ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 426
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
В соответствии с гигиенической классификацией труда
(Р 2.2.2006–05) условия труда подразделяются на четыре класса: 1-й – оптимальные; 2-й – допустимые; 3-й – вредные; 4-й – опасные (экстре- мальные) [17].
Оптимальные условия труда (1-й класс) – это такие условия, при которых не только сохраняется здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
Они обеспечивают максимальную производительность труда и мини- мальную напряженность организма человека.
Оптимальные нормативы установлены для параметров микро- климата и факторов трудового процесса. Что касается других факто- ров, то создаются такие условия труда, при которых уровни неблаго- приятных факторов не превышают нормативы, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возмож- ные изменения функционального состояния организма восстанавлива- ются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отда- ленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих по уровню ги- гиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздейст- вие на организм работающего и (или) его потомство.
Вредные условия труда подразделяют на четыре степени вред- ности:
●
1-я степень (3.1) – условия труда, характеризующиеся такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормати- вов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавлива- ющиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следу- ющей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увели- чивают риск повреждения здоровья;
●
2-я степень (3.2) – условия труда, которые характеризуются уров- нями вредных факторов, вызывающими стойкие функциональные измене-
20
ния, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться в повышении уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности), в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессио- нальной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспо- зиции (часто после 15 и более лет);
●
3-я степень (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности), росту хро- нической (профессионально обусловленной) патологии;
●
4-я степень (3.4) – условия труда, при которых могут возни- кать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей об- щей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хрони- ческих заболеваний и высокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
Опасные (экстремальные) условия труда (4-й класс) характери- зуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в том числе тяжелых форм.
Фактическое состояние условий труда на рабочем месте опреде- ляется на основании оценок: по классу и степени вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса; по классу условий труда по травмобезопасности; по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Гигиеническая оценка фактического состояния условий труда производится на основе сопоставления результатов измерений факто- ров производственной среды и трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений и на основе действующей классификации условий труда определяется класс условий труда и степень вредности и (или) опасности как для каждого вредного и (или) опасного производственного фактора, так и для рабочего места в целом.
21
При соответствии фактических значений факторов производствен- ной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам, а также при выполнении требований травмобезопасности рабочего места и обеспе- ченности работников СИЗ считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Ра- бочее место признается аттестованным соответственно с классом 1 или
2 с оценкой «соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».
В случаях, когда фактические значения вредных и (или) опас- ных производственных факторов не соответствуют существующим нормам и (или) требованиям по травмобезопасности и (или) обеспе- ченности работников СИЗ, рабочее место признается аттестованным по вредности и опасности факторов производственной среды и трудо- вого процесса соответственно с классами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 4; по трав- мобезопасности – с классом 3; по обеспеченности СИЗ – с оценкой
«не соответствует требованиям обеспеченности СИЗ».
Проведение работ в условиях чрезвычайных ситуаций (спаса- тельные работы, тушение пожаров и т. д.) классифицируется по вред- ности и (или) опасности производственных факторов по классу 4, по травмобезопасности – по классу 3.
При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 в ор- ганизации незамедлительно разрабатывается комплекс мер, направ- ленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производ- ственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.
Практическая оценка тяжести и напряженности труда осуществля- ется в два этапа: аналитически и синтетически. Первый этап – эргономи- ческий анализ нагрузки, воздействующей на организм, второй этап – фи- зиологическое исследование реакций организма на эту нагрузку.
1.1.2.
Физиологические
процессы
в
организме
при
трудовой
деятельности
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все ор- ганы и системы человеческого тела. Огромную роль в этой деятель- ности играет центральная нервная система, обеспечивающая коорди- нацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
22
Трудовая деятельность – это важнейшая биологическая катего-
рия. Еще К. Маркс отмечал, что, как бы ни были различны отдельные виды полезного труда, с физиологической стороны это функции чело- веческого организма и каждая такая функция при любом ее содержа- нии и форме по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д. [11, с. 46].
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 28
Энергетическое
обеспечение мышечной работы. Осуществляя свою основную функцию, мышцы выполняют определенную механи- ческую работу. В результате сложных химико-биологических процес- сов энергия, получаемая в результате расщепления углеводов, ис- пользуется для выполнения этой работы. Таким образом, мышца – это орган, превращающий химическую энергию в механическую. Цепь химических превращений, связанных с передачей энергии в работа- ющей мышце, включает две основные фазы: анаэробную (без участия кислорода) и аэробную (с участием окислительных процессов). При этом количество кислорода, расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить показателем интенсивности вы- полняемой физической работы.
Вместе с тем при определенных условиях возникает кислород- ная задолженность, которая свидетельствует об отставании потреб- ления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем организма. В зависимости от интенсивности работы и величины ки- слородного запроса возникают два режима энергетического обеспе- чения [6, 16]:
1) работа в так называемом устойчивом состоянии, характери- зующаяся тем, что молочная кислота полностью ликвидируется по ходу работы (кислородный запрос не превышает 2 л/мин, т. е. возрас- тает не более чем в 10 раз по сравнению с уровнем покоя – 0,2 л/мин);
2) работа с образованием кислородного долга (кислородный за- прос превышает 2 л/мин), связанная с неуклонным накоплением «шла- ков», ликвидируемых уже по окончании работы.
Работа с образованием кислородного долга характерна для упраж- нений в большинстве видов спорта. При спринтерских нагрузках (бег на короткие дистанции) работа осуществляется почти полностью за счет анаэробных источников, при стайерских (бег на длинные дистанции) – кислородный долг также накапливается, однако основная часть имев- ших место энерготрат покрывается за счет аэробных механизмов.
23
Энерготраты организма обеспечивают поддержание жизни в со- стоянии полного покоя (так называемый основной обмен) и выполне- ние различных работ. Основной обмен в среднем составляет пример- но 1 ккал на 1 кг веса в 1 ч, т. е. около 1500 ккал в сутки. При выпол- нении различных видов работ затраты энергии колеблются в широких пределах и составляют в сутки (вместе с основным обменом) у лиц, занимающихся умственным трудом, 2000–3000 ккал, у лиц физиче- ского труда 3500–7000 ккал.
На основе калорической оценки энерготрат организма виды работ подразделяют следующим образом: легкая – до 150 ккал/ч, средняя – до
250, тяжелая – до 450, очень тяжелая – свыше 450 ккал/ч.
Когда идет речь о мышечной работе, необходимо понимать, что в данной деятельности участвует весь организм и что наименование
«мышечная» характеризует лишь непосредственного исполнителя.
Поскольку основным энергетическим источником мышечной ра- боты является окисление углеводов, успешное ее протекание требует бесперебойного выполнения трех условий:
1) усиленной доставки углеводов (гликогена и глюкозы) к мышцам;
2) усиленной доставки кислорода для окисления этих ресурсов;
3) быстрого удаления из мышц обильно образующихся «шлаков».
Для выполнения этих условий в работу включается весь орга- низм. Деятельность его различных органов и систем является при этом нередко весьма напряженной, и не случайно в ходе эволюции устрой- ство и функции различных органов тела сформировались прежде всего в соответствии с задачами обеспечения мышечной деятельности.
Функции
дыхания и кровообращения при работе. При возрас- тании потребности организма в кислороде минутный объем дыхания значительно увеличивается: с 5–6 л (в состоянии покоя) до 100–150 л
(в случае предельных нагрузок у тренированных спортсменов). Таким образом, дыхание обладает огромным функциональным резервом: его объем может увеличиваться в 30 раз, а иногда и более.
Из каждого литра вдыхаемого воздуха кровь извлекает около
40 мл кислорода (т. е. примерно 1/5 часть содержания этого газа в воз- духе). Эта величина называется коэффициентом использования ки-
слорода и характеризует эффективность дыхания. У здоровых людей она существенно не меняется и при значительных объемах легочной вентиляции. Поэтому по величине минутного объема дыхания можно в определенной степени судить об уровне потребления кислорода.
24
Эффективность кислородного обмена при работе зависит не только от внешнего дыхания (легочный газообмен), но и от характера переноса кислорода кровью и степени его извлечения из крови в тка- нях. В тканях тела из крови извлекается не весь приносимый ею ки- слород, в среднем порядка 45 %. Эта величина называется коэффици-
ентом утилизации кислорода. У хорошо тренированных людей этот показатель может повышаться до 70 % и более.
Происходят изменения и в сердечно-сосудистой системе: с одной стороны, значительно увеличивается русло мышечных сосудов (в покое функционирует лишь небольшая часть мышечных капилляров – 2–10 %); с другой стороны, усиливает свою работу сердце. Ударный объем кро- ви, выбрасываемой желудочками, может достигать 200 мл; частота сер- дечных сокращений (ЧСС) также существенно растет и может повы- шаться до 200 уд/мин. Возрастание минутного объема крови обеспечи- вается как увеличением ударного объема, так и учащением сердечных сокращений. Поскольку определение ударного объема методически очень сложно, а частота пульса доступна для измерения и достаточно хорошо отражает степень возрастания минутного объема крови, данный показатель весьма ценен при определении интенсивности мышечной работы. Применение радиопульсометрии позволяет оценить уровень
ЧСС во время выполнения различных трудовых процессов. Исходя из этого работы подразделяются на легкие – при среднесменной частоте пульса до 90 уд/мин, средние – до 100, тяжелые – до 120 и очень тяже- лые – свыше 120 уд/мин. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, повышение систолического (максимального) артериального давления. Диастолическое же (минимальное) артериальное давление обычно возрастает при сравнительно больших физических усилиях.
Биохимические
сдвиги, возникающие при работе. Из биохи- мических изменений крови обращает на себя внимание динамика са- харной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько возрастает, причем повышенное его содержание сохраня- ется некоторое время и в течение восстановительного периода.
При значительных энергетических затратах возможны симпто- мы, свидетельствующие о начинающемся истощении углеводных ре- зервов организма или о недостаточной их мобилизации.
Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают первоначальное повышение содержания молочной кислоты в крови,
25
которое резко возрастает при тяжелых работах. В результате увеличе- ния рН среды ускоряется переход кислорода из гемоглобина крови в ткани. Именно благодаря этому при физических нагрузках значи- тельно повышается коэффициент утилизации кислорода.
Могут наблюдаться определенные изменения теплового и водно-
солевого обменов при работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы. При этом значительное усиление дея- тельности потовых желез может снижать выделительную функцию почек. При тяжелых работах в условиях нагревающего микроклимата рабочие могут выделять за смену до 10 л пота и более.
При тяжелой физической нагрузке возможно торможение секре- ции и моторной функции желудка, а также замедление процессов пе- реваривания и всасывания пищи.
Мышечная работа различной интенсивности может вызывать на-
рушения в разных отделах центральной нервной системы (ЦНС), в том числе и в коре головного мозга. Тяжелая физическая нагрузка нередко обусловливает понижение корковой возбудимости, нарушение условно-рефлекторной деятельности, а также повышение порога чув- ствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов. На- против, умеренная работа улучшает условно-рефлекторную деятель- ность и снижает порог восприятия указанных анализаторов.
Некоторые особенности физиологических изменений в орга- низме имеют место при выполнении умственной работы с преиму- щественным участием высшей нервной деятельности. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не изменяется, или изменяется незна- чительно.
Умственный труд обычно вызывает замедление пульса, и лишь иногда значительное умственное напряжение учащает его. При умст- венной работе повышается кровяное давление, учащается дыхание, увеличивается кровенаполнение сосудов мозга, но уменьшается кро- венаполнение сосудов конечностей и брюшной полости.
Продолжительная умственная работа приводит к падению ус- ловных сосудистых рефлексов и появлению парадоксальных реакций.
При напряженной умственной работе происходят изменения функций дыхательной системы.
26
Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца. С другой стороны, огромное количество импульсов, идущих от периферии и внутренних органов, влияет на ход умственной работы.
Установлено, что умственная работа тесно связана с работой ор- ганов чувств, в первую очередь зрения и слуха, и она более плодо- творно протекает в условиях тишины.
Легкая мышечная работа стимулирует умственную деятель- ность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, ослабляет ее, сни- жает ее качество. Имеются данные о том, что для многих представи- телей творческой умственной деятельности ходьба являлась необхо- димым условием успешного выполнения работы.
Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению.
Утомление – это особое функциональное состояние человека, проявляющееся во временном снижении работоспособности под влиянием продолжительной или интенсивной работы и исчезающее после отдыха [16].
Утомление при мышечной работе человека есть целостный про- цесс с кортикальным первичным звеном, представляющий собой по биологической сущности защитную реакцию, а по физиологическому механизму – снижение работоспособности, прежде всего корковых центров. Последнее обусловливается в большой мере процессом тор- можения и, в свою очередь, определяет существенные сдвиги в состо- янии регуляторных систем и исполнительных аппаратов.
Механизмы, лежащие в основе как мышечного, так и умственно- го утомления, во многом близки. И в том и в другом случае первич- ным звеном является утомление корковых центров (речь идет лишь о разных корковых анализаторах). При умственной деятельности все- гда возникают элементы мышечного утомления. И наконец, во мно- гих случаях как при физической, так и при умственной работе имеет место значительное эмоциональное напряжение.
Таким образом, с физиологической точки зрения следует учитывать относительность различий между мышечным и умственным утомлением, и очень многое из того, что касается утомления при мышечной работе и борьбы с ним, приложимо и к вопросам гигиены умственного труда.
27
1.1.3.
Пути
борьбы
с
утомлением
и
стимуляция
работоспособности
Работоспособность
– величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся эффектом максимального напряжения, т. е. количеством и качеством работы на протяжении периода макси- мальной интенсивности или длительности. Она определяется двумя составляющими: максимально возможной величиной физиологических затрат и эффективностью этих затрат, выражаемой их величиной на единицу работы. Работоспособность подвержена существенным коле- баниям, которые могут касаться как ее общего уровня, так и наличного состояния [16].
Общий уровень работоспособности, характерный для данного человека, является достаточно устойчивым. Его изменения развива- ются медленно и носят длительный характер.
Наличное состояние работоспособности может претерпевать кратковременные изменения и отражает влияние множества факторов и условий, воздействующих на ЦНС и организм в целом.
Различают три основные фазы сменяющих друг друга состояний человека в процессе трудовой деятельности:
●
фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности.
В этот период уровень работоспособности постепенно повышается по сравнению с исходным. В зависимости от характера труда и индиви- дуальных особенностей человека этот период длится от нескольких минут до 1,5 ч, а при умственном творческом труде – до 2–2,5 ч;
●
фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характер- но сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабиль- ностью или даже некоторым снижением напряженности физиологиче- ских функций. Продолжительность этой фазы может составлять 2–2,5 ч и более в зависимости от тяжести и напряженности труда;
●
фаза снижения работоспособности, характеризующаяся умень- шением функциональных возможностей основных работающих орга- нов человека и сопровождающаяся чувством усталости.
Поскольку работоспособность зависит прежде всего от состоя- ния ЦНС, а мозг чрезвычайно чувствителен к самым различным усло- виям внешней и внутренней среды, общий уровень работоспособно- сти организма как при мышечной, так и при умственной деятельности подвержен влиянию различных внешних и внутренних факторов.