Файл: Контрольная работа По предмету Возрастная анатомия, физиология и гигиена студентка 1 курса Васильева Г. С.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Педагогический колледж им. Н.К. Калугина» г. Оренбурга

Отделение заочного отделения

Специальность «Дошкольное образование»

Контрольная работа

По предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»_______________

Выполнил: студентка 1 курса Васильева Г.С. _

Проверил: Фиошина О.Н. _

Тел:_____________________________

Оценка:__________________________

Подпись преподавателя: ___________

Оренбург 2022-23

Содержание



1.Клеточное строение и развитие организма. 2

2.Типы высшей нервной системы и их пластичность 7

3.Режим дня в дошкольном учреждении для средней группы. 11


  1. Клеточное строение и развитие организма.


Клетка – это основная структурная и функциональная единица всех живых организмов, живая элементарная единица, способная к самовоспроизведению. Живые организмы могут состоять из одной клетки (бактерии, одноклеточные водоросли и одноклеточные животные) или многих клеток.

В любой клетке различаются две основные части — ядро и цитоплазма, в которых, в свою очередь, можно выделить структуры, различающиеся по форме, размерам, внутреннему строению, химическим свойствам и функциям. Одни из них — так называемые органоиды — жизненно необходимы клетке и обнаруживаются во всех клетках. Другие — продукты активности клеток, представляют временные образования. В специализированных структурах осуществляется разделение различных биохимических функций, что способствует осуществлению в одной и той же клетке различных процессов, включающих синтез и распад многих веществ.

В ядерных органоидах — хромосомах, в их основном компоненте — ДНК, хранится вся генетическая информация о строении белков, свойственных организму определённого вида. Другое важнейшее свойство ДНК — способность к самовоспроизведению, что обеспечивает как стабильность наследственной информации, так и её непрерывность — передачу следующим поколениям. На ограниченных участках ДНК, охватывающих несколько генов, как на матрицах, синтезируются рибонуклеиновые кислоты — непосредственные участники синтеза белка. Перенос (Транскрипция) кода ДНК происходит при синтезе информационных РНК (и-РНК).

Синтез белка представляется как считывание информации с матрицы РНК. В этом процессе, называемом трансляцией, принимают участие транспортные РНК (т-РНК) и специальные органоиды — рибосомы, образующиеся в ядрышке. Размеры ядрышка определяются главным образом потребностью клетки в рибосомах; поэтому особенно велико оно в клетках, интенсивно синтезирующих белок. Синтез белка — конечный итог реализации функций хромосом — осуществляется главным образом в цитоплазме. Белки — ферменты,
детали структур и регуляторы разных процессов, включая и транскрипцию — определяют в конечном счёте все стороны жизни клеток, позволяя им сохранять свою индивидуальность, несмотря на постоянно меняющееся окружение.

Оболочка ядра, отделяющая его содержимое от цитоплазмы, состоит из двух мембран, пронизанных порами — специализированных участков для транспорта некоторых соединений из ядра в цитоплазму и обратно. Другие вещества проходят сквозь мембраны путём диффузии или активного транспорта, требующего затрат энергии. Многие процессы происходят в цитоплазме клетки при участии мембран эндоплазматической сети — основной синтезирующей системы клетки, а также комплекса Гольджи и митохондрий.

Отличия мембран разных органоидов определяются свойствами образующих их белков и липидов. К некоторым мембранам эндоплазматической сети прикреплены рибосомы; здесь происходит интенсивный синтез белка. Такая гранулярная эндоплазматическая сеть особенно развита в клетках, секретирующих или интенсивно обновляющих белок, например у человека в клетках печени, поджелудочной железы, нервных клеток. В состав других биологических мембран, лишённых рибосом, входят ферменты, участвующие в синтезе углеводно-белковых и липидных комплексов.

В делении клеток, а иногда и в их движении, участвуют структуры, имеющие вид трубочек субмикроскопических размеров. «Сборка» таких структур и их функционирование зависят от центриолей, при участии которых организуется Веретено деления клетки, с чем связано перемещение хромосом и ориентация оси деления клетки. Базальные тельца — производные центриолей — необходимы для построения и нормальной работы жгутиков и ресничек — локомоторных и чувствительных образований клетки, строение которых у простейших и в различных клетках многоклеточных однотипно.

От внеклеточной среды клетка отделена плазматической мембраной, через которую происходит поступление ионов и молекул в клетку и выведение их из клетки. Отношение поверхности клетки к ее объему уменьшается с увеличением объема, и чем крупнее клетка, тем более затруднены ее связи с внешней средой. Величина клетки не может быть особенно большой.

Органоиды клетки :

1) эндоплазматическая сеть (ЭПС) — система ветвящихся канальцев, участвует в синтезе белков, липидов и углеводов, в транспорте веществ в клетке;



2) рибосомы — тельца, содержащие рРНК, расположены на ЭПС и в цитоплазме, участвуют в синтезе белка. ЭПС и рибосомы — единый аппарат синтеза и транспорта белка;

3) митохондрии — «силовые станции» клетки, отграничены от цитоплазмы двумя мембранами. Внутренняя образует кристы (складки), увеличивающие ее поверхность. Ферменты на кристах ускоряют реакции окисления органических веществ и синтеза молекул АТФ, богатых энергией;

4) комплекс Гольджи — группа полостей, отграниченных мембраной от цитоплазмы, заполненных белками, жирами и углеводами, которые либо используются в процессах жизнедеятельности, либо удаляются из клетки. На мембранах комплекса осуществляется синтез жиров и углеводов;

5) лизосомы — тельца, заполненные ферментами, ускоряют реакции расщепления белков до аминокислот, липидов до глицерина и жирных -.кислот, полисахаридов до моносахаридов. В лизосомах разрушаются отмершие части клетки, целые и клетки.

Нуклеиновые кислоты – высокомолекулярные соединения ДНК и РНК, которые можно найти в клетках любых живых организмов. Важнейшие функции нуклеиновых кислот – передача, хранение и реализация (процесс воплощения в биологически активных веществах) наследственной информации

Мембрана отделяет содержимое любой клетки от внешней среды, обеспечивая её целостность; регулирует обмен между клеткой и средой; внутриклеточные мембраны разделяют клетку на специализированные замкнутые отсеки — компартменты или органеллы, в которых поддерживаются определённые условия сред

Рост – это количественные изменения организма животного, которые проявляются в увеличении массы, размеров тела в целом и отдельных органов. Различают рост массовый, объемный и линейный. В практике учитывают обычно массовый рост путем взвешивания и линейный - путем взятия промеров отдельных частей тела животного.

Развитие – это процесс морфологических и физиологических изменений в организме животного от момента зачатия до конца жизни.

Антропометрические показатели — основные физические параметры тела: рост, вес, объемы. Измерение данных показателей проводится с целью выявления особенностей физического строения. 

Рост, вес, последовательность увеличения разных частей тела и пропорции запрограммированы наследственностью и при благоприятных условиях развиваются в определенном порядке. В некоторых случаях этот порядок нарушается, что может вызвать необратимые изменения.


Исследуя антропометрические показатели, можно оценить физическое развитие и его соответствие возрастным нормам. Особенно это важно в детском возрасте.  Выявленные отклонения могут быть факторами риска или признаками некоторых заболеваний.
  1. Типы высшей нервной системы и их пластичность


Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в Павловском учении о высшей нервной деятельности. В основу классификации типов высшей нервной деятельности Павлов положил три основных свойства процессов возбуждения и торможения: сила, уравновешенность и подвижность. Тип как совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма и среды, проявляется в особенностях функционирования физиологических систем организма и, прежде всего самой нервной системы, ее высших «этажей», обеспечивающих высшую нервную деятельность.

Типы высшей нервной деятельности являются сплавом генотипа и фенотипа, врожденных –унаследованных признаков и приобретенных в процессе жизни каждым индивидуумом. Современные представления о типах высшей нервной деятельности в значительной степени могут отождествляться с четырьмя типами человеческого темперамента (холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический), выделенными еще Гиппократом (IV в. до н.э.) на основании наблюдения за поведением людей. Сложная комбинация передаваемых по наследству особенностей в сочетании с большим разноеобразием индивидуально приобретенного поведения (в тесной связи с расовыми, национальными, климатическими, социально-культурными условиями жизни современного человека) позволяет лишь в самых общих чертах идентифицировать определенный тип высшей нервной деятельности.

Сила процесса возбуждения определяется по скорости, величине и прочности выработки положительных условных рефлексов; сила процесса торможения оценивается по скорости, полноте и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения. По силе нервных процессов люди и животные делятся на 2 крайних типа: сильные и слабые. Свойство уравновешенности оценивается на основании сопоставления силы возбудительного и тормозного процессов. Если оба процесса сильные, то говорят, что они уравновешены, если какой – то процесс превалирует (чаще это бывает возбудительный процесс) над другим, то делают заключение об неуравновешенности основных нервных процессов. По этому признаку делятся на уравновешенных и неуравновешенных. Еще одно свойство, лежащее в основе классификации типов ВНД – подвижность нервных процессов. Это свойство оценивается по скорости переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот).


Комбинация этих параметров центрального возбуждения и торможения образует следующие четыре типа ВНД:

Сангвинический тип характеризуется достаточной силой и подвижностью возбудительного и тормозного процессов (сильный, уравновешенный, подвижный).

Флегматический тип отличается достаточной силой обоих нервных процессов при относительно низких показателях их подвижности (сильный, уравновешенный, инертный).

Холерический тип характеризуется высокой силой возбудительного процесса с явным преобладанием его над тормозным и повышенной подвижностью основных нервных процессов (сильный, неуравновешенный, безудержный).

Меланхолический тип характеризуется явным преобладанием тормозного процесса над возбудительным и их низкой подвижностью (слабый, неуравновешенный, инертный).

Необходимо иметь в виду, что отмеченные выше типы высшей нервной деятельности представляют собой крайние классические типы, которые в чистом виде либо вообще не встречаются, либо встречаются крайне редко.

На основании поведенческих признаков человеческие типы ВНД подразделяются также на: экстравертов (подвижные, коммуникабельные), которые в свою очередь подразделяются на стабильных (сангвиники) и нестабильных (холерики). Вторую группу по этой классификации составляют интроверты (инертные, малообщительные), они также подразделяются на 2 группы: стабильные (флегматики) и нестабильные (меланхолики).

Типы ВНД по Н. И. Красногорскому:

Сангвиник- Сильный, оптимально возбудимый, уравнове­шенный, быстрый тип. Все отделы головного мозга ра­ботают согласованно, в гармоническом взаимодейст­вии. Положительные условнорефлекторные связи образуются быстро и являются устойчивыми. Интенсивность реакций соответствует силе раздражителей. Условные тормозные реакции также образуются быстро, они сильны и устойчивы. Сильные нервные клетки коры и нормально возбудимые подкорковые области обеспечивают хорошую приспособляемость к требованиям окружающей среды. Деятельность коры характеризуется высокой подвижностью. Это живой темперамент, не вызывающий трудностей при воспитании. Речевые реакции образуются быстро и соответствуют возрастным нормам. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонация­ми и ударениями, уравновешенная и плавная. Она сопровождается живой жестикуляцией, выразитель­ной мимикой и эмоциональным подъемом.