заканчивается к 6-7-ми годам. Дыхание становится более глубоким. При физических нагрузках (беге, подвижных играх, катании на велосипеде, коньках и т. п.) вентиляция легких усиливается. Это способствует тренировке и развитию органов дыхания, вследствие чего у ребенка реже возникают простудные заболевания. Легочная система развита в соответствии с потребностями растущего организма.
Сосуды ребенка шире, чем у взрослых, поэтому кровоток происходит интенсивнее, доставляя к органам и тканям кислород и питательные вещества. Нагрузка на сердце и сосуды очень большая, и в случае заболевания она значительно возрастает, поэтому так важно развивать и укреплять сердечную мышцу с помощью физических упражнений.
Один из важных показателей развития ребенка 4-5 лет – артериальное давление. В этом возрасте его уровень составляет примерно 95 на 59 мм рт. ст. (у взрослых норма 120 на 80). Частота сердечных сокращений колеблется от 90 до 100 ударов в минуту. К 5-ти годам увеличивается вес сердца, соответственно увеличивается и работоспособность сердечной мышцы.
Организм ребенка в 4-5 лет интенсивно растет и развивается и, естественно, требует больших затрат энергии и поступления «строительного материала» в виде белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов
У ребенка энергия большей частью идет на рост и образование новых клеток и тканей. Поэтому в этот период питанию следует уделять повышенное внимание. Еда должна быть разнообразной, достаточно калорийной и полезной. Ребенку требуется калорий на 1 кг веса в 2 раза больше, чем взрослому.
В 4 года малыш ходит еще недостаточно уравновешенно, разводит руки для сохранения равновесия. Совершая прыжки, ребенок уже слегка отталкивается и приземляется на полусогнутые ноги. Способен спрыгивать с высоты 15-20 см. Он может подбрасывать и ловить мяч. Метание мяча и других предметов вдаль у ребенка этого возраста пока не получается.
В 5 лет координация движений ребенка улучшается, ходьба становится более равномерной. Прыжки с места осуществляются с взмахом рук и имеют большую длину.
Дети в 5 лет уже способны к прыжкам с разбега, а также на одной ноге на месте и с продвижением, и со скакалкой. Мяч они бросают с замахом, разворотом туловища и в заданном направлении.
Со временем, в более старшем возрасте, приобретается навык попадания мячом в цель.
Пятилетние дети отлично лазают, переставляя ноги попеременно, в отличие от четырехлеток, которые пользуются приставным шагом.
В 4 года у ребенка пальцы рук еще недостаточно развиты, и поэтому для него очень полезны игры с мелкими предметами (в присутствии взрослого).
Пусть у него все получается хуже, чем у вас, зато он приобретает трудовые навыки, а заодно развивается физически.