ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 430
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Среда
обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических и социальных), способных оказывать прямое или кос- венное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность че- ловека, его здоровье и потомство.
Действуя в этой системе, человек вынужден непрерывно ре- шать, как минимум, следующие основные задачи:
●
обеспечивать свои потребности в пище, воде и воздухе;
●
обеспечивать защиту от негативных воздействий как со сторо- ны среды обитания, так и со стороны себе подобных.
Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и упреждение постоянной потенциальной опасности.
Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Аксиома о потенциальной опасности предопределяет, что любое новое позитивное действие или его результат (создание новых технических средств, технологий, объектов и т. д.) неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или группы опасностей. Все действия человека и все компо- ненты среды обитания (прежде всего технические средства и техноло- гии) кроме положительных свойств и результатов обладают способно- стью генерировать опасные и вредные факторы. При этом новый поло- жительный результат, как правило, соседствует с новой потенциальной опасностью или группой опасностей.
На всех этапах истории своего развития человек стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Это стремление явилось мотивацией многих его действий и поступков.
Создание надежного жилища есть не что иное, как стремление обес- печить себе и семье защиту от естественных опасных (молнии, осад- ки, землетрясения) и вредных (резкие колебания давления, темпера- туры, солнечная радиация и др.) факторов. Но с появлением жилища возникли опасности обрушения, задымления, возгорания.
Многочисленные бытовые приборы и устройства значительно об- легчают быт, делают его комфортным и эстетичным, но одновременно вводят новый комплекс опасных и вредных факторов: электрический ток, электромагнитные поля различных частот, повышенные уровни ра- диации, шума, вибрации; опасности механических травм, воздействия токсичных веществ и др.
12
В современном мире к опасным и вредным факторам естественно- го происхождения (повышенная и пониженная температура воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочис- ленные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, элек- тромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с про- изводственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.
Особенно существенные изменения качественных характеристик среды развиваются в производственной сфере, являющейся наиболее значимой в трудовой деятельности человека. Определенный прогресс в этой сфере в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды. Напри- мер, использование прогрессивных способов электролиза цветных ме- таллов и их обработки вызвало необходимость в средствах защиты ра- ботающих от токсичных аэрозолей, электромагнитных полей, повы- шенного уровня шума, воздействия электрических сетей высокого на- пряжения. Создание двигателей внутреннего сгорания наряду с реше- нием многих транспортных проблем привело к повышенному травма- тизму на дорогах, породило трудноразрешимые задачи по защите че- ловека и природной среды от токсичных выбросов. Появление на меж- дународном рынке огромного количества новых химических веществ и соединений, которые находят широкое применение в промышлен- ности, строительстве и в быту, привело к увеличению числа профес- сиональных отравлений и отравлений в быту (особенно при пожарах).
Материалы о масштабах и динамике этого воздействия на чело- века и окружающую среду убедительно свидетельствуют о постоян- ном росте травматизма, числа и тяжести заболеваний. Растет количе- ство аварий и катастроф. Увеличивается материальный ущерб, нано- симый отечественной экономике.
При этом возрастающее антропогенное воздействие на природ- ную среду не всегда ограничивается лишь прямым влиянием, в частности увеличением концентрации токсичных примесей в атмос- фере. При определенных условиях возможно вторичное проявление негативных влияний на человека и среду обитания (кислотные дожди, парниковый эффект, разрушение озонового слоя Земли).
Стремительный рост производственных мощностей, развитие энергетики и транспортных средств, интенсивная добыча природных
13
ресурсов, широкое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация земель ставят ряд регионов страны на грань экологической катастрофы.
Поэтому сейчас нужны специалисты, способные успешно ре- шать задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности производ- ственного персонала и населения, ликвидации последствий стихий- ных бедствий, аварий и катастроф, безопасно осуществлять свои про- фессиональные и социальные функции.
Решение этих сложных комплексных задач возможно лишь на базе определенного образовательного уровня всего населения страны и развития системы подготовки специалистов. Необходим много- уровневый цикл образования (в том числе и общеобразовательный уровень на базе среднего общего и начального профессионального образования), где важная роль отводится педагогам, которые обязаны обеспечить понимание учащимися проблем безопасности жизнедея- тельности, вооружить их навыками и приемами личной и коллектив- ной безопасности, основами сохранения и рационального использо- вания природных богатств.
В данном учебном пособии рассматриваются в основном вопро- сы взаимодействия человека с производственной средой в соответст- вии с рабочей программой дисциплины.
14
Глава
1
.
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
СРЕДА
1.1.
Физиолого
-
гигиенические
основы
труда
и
рациональные
условия
жизнедеятельности
1.1.1.
Профессиональные
вредности
и
их
проявления
.
Основные
физиологические
характеристики
трудовой
деятельности
Бо´льшую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляе- мая в условиях конкретной производственной среды, которая при не- соблюдении принятых нормативных требований может неблагопри- ятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная
среда – это часть окружающей человека сре- ды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связан- ные с профессиональной деятельностью.
В процессе трудовой деятельности человека осуществляется взаимосвязь между производственной средой и организмом. Человек изменяет производственную среду и приспосабливает ее к своим по- требностям, т. е. изменяет условия труда.
Условия
труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособ- ность и здоровье человека.
Условия труда определяются:
●
особенностями технологического процесса (степень механиза- ции и автоматизации производства, применяемого оборудования, удоб- ство его обслуживания);
●
характером трудового процесса (рабочая поза, уровень нервно- мышечного и эмоционального напряжения, взаимоотношения в трудо- вом коллективе);
●
производственной санитарией и гигиеной (конструкция цехов, степень загрязнения воздуха рабочей зоны пылью и газами, парамет- ры шума, вибрации и т. д.).
15
Опасные
и вредные производственные факторы. При несо- блюдении определенных технических и санитарно-гигиенических тре- бований к производству организм работника может подвергаться воз- действию ряда опасных и вредных производственных факторов.
Вредный производственный фактор – производственный фак- тор, воздействие которого на работника может привести к его заболе- ванию.
Опасный производственный фактор – фактор среды и трудово- го процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти работника.
В зависимости от количественной характеристики и продолжи- тельности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными. Такие факторы называют производственными
(профессиональными) вредностями. Под ними понимаются все фак- торы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост за- болеваемости с временной утратой трудоспособности или иметь дру- гие отрицательные последствия.
Опасные и вредные факторы подразделяются на следующие:
●
химические, вызванные токсичными веществами, способными оказывать неблагоприятное воздействие на организм;
●
физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие, иони- зирующие излучения, климатические параметры (температура, влаж- ность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень осве- щенности, а также фиброгенные пыли;
●
биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофит- ной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещени- ях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологи- ческих препаратов;
●
психофизиологические, физические (статические и динамичес- кие) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости; недо- статочная двигательная активность (гипокинезия); нервно-психические
перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегруз- ки, перенапряжение отдельных анализаторов.
16
В физиологическом плане трудовая деятельность человека может характеризоваться, во-первых, по виду труда и вызываемого им функ- ционального напряжения (качественная сторона), во-вторых, по степе- ни этого функционального напряжения (количественная сторона).
Виды
трудовой деятельности. Трудовую деятельность чело- века, виды которой бесконечно многообразны, классифицируют по различным признакам. В научной литературе отмечается три наибо- лее общих аспекта подразделения видов труда, тесно связанных меж- ду собой [16]:
1. При решении различных задач трудовая деятельность имеет две стороны: энергетическую и информационную. Человек выступает в труде и как источник механической энергии в самых разнообразных формах (от выполнения значительной механической работы до тон- ких перемещений миниатюрных предметов), и как система перера- ботки различных видов информации.
2. По характеру функционального напряжения организма при труде указанным двум сторонам трудовой деятельности соответствуют в эргономическом плане два вида нагрузки (активности): мышечная и нервная; последняя включает сенсорный, эмоциональный и мысли- тельный компоненты. В зависимости от соотношения того и другого вида нагрузки (активности) все конкретные формы трудовой деятель- ности подразделяют на две основные группы: с преобладанием мы- шечной нагрузки и с преобладанием нервной нагрузки.
3. С точки зрения основной рабочей сферы общепринятым явля- ется подразделение труда на физический и умственный. Учитывается удельный вес мышечной нагрузки и один из компонентов нервной на- грузки – мыслительный. При преобладании мышечного компонента труд относят к физическому, при преобладании мыслительного – к умственному. Помимо типичных случаев преобладания того или иного компонента существует целый ряд промежуточных форм. Так, иногда активная мышечная деятельность сочетается с интенсивной мыслительной работой. Вместе с тем встречаются виды труда, в кото- рых нет ни заметной мышечной нагрузки, ни выраженного мысли- тельного напряжения (например, труд вахтера или наблюдение за по- казаниями приборов, т. е. работа с преимущественным участием сен- сорного компонента). Здесь отнесение труда к физическому или ум- ственному носит чисто формальный характер.
17
Таким образом, подразделение трудовой деятельности на работу с преобладанием мышечной и нервной нагрузки и подразделение тру- да на физический и умственный не тождественны. Труд с умеренной мышечной работой будет отнесен к физическому даже в том случае, если он включает интенсивную нервную нагрузку, но последняя не содержит мыслительного компонента. Например, труд на конвейере относится к работам с преобладанием нервной нагрузки.
Кроме того, выделяют следующие формы труда:
1) формы труда, требующие значительной мышечной энер-
гии. Эти формы труда применяются при отсутствии механизирован- ных средств и требуют повышенных энергетических затрат (16720–
25080 кДж (4000–6000 ккал) и более в сутки);
2) механизированные формы труда. Энергетические затраты ра- бочих колеблются в пределах 12540–16720 кДж (3000–4000 ккал) в сут- ки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизиро- ванного труда нередко требуют специальных знаний и навыков;
3) формы труда, связанные с частично автоматизированным
производством. Полуавтоматическое производство исключает чело- века из процесса непосредственной обработки предмета труда, кото- рый целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электрон- ной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность;
4) групповые формы труда (конвейер). Особенность конвейер- ной формы труда заключается в разделении общего процесса на кон- кретные операции, строгой последовательности их выполнения, авто- матической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера. Конвейерная форма труда требует син- хронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и тем- пом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание;
5) формы труда, связанные с управлением производственными
процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено: чем менее автоматизирован про- цесс управления, тем больше участие человека;
18 6) формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд ха- рактерен для представителей профессий, относящихся как к сфере ма- териального производства (например, диспетчеры, операторы и др.), так и к иным сферам (ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художни- ки и др.). Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, что требует мобилизации памяти и внимания. Часто возникают стрессовые ситуации. Однако мы- шечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 8360 – 10032 кДж (2000–2400 ккал).
Выделяют следующие формы умственного труда: операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Они отличаются по организа- ции трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоциональ- ного напряжения [16].
Степень
трудовой нагрузки. При характеристике и оценке фи- зиологической стоимости работы широко используют термины «тя- жесть труда» и «напряженность труда». Оба эти термина охватывают- ся единым понятием функционального напряжения организма при тру- де. Оно определяется как характером рабочей нагрузки, так и услови- ями производственной среды. Как было отмечено выше, мышечная и нервная нагрузки присутствуют в любой работе. Однако реакции ор- ганизма целостны и при функциональном напряжении невозможно четко выделить признаки, которые позволяют по отдельности оценить степень активности мышечной или нервной нагрузки. Поэтому функ- циональное напряжение организма при труде в зависимости от преоб- ладающего рода нагрузки характеризуют однозначно – либо как тя- жесть, либо как напряженность труда.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражаю- щая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы, обеспечивающие его деятельность (сер- дечно-сосудистую, дыхательную и др.).
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отра- жающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, харак- теризующим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сен- сорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.