Файл: 1Артикуляционная харка гл и согл зв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Шахматов. Идеи Ш. развивает Виноградов (создал и утвердил то понимание синт ед, которое

стало преобладать в совр синт науке). Словосочетание и предложение Вингр противопоставляет по нескольким направлениям. И главным оказывается то, что сч не предназначено для того, чтобы выражать сообщение (чтобы быть коммуник ед).
Для предложения именно коммуникативная функция является основной, первичной, вытекает из его грамматических свойств. Важнейшим грамматическим свойством предложения является предикативность – представляет собой комплекс гр значений, соотносящих содержание высказывания с реальной действительностью. (Виноградов), основной его признак как грам ед.
Виноградов определяет предикативность комплексом : 1) синтак модальность (реальная

ирреальная (пожелание, волеизьявление); 2) время (сод высказывания осозн говорящим в том или иной времени); 3) синт лицо (высказ соотносит действие с одном из 3 лиц: автор, адресат ...) выр личными формами глаголов, а также формами личных местоимений

Грамматич. категория предикативности выражает специфику предложения как синт единицы и наличие/отсутствие придикативно-коренного различи между сч и пр, Все остальные различия (интонац оформл предл, смысловое единство предлож) лишь производны от этого коренного различия.

Словосочетание – непредикативная СЕ, компонентами которой является слово и форма слова

(неск. форм). Будучи непредикативной единицей, сч представляет событие вне связи с реальной действительностью.

Классификация словосочетаний:

в зависимости от степени слияния компонентов: свободные; несвободные (колич именные, значение совместности)

по количеству компонентов: простые (2 знамен слова) сложные (3 и более)

по трём основаниям: вид подчин связи (согл, упр, примык)

семантич отношения му компонетами (атрибутивные (опред, варенье из яблок), объектные (лз главного слова -ь действие, а зависимого - объект (любить маму), субхъектные глвное - действие, субъект выполн действие (приезд друга), обстоятельственные отношения (лз гл слова - действие, зависим - обст-во вып этого действия: опред (кричать громко), временные (встать рано), причинные (плакать от счастья), целевые (упасть специально), комплетивные (лз главного слова не обладает достаточной инф., нужда в дополнении (три студента, оказаться шпионом)

Прин компонентов к той или иной части речи: глагольные


именные: Субстантивные (сущ),адъективные (прил), нумеративные (числ), прономинативные

(мест), адврербиальные (наречие)

19. Три аспекта организации предложения. Формальная, коммуникативная и

семантическая организация.

Предложение, согласно современным синтаксическим концепциям, центральные объект

синтаксиса, осн синт единица. Учение о предложении занимает такое положение в синт науке

достаточно давно (19в). НА ряду с классическим, традиц представлением о формальной

организации под влиянием пражской лингв школы стали разрабатываться новые модели описания этой организации.
Предложение понимается как устройство, имеющее 3 уровня организации: форм, ком, синт.

Уровневое строение языка проявляется в том, что: 1) каждый уровень строится из своих

собственных единиц; 2) единицы более низкого уровня вкл ед более высокого; 3) ед выс ур имеет новое качество, которого лишены ед низ ур; 4) занчение ед выс ур не есть результат сложения значений сост её единиц.


Аспекты(уровни )организации предложения в русском языке

Формальный(конструктивный)

Семантический (смысловой)

Коммуникативный(актуальный)

Единицы уровней:

- словоформы/сочетания словоформ, выражающие предикативное значение

- субъект;

- объект;

-локализатор;

-признак и т.д.


- тема;

- рема

Под формальной орг пп понимается соотнесение конкретной синт единицы этого уровня с

определённым образцом предложения, называемой стр. схемой (типовой образец, состоящий из мин компонентов, необход для постр пп). По Белошапковой все пр разделены на блоки 1)

двухкомпонентный номинативный блок (N1Vf приехали студенты, N1CopfAdv деревня была

далеко); 2) Двухкомп инфинитивный (InfVf Курить воспрещалось InfCopN1 Учится - это

радость); 3) Однокомпонентный Inf Не курить!N1 Тишина). При изучении форм ур орг пр

понимается вопрос о парадигме предл. Шведова под парадигмой понимает систему форм предл, которая выражает предикативность в целом. Шведова выд 6 разновидностей идеального значения предл (синт наклонения): изъявительное, сослагательное, условное, побудительное, долженствов, желательное.
Сущность идеи семантической организации состоит в том, что смысл предложения понимается как самостоятельный объект. Смысл предложения диктует свои требования лекс и мроф формам. Шарль Бали развивает идею об обязательном соединении в предложении объект и субъект смыслов. Диктум – это объективная часть содержания пр. Чтобы анализир диктум, введено понятие пропозиции – языковое вплощение положения дел в действ, сит или соб. Проп выражается прежде всего придикатом.

Типы пропозиций: событийные (портретируют действительность), логические (результ умств операций). Модус представлен скрытно, неявно, имплицитно. Модусные категории: 1метакатегории (обеспечивают осмысление выск относительно условий общения, выр при помощи глаголов речи, вводн конструкции (как говорится и тд), могут быть имена сущ.; 2актуализационные (обеспеч осмысоение выск относительно реальной действит (модальность, время, лицо), выр формой глагола); 3квалификативные (предлаг информ в опр аспектах с авторских позиций: 1 авторизация (придаточные предложения, мне сказали, что приедут) вводн слова (как говорят); 2 персуазивность (квалифицир инф с тз достоверности, и.е выражает увер/неувер с своих словах); оценочность (факультативна интонпц, оцен лексика); 4социальные категории (соц отнош между автором и другими уч общения (возраст, степень знак, соц положение).
Коммуникативная организация. Наибольшее развитие учение о коммун устр пр получило в

пражской лингв школе (Мотезиус – создатель коммун синаксиса) В отеч языкознании – Золотова, Белошапкова. В ком синт предложение рассм с тз его коммун организации. Такое рассмотрение предложения называется актуальнм членением предложения. Это членение важно для передачи актуальной информации. Акт членение – деление пр на тему и рему в зависимости о коммун уст говорящего. Тема – исходные пункт высказывания, менее значима. Это что-то известное, данное. Рема – актуальна, более значима, новое, что сообщается о теме. Способы выражения темы: форма подлежащего, детерминант (дет + подлежащее). Ремы: сказуемое, детерминант, подлежащее, сказуемое+подлежащее. Основные средства выражения темы и ремы: порядок слов и интонация. Доп средства выражения темы: лексич повтор, прономинализация, перифраза, именительный темы, частицы, усл конструкции.
Тема и рема участвуют в конструировании текста, это участие называется текстообразующей ролью ТиР. Прогрессии (линейная Т1-Р1-Т2-Р2, константнаяТ1_Р1, Т1-Р2, производнаяТ1_Р1, Т2_Р2). Из текстообр роли выделяют рематич домананты: предметная (опис места), качественная (хар-ка), акциональная (динамика действия), статуальная (сост прир лица), стат-динмич (измен сост прир лица), импрессивная (оценочн воспр действит)

20. Традиционное учение о членах предложения. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения и принципы их классификации.

Традиционное учение о членах предложения строилось на основе идеи о том, что устройство

предложения одновременно определяет его форму и его смысл. Поэтому члены предложения

определялись и характеризовались по признакам двух родов: форм и смысл. Каждому члену

предложения приписывались определённые форм и смысл признаки, которые симметричны, т.е. предполагают друг друга. Т.о., член предложения может быть определён как класс компонентов предложения (форм и сочетаний форм), характеризующихся одинаковыми свойствами трёх родов: 1) одинаковой функцией в создании предикативного минимума предложения; 2) одинаковой функцией в создании номинативного минимума предложения; 3) одинаковыми синтаксическими связями и семантическими отношениями с другими чл пр.

Члены предложенияэто структурно-семантические компоненты предложения, связанные друг с другом синтаксическими связями и отношениями.

Члены предложения

Главные

Второстепенные

- подлежащее (выражение в речи логического субъекта «то, о чем говорится»)

- сказуемое (выражает предикативный признак подлежащего) имеет два аспекта: грамматические и семантический



- определение

- дополнение

- обстоятельство

Главные члены предложения составляют его грамматическую (предикативную) основу (предикативный центр).

Основные способы выражения подлежащего

примеры

Сущ.в форме И.п

Синтаксис – раздел грамматики

Мест. В форме И.П

Кто придет завтра?

Субстантинир-ые прил. и прич

В отделение поступили новенькие

Неделимое словосоч-ие

Три друга крепко обнялись при встрече

инфинитив

Любить – это счастье

числительное

Двое отказались от путевок в лагерь

Неизм. Части речи (в знач. Сущ.)

Его вечное «потом» всех раздражало




Типы сказуемого

простое

составное

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Глагол в спрягаемой форме

Вспомогательная часть + инфинитив

Глагол связка + именная часть

Утром его разбудил звук будильника

Татьяна не смогла простить сына

Одно окно было занавешенно

Второстепенные члены предложения не входят в предикативную основу и распространяют структуру простого предложения. Они являются присловными распространителями главных и других второстепенных членов предложения и связаны с ними подчинительной связью: согласование, управление, примыкание. К второстепенным членам относятся: определение, дополнение, обстоятельство.

Определение – обозначает непредикативный конкретизирующий признак предмета.

Типы определений

Способы выражения

Примеры




  1. Согласованные определения, выраженные:

Полным прилагательным

Он опоздал на последнюю пару .

Местоимением - прилагательным

Этот урок закончился раньше.

Порядковым числительным

Началась вторая пара

Полным причастием

Это покупаемая книга




  1. Несогласованные определения, выраженные

Сущ. (с предлог.и без)

У неё была пижама в горошек Мы помним годы учебы

Притяж.мест. 3 лица

Их лица были измождены, Это его работа.

наречие

Поворот налево мы пропустили

компаратив

Студенты поспособнее учавствовали в конкурсе

инфинитив

Его привычка петь всех раздражала