Файл: 1Артикуляционная харка гл и согл зв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 изменения заимствований обусловлены контекстами, в которых эти слова употребляются, а также особенностями грамматической адаптации и языковыми потребностями.

Слова могут сохранять семантику при переходе в другой язык (особенно это касается терминов). В других случаях семантика сужается: «копируется» лишь одно значение, тогда как в языке-источнике данное слово может быть многозначным. Например, слово пюре пришло из французского с семантикой ‘блюдо или приправа к блюду из протертых овощей’, хотя у французского purée имеется еще переносное значение ‘нужда’.

Семантика заимствований может не только сужаться, но и расширяться. Так, бутербродами мы называем не только хлеб, намазанный маслом, но и множество других похожих закусок. А слово парк получило в русском более широкое значение по сравнению с английским и французским аналогами, которые в XVII веке означали ‘аллея, сад или роща, где содержатся звери’. В целом изменения семантики, особенно с течением времени, могут быть весьма причудливыми. Например, слово стекло восходит к готскому языку, где его «предок», скорее всего, имел значение ‘рог, кубок’. Слова при заимствовании могут менять стилистическую окраску и словообразовательную структуру (утрачивают связь с производящими основами языка-источника, по-новому делятся на морфемы).

Итак, адаптация заимствованного слова подстраивает его к системе другого языка на всех уровнях. Одни слова осваиваются быстрее, другие — медленнее; по некоторым параметрам адаптация может быть неполной (несклоняемые существительные типа кофе, пальто, шасси и др.).

7. Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления. Лексика русского литературного языка с точки зрения эксперссивно-стилистических свойств. Проблема уместности использования стилистически сниженной лексики в современных текстах.

1)Лексика — словарный состав языка. Он не является однородным. С точки зрения сферы употребления в лексике русского языка выделяют два основных пласта:
Лексика нац-ого.РЯ.

Общеупотребительная Ограниченного употребления




Професс-ая и теринол-ая Диалектная Жаргонно-

арготическая.

2
Лексика русского литературного языка
)
В зависимости цели и темы высказывания говорящий или пишущий выбирает из лексической системы русского языка нужные ему слова. Подобное явление обусловлено так называемым функционально-стилевым расслоением русской лексики, т.е наличие в ней таких лексических единиц, выбор которых зависит от их роли в процессе реализации одной из функции языка: общение, сообщения или воздействия.


разговорная

межстилевая

книжная

Литературно-разговорная

Разговорно-бытовая

просторечие

научная

Официально-деловая

Газетно-публицистическая


С экспрессивно-стилистической точки зрения лексика делится на межстилевую и стилистически ограниченную

Межстилевая(стилистически нейтральная, общеупотребительная) лексика –это экспрессивно не окрашенные, эмоционально нейтральные слова, которые используются во всех стилях. Напр.: время, год, жизнь, молоко, надежда,порция, размер… Межстилевая лексика – основа словаря как устной, так и письменной речи. Это наиболее устойчивая часть словарного состава. Межстилевая лексика является и самой частотной. Она лишь называет, обозначает предметы, явления, свойства, качества, количества, действия, ноне выражает отношения к называемому. Именно стилистически нейтральные слова являются, как правило, главнымив синонимических рядах 

Стилистически ограниченная лексика

К стилистически ограниченной (стилистически маркированной) лексике относятся слова, закрепленные за определенным стилем и воспринимаемые за его пределами как неуместные:

жилплощадь, интегрировать, клёвый …

3) Сниженная лексика по степени экспрессивно-стилистической окраски делится на два разряда: лексику разговорнуюи лексику просторечную. В толковых словарях слова этих двух групп снабжаются стилистическими пометами «разг.» и «прост.».

Разговорная лексика употребительна в непринужденной речи, при неофициальных отношениях между собеседниками. Разговорное слово часто содержит оценку (положительную или отрицательную) обозначаемого предмета, свойства или действия; такая оценка хорошо ощущается при сравнении разговорного слова с близкими ему по смыслу, но стилистически нейтральными или книжными словами: артачиться — противиться, безалаберный — бестолковый, парень — юноша, нагоняй — выговор, нынче — сегодня, ухитриться — изловчиться и т. п.

Просторечная лексика, отличаясь от разговорной большей силой экспрессии, употребительна главным образом в эмоциональных речевых ситуациях, при необходимости дать оценку называемому лицу, свойству, явлению, при дружеских и фамильярных отношениях между собеседниками (использование этой лексики в общении с незнакомым человеком является нарушением не только литературных, но и культурных норм, принятых в данном обществе): ср. такие слова, как бедолага, оболтус, облапошить, нахрапистый, ухмылка, ляпнуть, втемяшиться и под.

Многие просторечные слова имеют грубоватый оттенок, поэтому сфера их употребления ограничена такими речевыми актами, как ссора, перебранка, перепалка и нек. др. (ср. такие слова, как рожа, харя, мурло, зануда, псих, трепач, загнуться, обалдеть и т. п.).

В художественной литературе просторечная лексика употребляется для речевой характеристики персонажей. В авторской речи она используется тогда, когда повествование ведется как бы от лица персонажа; ср. такую форму использования просторечней лексики в произведениях М. Зощенко: «Недавно в нашей коммунальной квар^ тире драка произошла. И не то что драка, а цельный бой. Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю баш- ку чуть не оттяпали».

8.Морфемика как раздел науки о языке. Морфема. Типы морфем:корень,префикс,суффикс,флексия; их основные свойства


Морфемика как раздел науки о языке.

Морфе́мика — морфемный строй языка (совокупность и типы вычленяемых в словах морфем), а также раздел языкознания, изучающий морфологические модели языка: типы и структуру морфем, их формальные разновидности (морфы) и закономерности расположения морфем в более протяжённых языковых единицах (основах, словоформах).

Задачи морфемики

  1. Изучение принципов выделения морфем.

  2. Изучение значений морфем.

  3. Классификация морфем по их характеристикам.

  4. Изучение функционирования морфем.

Морфема – мельчайшая значимая единица языка. В отличие от слова и предложения, которые способны употребляться самостоятельно, морфема выступает как самостоятельная часть слова и формы слова: пи-са-тель, ход-и-л-а. Слово – коммуникативная, предложение – коммуникативная, морфема – строевая единицы языка.

В отличие от фонем морфемы являются двусторонними единицами языка: у них 2 стороны – семантическая (план содержания) и фонетическая (план выражения). Прим: слово "пальто" пальт – корень и о – суффикс. Суффикс опланом выражения имеет фонему [о], а планом содержания – значение среднего рода. Чтобы полностью описать структуру морфемы, введены понятия морфы и семы. Морфа – конкретный фонетический вариант морфемы. Сема– мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными). Т.е. суффикс ов "пальто" имеет одну сему – показатель среднего рода

Существуют также:

1. нулевые морфемы – морфемы без морфы, т.е. материального (фонетического) выражения. Пример: древнерусский язык рабъ.

2. нулевые флексии добр (добра, добро)

Типы морфем: по назначению в языке морфемы делятся на: 1) корни; 2) основы; 3) аффиксы.

Корень – общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо. Пример: настольный.

Основа – общая часть слов и форм слова, находящихся в непосредственной связи. Основа выражает лексическое и грамматическое значение данного слова.

Аффиксы – в отличие от корней и основ, они имеют только грамматическое значение и не могут существовать без них (корней и основ). По положению относительно корня и основы аффиксы подразделяются на постфиксы и префиксы.

Постфиксы – аффиксы, находящиеся после корня или основы. Они делятся на: суффиксыифлексии(окончания). Суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими. Напр.: в русс.языке суффикс л встречается в словах мыло, затхлый, мыл. В первых двух словах (мыло, затхлый) суффикс словообразующий, в слове мыл – формирующий (мыли, мыла).


Префиксы – аффиксы, находящиеся перед корнем или основой. Префикс в школьной грамматике – приставка.

Особенно широка сфера и применения при внутриглагольном словообразовании: ходить – входить – исходить – находить – походить – переходить – сходить – уходить и т.д.

Префиксы используются и как показатели грамматических значений, как формообразующие аффиксы. В индоевропейских языках префиксация при формообразовании встречается редко. Напр.: в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола: сделать (делать), написать (писать).

9.Словообразование как раздел науки о языке. Понятие о производящей и производной основах.Способы словообразования и их классификация.

В современном языкознании словообразование выделяется как самостоятельный раздел науки о языке. До недавнего времени оно изучалось в разделе «Морфология», что очень сужало понимание словообразования, сводя его, в сущности, к характеристике состава слова и отдельным ,сведениям о словообразовательных аффиксах, сообщаемым при изучении частей речи.

Между тем словообразование представляет особую систему, тесно связанную как с грамматической, так и с лексической системой языка. Любое вновь образованное слово включается в словарь, так или иначе соотносится с другими словами и подчиняется законам морфологии.

Учение о словообразовании имеет свой предмет изучения, свою систему понятий, свой методический аппарат исследования.

Объектом изучения в словообразовании является слово. Слово изучается также в лексикологии и морфологии, однако дели изучения у всех этих разделов науки о языке различны.

В словообразовании рассматривается структура слова и способы его образования. При этом оно изучается одновременно и с формальной и с семантической стороны. С точки зрения семантики слово в словообразовании может быть- мотивированным и немотивированным, с точки зрения формы — членимым и нечленимым. И только одновременное рассмотрение этих двух сторон дает нам представление о слове как единице словообразования.

Словообразовательная структура слова — строение слова в его формальном (морфемном) и семантическом отношении к другому (родственному) слову и словообразовательным аффиксам. Например, словообразовательная структура слова учитель определяется его отношением к слову учить и суффиксу -тель- (указывающему на лицо по действию), а именно на «лицо, обладающее способностью к действию учить».