Файл: Занятие 3 Обучающийся Щербинская Ольга Григорьевна Преподаватель Мухарамова Галина Витальевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Медико-биологические и социальные основы здоровья
Практическое занятие №3
Выполнил:
Обучающийся: Щербинская Ольга Григорьевна
Преподаватель:
Мухарамова Галина Витальевна
Задание 1. (максимальное количество баллов-8 баллов)
К Вам в группу (возраст детей 4-5 лет) поступил мальчик из логопедического детского сада. После наблюдения за ним в течение недели Вы зафиксировали следующие факторы:
1. На прогулке ищет предметы, которыми кидает в ребят. Одеваться сам умеет, но не хочет. Сандали и уличную обувь не умеет обувать правильно.
2. Ребенок гиперактивен, бьёт и обижает других детей, на занятиях поёт песни, по группе спокойным шагом не ходит, только бегает.
3. Если в руки попадает что-нибудь, напоминающее руль машины, с характерным звуком «ездит» (бегает) кругами по группе, снося всё на своём пути.
4. В тихий час спит плохо, мешает другим.
5. Спокойное урегулирование проблем в течение дня невозможно (на замечания воспитателя не реагирует; при попытке посадить на стульчик начинает падать на пол и кричать во весь голос). Иногда удается посадить, но потом он начинает дерзить, плакать, извиняться, после чего идёт играть дальше, но ненадолго, а через несколько минут начинаются жалобы от других детей.
6. Мальчик «залюбленный», в семье проблему не видят, в разговоре с родителями стало понятно, что эти поступки их «умиляют».
Вопросы:
1. Дайте рекомендации, как необходимо работать с таким ребенком педагогу.
2. Порекомендуйте приемы, которые могли бы повлиять на поведение ребенка с целью успешной адаптации к детскому саду.
3. Опишите основные моменты работы с родителями.
Ответ:
-
В настоящее время в каждой группе есть хотя бы один ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но не все воспитатели сразу находят подход к такому воспитаннику. Первое время воспитатели делают бесконечные замечания ребенку, в ответ воспитанник демонстрирует протестное поведение. Потом воспитатели пытаются ограничить его в активности: запрещают бегать, сажают на стул. Но и это не помогает. Тогда воспитатели опускают руки, думают, что ребенок «ведет себя так назло» и неисправим.
Рекомендации для воспитателя:
1. Давать гиперактивным детям задание подвигаться с утра. До детского сада или с самого утра в группе ребенку с СДВГ надо по 10–15 минут активно и свободно подвигаться.
2. Каждые 10–15 минут поручать ребенку с СДВГ сделать что-то, что потребует от него активно подвигаться. Например, принести карандаши, вымыть доску для рисования. Воспитатель должен разрешать ребенку побегать, отжаться, прокатиться кубарем по ковру.
3. Предлагать ребенку посидеть в уголке уединения, когда он сильно расторможен и активен.
4. Оформить в группе наглядные памятки с правилами выполнения ежедневных заданий. Например, алгоритм сборов на улицу в рисунках, правила поведения во время приема пищи. Воспитатель должен молча показывать на памятку ребенку с СДВГ, если он не может сосредоточиться.
5. Следить за тем, чтобы в группе было проветрено и была питьевая вода. Если ребенок расшумелся, носится, лучший способ в этой ситуации для воспитателя – предложить ему попить, попросить посмотреть в окно.
6. Аккуратно располагать материалы и игрушки в группе. Хаос в помещении усиливает расторможенность и невнимательность детей. Поэтому воспитатель должен размещать игрушки, бумагу, канцелярские принадлежности так, чтобы дети сразу видели, где что находится, и могли легко их достать и убрать.
7. Чередовать типы занятий с детьми не реже чем раз в 20 минут. Например, поговорили, поиграли, порисовали, подвигались, свободная игра.
2. Рекомендации и приемы по работе с гиперактивным ребенком:
-всегда должен находиться в поле зрения педагога, на занятиях и т.д. такого ребенка лучше сажать рядом с воспитателем
-говорить следует сдержано, мягко, спокойно и медленно;
-в общении с таким ребенком следует избегать такие слова как: «нет», «нельзя»;
-такому ребенку не нужно давать многословных инструкций, т.к. после 10 фраз ребенок уже Вас не слышит и не понимает;
-нужно давать этому ребенку только одну определенную работу на определенное время, чтобы он мог успеть это сделать, не нужно его нагружать сразу несколькими задачами;
-в отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку, хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи, это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах;
-поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
-игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
-при всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку, стоит внешне относиться к нему так же, как и к остальным детям, не разделять его на категорию «хорошие» и «плохие».
3. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.
Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много. Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» - неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.
Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.
Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта
, доступным по возрасту и темпераменту.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Задание 2. (максимальное количество баллов-5 баллов)
В «эмоциональный портфель» ребенка включают множество различных показателей. В Вашу группу (возраст детей 3-4 года) поступила девочка (образ, имя и фамилию можно выбрать самостоятельно).
Вопросы:
1. Прокомментируйте уровень адаптации ребенка, если, согласно карте наблюдений, в течение некоторого времени была выявлена следующая динамика:
Фактор | 1 день | 2 день | 3 день | 4 день | 5 день | 6 день | 7 день | 8 день | 9 день | 10 день | 11 день | 12 день | 13 день | | |||||||||||||
Отрицательные эмоции | + | + | + | + | + | - | - | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||||
Страх | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | ||||||||||||||
Гнев | + | + | + | - | - | + | + | + | - | + | - | + | + | ||||||||||||||
Положительные эмоции | - | - | - | + | + | + | + | - | - | - | + | - | - | ||||||||||||||
Социальные контакты со сверстниками | - | - | - | + | + | - | + | + | + | - | + | - | + | ||||||||||||||
Познавательная деятельность | - | - | + | - | + | - | + | + | + | - | + | + | - | ||||||||||||||
Социальные навыки | - | - | - | - | + | + | - | + | - | + | + | - | + | ||||||||||||||
Особенности речи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||||||||
Двигательная активность | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | + | + | ||||||||||||||
Сон дневной | - | - | - | - | + | + | + | - | - | + | - | + | - | ||||||||||||||
Аппетит | - | - | - | - | - | + | - | - | - | + | - | - | - |
Критерии оценивания:
«+» – данный фактор наблюдается;
«–» – данный фактор не проявляется.
2. Какие мероприятия должен провести педагог для улучшения адаптационного периода ребенка? Обоснуйте свой ответ.
3. Какую просветительскую работу нужно провести с родителями ребенка, на какие моменты адаптации к детскому саду акцентировать внимание семьи?
Ответ:
Из таблицы видно, что отрицательные эмоции ребенка сохраняются до пятого дня посещения ДОУ, после, отрицательные эмоции проходят, что говорит о том, что ребенок становится эмоционально стабилен. На протяжении всего времени у ребенка периодически появляется страх и гнев, что говорит о том, что ребенку тяжело находится в обстановке ДОУ. Контакт со сверстниками, познавательная деятельность и социальные навыки у ребенка нарушены не сильно, что говорит о средней адаптации ребенка. Дневной сон и аппетит так же нарушены, что говорит о плохой адаптации ребенка.
2. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно “одомашнить” группу.
Мероприятия:
В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора "Лего", играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.