Файл: Жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 427

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

292
ждения мышечных волокон. Увеличение количества пораженной мы- шечной массы (соответственно и увеличение миоглобина в крови) ухуд- шает прогноз.
Громоздкие молекулы миоглобина повреждают канальцы почек, что приводит к острой почечной недостаточности. Уже в первые сутки моча приобретает ярко-красный цвет (признак присутствия в моче мио- глобина), а в последующие сутки, по мере развития почечной недоста- точности, выделение мочи полностью прекращается. Пострадавший погибает от острой почечной недостаточности.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

4.8.2.
Извлечение
пострадавшего
из
-
под
обломков
и
завалов
и
оказание
помощи
на
месте
происшествия
Успех спасения зависит не столько от скорости освобождения
(первый этап спасения может длиться несколько часов), сколько от правильного оказания помощи до освобождения. Поднятие много- тонной плиты или бетонного столба под силу лишь специальной тех- нике. Поэтому при отсутствии возможности немедленного освобож- дения пострадавшего уже с первых минут несчастного случая при- давленные конечности необходимо обложить пакетами со льдом или снегом, сделать тугое бинтование (если есть доступ) и обеспечить обильным теплым питьем. Эти действия существенно повысят веро- ятность благоприятного исхода. Наложение защитных жгутов здесь необязательно. Оказание помощи на этом (первом) этапе может рас- тянуться на несколько часов.
Профессиональные спасательные команды, работающие в зонах катастроф, обязательно имеют в своем составе специально обученных людей. Смысл их действий заключается в том, чтобы как можно ско- рее добраться до руки придавленного развалинами человека и нала- дить внутривенное введение плазмозамещающей жидкости. А их кол- леги, идущие следом со специальной техникой, очень осторожно, без суеты, извлекают пострадавшего из-под руин. Такая тактика позволи- ла спасти многие тысячи жизней.
Второй этап – оказание помощи после освобождения – необхо- димо предельно сократить. Тугое бинтование, наложение транспорт- ных шин и введение кровезамещающих жидкостей, быстрая доставка пострадавшего в реанимационный центр, где есть аппарат «искусст- венная почка», дают основание рассчитывать на благоприятный исход.

293
Недопустимо устранять препятствие кровотоку (освобождать сдав- ленную конечность) до наложения защитных жгутов и приема постра- давшим большого количества жидкости; согревать придавленные конеч- ности.
Схема оказания помощи на месте происшествия
1. Обложить придавленные конечности пакетами со льдом, снегом или холодной водой.
2. Дать пострадавшему 2–3 таблетки анальгина. Предложить обиль- ное теплое питье.
3. Наложить защитные жгуты на сдавленные конечности до их осво- бождения.
4. Сразу же после освобождения туго забинтовать поврежденные ко- нечности.
5. Наложить импровизированные шины.
6. Повторно приложить холод к поврежденным конечностям.
7. Продолжать давать обильное теплое питье до прибытия врачей.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Почему пострадавшие в первые минуты после освобождения могут умереть? Как определить синдром сдавливания?
2. Перечислите правила извлечения пострадавшего из-под обломков и завалов.
3. Что необходимо сделать сразу после освобождения пострадав- шего?
4. Что недопустимо делать при оказании помощи пострадавше- му, придавленному обломками зданий и техники?
4.9.
Оказание
помощи
при
аллергическом
шоке
В любой момент чья-либо жизнь может оборваться от комарино- го укуса или ложки варенья, аромата цветка или одной таблетки аналь- гина. Аллергия страшна прежде всего своей внезапностью и высокой вероятностью смертельного исхода. Угроза нелепой смерти от аллер- гии висит над каждым из нас. Миллионы людей совершенно безболез- ненно для себя принимают анальгин или едят лимоны, но иногда не- ожиданно у кого-либо из них может развиться аллергический шок да- же после одной таблетки или маленькой дольки лимона.


294
Определены некоторые закономерности возникновения аллергии, которые в какой-то степени позволяют прогнозировать вероятность ее появления. Достаточно выяснить, страдал ли пациент или его родители от сыпи на коже, были ли у него отеки лица или конечностей после приема лекарства, пищевого продукта или укуса насекомого. Если от- мечалась аллергия на лимоны, то следует исключить из рациона все цитрусовые, а при аллергической реакции на анальгин – все препара- ты, в состав которых он входит (баралгин, пенталгин, антипирин).
К сожалению, эти меры предосторожности очень часто оказы- ваются бесполезными. Опасность аллергии заключается в том, что никогда нельзя знать заранее, на какое новое вещество организм отве- тит такой реакцией.
4.9.1.
Понятие
об
аллергенах
и
антителах
.
Проявления
аллергической
реакции
организма
Термин «аллергия» в переводе с греческого языка означает «иное действие». Аллергическая реакция представляет собой не что иное, как извращенный ответ иммунной системы организма на контакт с со- вершенно безобидными веществами.
Чтобы возникла аллергическая реакция, необходимо соединение двух ее компонентов. Первый назвали аллергеном. Им может оказать- ся любое вещество, содержащееся в лекарственных препаратах, пище- вых продуктах, яде насекомых, пыльце растений и т. п. Но аллерге- ном оно становится только при условии, если при попадании в орга- низм иммунная система вырабатывает на него специфические белко- вые тела, которые называют антителами.
В организм аллергены проникают с вдыхаемым воздухом и че- рез кожу, с пищей или через инъекции. Поэтому антитела накаплива- ются в слизистой рта, верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта, а также в коже и реагируют только с тем аллергеном, который послужил причиной их образования. Возникнув однажды, антитела сохраняются в течение всей жизни. Происходит так называемая сен-
сибилизация организма (фр. sens – чувствительность). Любой, пусть непродолжительный, но повторный контакт с аллергеном вызовет взрывоподобную реакцию: антиген + антитело. При этом заметим, что каждый из них по отдельности абсолютно безобиден.

295
При реакции «антиген + антитело» выделяются активные веще- ства гистамин и серотонин, которые запускают механизм развития аллергической реакции. Прежде всего, они вызывают резкое падение тонуса прекапилляров, или снижение периферического сопротивле- ния сосудов. Кровь моментально перераспределяется в капиллярную сеть кишечника, мышц, кожи и т. п. Из кровообращения изымается до
2–3 л крови. Опасный дефицит объема циркулирующей крови приво- дит к значительному снижению ударного объема сердца и артериаль- ного давления (рис. 18).
Антиген
+
Антитело

Гистамин
Серотонин
→ ПСС↓ → ОЦК↓ → УОС↓ → АД↓
Рис. 18. Схема развития аллергического шока
При утрате сдерживающего тонуса прекапилляров кровь уст- ремляется в капиллярную сеть и в считанные секунды переполняет ее.
Стремительное переполнение капилляров приводит к тому, что мно- гие из них мгновенно разрушаются. Внешне это проявляется в появ- лении мелкоточечной сыпи (подкожных кровоизлияний). А попада- ние под кожу свободного серотонина и гистамина вызывает харак- терное чувство жжения или сильный зуд.
Резкое увеличение давления в капиллярах ведет к проникнове- нию плазмы в межклеточное тканевое пространство. Это обусловли- вает, с одной стороны, еще большее снижение ОЦК и АД (в результа- те потери жидкой части крови из сосудистого русла), а с другой – отек тканей. Отеки развиваются подчас так стремительно и настолько уродуют облик, что в считанные минуты лицо человека может пре- вратиться в безобразную маску.
Опасность аллергической реакции заключается в нарушении про- ходимости дыхательных путей, развитии отека мозга и легких. Картина аллергической реакции развивается в зависимости от того, какие органы и ткани подверглись наибольшему поражению. Так, в случаях отека лица и слизистых оболочек рта, губ и языка с множественными высыпаниями по типу крапивницы с зудом и жжением говорят об отеке Квинке.
Иногда язык увеличивается до такой степени, что не помещает- ся во рту и вызывает значительное затруднение при глотании и разго-


296
воре. Как правило, при этом отекают мягкое небо, глотка и миндали- ны. У больного возникает затрудненное дыхание, появляется осип- лость голоса. В течение нескольких минут синеет лицо и больной те- ряет сознание. Этот вариант развития аллергического шока получил название астмоидного или асфиксического.
Кардиальный (сердечный) вариант шока характеризуется вне- запным падением уровня артериального давления и сердечной дея- тельности. Потеря сознания сопровождается розовой пеной и клоко- чущим дыханием – клиникой отека легких.
При церебральном (мозговом) варианте на первый план выступа- ют возбуждение, страх, сильная головная боль, рвота, судороги и бы- страя потеря сознания. Такая картина характерна для развития отека го- ловного мозга.
Развитие аллергической реакции после приема лекарств и пище- вых продуктов или укуса насекомого можно предположить, если:

появились сыпь и зуд;

появился отек лица и шеи;

возникло затрудненное дыхание;

произошла потеря сознания.
4.9.2.
Первая
помощь
при
аллергической
реакции
Для прекращения быстрого развития аллергической реакции и шока необходимо как можно скорее восстановить нормальный то- нус прекапилляров. Поэтому при любом варианте развития аллергии требуется ввести подкожно 0,5–1 мл 0,01 %-го адреналина. Внутри- венное введение адреналина недопустимо из-за вероятности фиб- рилляции желудочков. Естественно, сделать это должны только ме- дицинские работники, но прибытие их может задержаться на неоп- ределенное время.
В таких случаях не следует теряться: обычные капли в нос, в состав которых входит адреналин (санорин, галазолин), смогут вполне заменить инъекцию. Достаточно закапать в каждую полови- ну носа по 5–6 капель – и даже выраженный отек Квинке пойдет на убыль. При отсутствии капель от насморка можно воспользоваться
валидолом, но тоже в каплях. Он обладает прекрасным местным эффектом при укусе пчел: 3–4 капли валидола на ранку от укуса

297
полностью предотвратят аллергический отек конечности. Эффект, подобный действию валидола, может оказать сок многих лесных ягод, содержащих ментол. Например, сироп малинового варенья не только оказывает сосудосуживающее действие, но и притягивает к себе яд насекомого.
На скорость развития аллергической реакции большое влияние оказывает местное применение холода. Пузырь со льдом уменьшит скорость патологических процессов и вызовет дополнительный спазм сосудов кожи в месте укуса. При отсутствии льда можно воспользо- ваться герметичным целлофановым пакетом, заполненным холодной водой или землей. Достаточно хороший эффект отмечают при приеме таблеток глюконата кальция. Завершает комплекс мер по оказанию первой помощи прием антигистаминных препаратов: супрастина,
димедрола, пипольфена, диазолина и др.
Схема оказания первой помощи при аллергической реакции
Если пострадавший в сознании:
1) приложить холод к месту укуса или инъекции;
2) закапать 5–6 капель сосудосуживающих капель в нос и в ранку от укуса или инъекции;
3) дать 1–2 таблетки димедрола или супрастина;
4) тщательно наблюдать за больным до прибытия врача.
При отсутствии сознания у пострадавшего:
1) убедившись, что есть пульс на сонной артерии, повернуть постра- давшего на живот;
2) освободить ротовую полость от слизи и инородных тел;
3) удалить жало и отсосать яд из ранки;
4) закапать 5–6 капель галазолина или санорина в нос и ранку от укуса или инъекции;
5) приложить холод к голове и на место инъекции или укуса;
6) тщательно следить за состоянием больного до прибытия врача.
Несмотря на эффективность данной схемы оказания помощи
(уже через 10–15 мин сыпь значительно бледнеет, исчезают отеки, уровень АД возвращается к норме), следует помнить, что в каждом случае аллергической реакции необходима срочная госпитализация.
Быстротечность аллергического шока диктует жесткие условия: промедлишь несколько минут – все дальнейшие меры окажутся бес- полезными. Поэтому, где бы вы ни находились: дома или на работе,


298
в походе или на даче, в салоне автомобиля или авиалайнера, у вас под рукой всегда должна быть микроаптечка, в которую нужно положить следующее:

санорин или галазолин (капли в нос);

супрастин, димедрол или диазолин (в таблетках или драже);

кальция глюконат (в таблетках).
Недопустимо при потере сознания оставлять больного лежать на спине, использовать грелку или согревающие компрессы.
Если нет признаков жизни, нет пульса, следует нанести прекар- диальный удар по грудине и приступить к реанимации; при появле- нии пульса и дыхания нужно приложить холод к голове и тщательно следить за состоянием больного до прибытия врача скорой помощи.
Вопросы
и
задания
для
самоконтроля
1. Дайте определения понятий «аллергическая реакция», «аллер- ген», «антитело».
2. В чем заключается опасность аллергической реакции? Каковы варианты ее проявления?
3. Какова схема развития аллергического шока?
4. Что необходимо для оказания первой помощи во всех случаях аллергии?
5. Каков алгоритм оказания первой помощи при аллергической реакции, если у пострадавшего отсутствует сознание?

299
Заключение
Учебное пособие ориентировано на повышение уровня гумани- тарной подготовки выпускников профессионально-педагогического вуза и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении физиологии, социально-экономических, общенаучных и общеинже- нерных дисциплин.
В разделах, посвященных обеспечению безопасности при чрез- вычайных ситуациях и способам оказания первой (доврачебной) по- мощи, ставилась задача не столько наполнить их информационным материалом, сколько научить студентов самостоятельно действовать в экстремальных условиях.
Знание специфических физиолого-гигиенических закономерно- стей, обусловливающих успешное освоение профессиональных навы- ков, оптимальное приспособление организма к условиям трудовой дея- тельности и самому труду, поможет решить ряд практических вопро- сов, связанных с совершенствованием организации профессионального обучения, а следовательно, и с повышением его эффективности.

300
Библиографический
список
1. Алексеев С. В. Гигиена труда / С. В. Алексеев, В. Р. Усенко. Мо- сква: Медицина, 1988. 576 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: краткий конспект лекций для студентов всех специальностей / О. Н. Русак [и др.]; под ред.
О. Н. Русака; Ленингр. союз специалистов по безопасности жизнедея- тельности человека. Ленинград, 1991. 146 с.
3. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. Э. А. Арус- тамова. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Дашков и К
о
, 2003. 496 с.
4. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / С. В. Бе- лов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. 2-е изд., испр. и доп. Москва:
Высшая школа, 1999. 448 с.
5. Безопасность жизнедеятельности: учебник для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 461 с.
6. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие: в 2 час- тях. Часть 2: Физиология труда / В. А. Козловский [и др.]. Екатеринбург:
Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 63 с.
7. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (охрана труда): учебное пособие для вузов /
П. П. Кукин [и др.]. 5-е изд., стер. Москва: Высшая школа, 2009. 335 с.
8. Бубнов В. Г. Основы медицинских знаний. Спаси и сохрани: учебное пособие для учащихся 9–11-х классов общеобразовательных учреждений / В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова. Москва: АСТ, 1999. 400 с.
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Москва: Про- спект, 1999. 146 с.
10. Конституция Российской Федерации. Москва: ВИТРЭМ,
2001. 48 с.
11. Маркс К. Капитал / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Избран- ные сочинения: в 9 томах. Москва: Политиздат, 1987. Т. 7. 811 с.
12. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопас- ности): ПОТ РМ–016–2001. РД 153–34.03.150–00: с изменениями и до- полнениями. Санкт-Петербург: ДЕАН, 2004. 208 с.
13. Недоступов Ю. К. Охрана труда в образовательных учреж- дениях: в 5 частях / Ю. К. Недоступов. 12-е изд., перераб. и доп. Мы- тищи: Талант, 2007. Ч. 5: Сборник законодательных и нормативных правовых актов по охране труда. 320 с.