Файл: 1 разработка сценария внедрения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 712

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
Рисунок 1.4 – Схема обследования предприятия
Вторая стадия работы, к которой обязательно привлекаются заинтересованные представители заказчика, а при необходимости и независимые эксперты, состоит в анализе модели «Как есть», выявлении ее недостатков и узких мест, определение путей со- вершенствования системы управления на основе выделенных критериев качества.
Третья стадия анализа, содержащая элементы проектирова- ния, – создание усовершенствованной обобщенной логической модели, отображающей реорганизованную предметную область или ее часть, которая подлежит автоматизации – модель «Как должно быть» (As To Be).
Заканчивается процесс (четвертая стадия) разработкой
«Карты автоматизации», представляющей собой модель реорга-

13 низованной предметной области, на которой обязательно обозна- чены «границы автоматизации».
В большинстве случаев модель «Как есть» улучшается сис- темным аналитиком за счет устранения очевидных несоответст- вий и узких мест, а полученный таким образом вариант модели рассматривается в дальнейшем в качестве предварительной мо- дели «Как должно быть», которая впоследствии дополняется в соответствии со стратегией развития предприятия (рисунок 1.5).
Рисунок 1.5 – Стадии построения модели информационной системы
На стадии анализа требований к проектируемой системе и вводятся:
– классы пользователей и соответствующие диаграммы бизнес-транзакций;
– модели (диаграммы) процессов прикладной деятельности и соответствующие перечни функциональных задач ИС;
– классы объектов предметной области и соответствующие диаграммы «сущность-связь», отражающие информационную модель этой предметной области;
– топология расположения подразделений и пользователей, обслуживаемых данной ИС;
– параметры защиты данных, информации и самой системы.
Основным документом, отражающим результаты работ пер- вого этапа создания ИС, является техническое задание на проект
(разработку), содержащее, кроме вышеперечисленных определе- ний и спецификаций, также сведения об очередности создания системы, сведения о выделяемых ресурсах, директивных сроках проведения отдельных этапов работы, организационных проце-

14 дурах и мероприятиях по приемке этапов, защите проектной ин- формации и т. д.
Следующий этап – проектирование. В реальных условиях проектирование – это поиск, моделирование способа разработки, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных началь- ных условий и ограничений. Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. Основная задача любого успешного проекта заключается в том, чтобы на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуата- ции можно было обеспечить:
– требуемую функциональность системы и степень адапта- ции к изменяющимся условиям ее функционирования;
– требуемую пропускную способность системы и мини- мальное время реакции системы на запрос;
– безотказную работу системы в требуемом режиме, го- товность и доступность системы для обработки запросов пользо- вателей;
– простоту эксплуатации и сопровождения системы;
– необходимую безопасность данных и права доступа пользователей.
Производительность и надѐжность являются главными фак- торами, определяющими эффективность системы. Хорошее про- ектное решение служит основой высокопроизводительной систе- мы.
Проектирование информационных систем охватывает три основные области:
– проектирование структур данных, которые будут реали- зованы в базе данных;
– проектирование программ, экранных форм, отчетов, ко- торые будут обеспечивать выполнение запросов к данным;
– проектирование конкретной среды или технологии, а именно: топологии сети, конфигурации аппаратных средств, ис- пользуемой архитектуры, параллельной обработки, распределен- ной обработки данных и т. п.
На основе результатов системного анализа на стадии пред- варительного проекта разрабатываются:


15
– проект программно-аппаратной реализации, проект поль- зовательских интерфейсов и технологии работы пользователей в системе;
– архитектура распределенной системы и спецификации телекоммуникационной сети;
– модели (диаграммы) потоков данных;
– функциональные блок-схемы прикладного и системного программного обеспечения (последние – в соответствии с приня- тыми моделями среды ИС и профилями стандартов).
Стадия предварительного проекта может предусматривать прототипирование фрагментов, важных с точки зрения пользова- теля для проверки их соответствия требованиям на ранней фазе разработки.
На стадии детального проектирования разрабатываются:
– комплексы функциональных программ ИС и проект реа- лизации среды ИС;
– структуры данных, средства ведения баз данных;
– сетевые адреса, протоколы телекоммуникаций и другие компоненты среды обмена информацией, включаемые в состав проектируемой ИС;
– правила разграничения доступа пользователей и средства их реализации.
Стадия реализации ИС предусматривает разработку и тести- рование компонентов и комплексное тестирование системы.
Стадия эксплуатации и сопровождения предусматривает контроль функционирования ИС, внесение требуемых изменений в информационную базу в процессе текущей работы и модерни- зацию функций ИС силами прикладных специалистов с помощью инструментальных средств, встроенных в систему.
Этапы разработки, тестирования, внедрения, эксплуатации и сопровождения ИС объединяются термином – реализация. Реали- зация ИС является чрезвычайно сложным многоаспектным процес- сом, осуществляемым на базе совокупностей (профилей) гармони- зированных международных стандартов, спецификаций и соглаше- ний. Такая практика является залогом того, что создаваемая ин- формационная система будет реализована как «открытая система».
Иными словами такая ИС будет масштабируема, мобильна, пере- носима, обладать дружественными интерфейсами и т. д.

16
Жизненный цикл ИС формируется в соответствии с прин- ципом нисходящего проектирования и, как правило, носит спи- рально-итерационный характер. Реализованные этапы, начиная с самых ранних, циклически повторяются в соответствии с измене- ниями требований и внешних условий, введением дополнитель- ных ограничений и т. п. На каждом этапе жизненного цикла по- рождается определенный набор технических решений и докумен- тов, при этом для каждого этапа исходными являются документы и решения, принятые на предыдущем этапе. Жизненный цикл ИС заканчивается, когда прекращается еѐ программное и техниче- ское сопровождение.
1.2.2 Реинжиниринг бизнес-процессов
Внедрение информационных технологий и реализованных на их основе информационных систем в повседневную деятель- ность предприятия дает ему тактические и долгосрочные пре- имущества в бизнесе. Стремление руководства к использованию
ИТ может остаться лишь благими намерениями, если оно не бу- дет следовать сложившимся требованиям и правилам разработки, проектирования и внедрения ИТ. Выше говорилось о базовых требованиях к стандартизации объектов и функциональных за- дач, без которых реализуемая система не будет являться откры- той системой, что приведет впоследствии к многочисленным проблемам при ее внедрении и эксплуатации.
Следование требованиям стандартов при разработке ИС ав- томатически приводит к тому, чтобы само предприятие – внеш- няя среда для ИС – также отвечало необходимым требованиям: определение и стандартизация классов пользователей и объектов, топология потоков данных и работ, архитектура наследуемых и разрабатываемых подсистем, состояние бизнес-процессов и т. д.
Бизнес-процесс представляет собой систему последователь- ных, целенаправленных и регламентированных видов деятельно- сти, в которой посредством управляющего воздействия и с по- мощью определенных ресурсов за определенное время входы процесса преобразуются в выходы – в результаты, представляю- щие ценность для потребителя и приносящие прибыль изготови- телю.


17
Стандартный бизнес-процесс в масштабах предприятия реа- лизуется в виде сети основных, вспомогательных, поддерживаю- щих и управленческих процессов (рисунок 1.6).
Рисунок 1.6 – Содержание стандартного бизнес-процесса предприятия
При этом разделение на основные и вспомогательные про- цессы в определяющей степени зависит от предметной области и направления деятельности предприятия: для производственной компании, например, деятельность юридического отдела является вспомогательной, а для юридической или консалтинговой фирмы
– основной. Идентификация процессов является обязательным условием, без реализации которого невозможна информатизация деятельности.
Руководители предприятия, решившиеся на внедрение ИТ, должны твердо усвоить – начало работ по проектированию ин- формационной системы чаще всего влечет за собой обязательный реинжиниринг бизнес-процессов! Реинжиниринг представляет собой множество методик и рекомендаций, среди них нужно вы- брать те, которые наилучшим образом удовлетворяют поставлен- ным целям.

18
Реинжиниринг бизнес-процессов – это совокупность мето- дов и действий, служащих для перепроектирования процессов в соответствии с изменившимися условиями внешней и внутренней среды и/или целями бизнеса.
Существует несколько базовых правил, которых следует придерживаться в процессе проведения реинжиниринга:
– разработка последовательных пошаговых процедур для перепроектирования процессов;
– использование в проектировании стандартных языков и нотаций;
– наличие эвристических и прагматических показателей, позволяющих оценить или измерить степень соответствия пере- проектированного процесса или функциональности заданным це- лям;
– подход к решению частных задач и к их совокупности должен быть системным;
– даже небольшое улучшение должно давать быстрый по- ложительный эффект.
Реинжиниринг деловых процессов и функций начинается с пересмотра целей предприятия, его структуры, анализа потребно- стей внутренних пользователей и рынка, производимых продук- тов и услуг (рисунок 1.7).
Перепланирование целей и задач предполагает пересмотр политики предприятия и ответа на следующие вопросы:


Какие новые вызовы предъявляют нам изменившиеся усло- вия бизнеса?
Что представляет предприятие сейчас, и что мы хотим от него в будущем?
Каких именно потребителей мы обслуживаем, насколько мы удовлетворяем их требования и ожидания, и что нужно сделать для привлечения новых?
Какие именно показатели определяют эффективность дея- тельности предприятия, производительность труда и качество продукта, является ли это определение полным и адекватным?

Какие именно информационные технологии и средства по- могут нам в этом?

19
Рисунок 1.7 – Системный подход к реинжинирингу процессов
Для ответа на эти ключевые вопросы необходимо в первую очередь провести детальное описание бизнес-архитектуры пред- приятия, его бизнес-логики, построить функциональную модель взаимодействия бизнес-процессов, ресурсов и персонала и отра- зить еѐ в архитектуре ИС, содержании модулей информационных подсистем и визуализации форм представления информации. Не- обходимо также иметь методики и инструменты реорганизации процессов, решения прикладных задач и управления проектом реинжиниринга (рисунок 1.8). Описание бизнес-архитектуры предприятия позволяет:
– построить схему основных потоков данных, работ, дви- жения финансов и документов;
– понять, как информация распределяется между подраз- делениями, и кто является конечным пользователем в том или ином бизнес-процессе;
– описать взаимодействие процессов и модулей информа- ционной системы;
– определить критическую важность видов информации для конкретных уровней управления предприятием;
– выявить дублированные структуры и связи.

20
Рисунок 1.8 – Базовая основа улучшения процесса
Результатом такого описания является:
– уточненная карта сети процессов;
– матрица взаимосвязей процессов и подразделений, во- влеченных в эти процессы;
– информация о том, какие системы автоматизации суще- ствуют, при выполнении каких операций используются, где и ка- кие данные используются, какие системы автоматизации и ин- форматизации необходимо разработать;
– функциональные схемы потоков данных (Data Flow), ра- бот (Work Flow), финансовых потоков (Cash Flow), потоков управленческих воздействий (Control Flow) и документооборота
(Doc Flow).
Функциональная модель поможет составить точные специ- фикации всех операций, процедур и взаимосвязей между ними.
Такая модель, если она построена правильно, обеспечивает ис- черпывающее описание о функционирующем процессе и обо всех имеющихся в нем потоках информации. Эта модель описы- вает состояние «Как есть» (As Is). По результатам анализа воз- можных путей улучшения от реальной модели нужно перейти к модели, характеризующей улучшения – модель «Как будет» (As
To Be), вариант – «Как должно быть» (рисунок 1.9).


21
Рисунок 1.9 – Схема реинжиниринга бизнес-процесса
Функциональное моделирование является достаточно серь- езной проблемой, полнота и соответствие построенной модели зависят как от средств моделирования, так и от квалификации специалистов, выполняющих это моделирование.
Реинжиниринг бизнес-процессов является сложным и мно- гоаспектным проектом, требующим тщательного планирования и проработки деталей. В таблице 1.1 показаны основные этапы ре- инжиниринга.
Таблица 1.1 – Основные этапы реинжиниринга
Этап
Мероприятия
Планирование и начало работ
Выявление главных причин проведения ре- формы на предприятии и оценка последствий отказа от такой реформы
Выявление важнейших процессов, требующих реинжиниринга
Выявление единомышленников среди руково- дства и создание рабочей группы из предста- вителей администрации
Обеспечение поддержки проекта руково- дством
Подготовка плана проекта: определение объе- ма, обозначение измеримых целей, выбор ме- тодологии, составление подробного графика

22
Этап
Мероприятия
Согласование целей и объемов проекта с ру- ководством
Формирование группы реинжиниринга
Выбор консультантов или внешних экспертов
Проведение вводного совещания
Доведение целей проекта до руководителей низшего звена; начальное информирование всей организации
Обучение группы реинжиниринга
Подготовка плана и начало работ
Исследования
Аналитическое исследование опыта компаний с подобными процессами
Опрос клиентов и контрольных групп для вы- явления существующих и будущих требова- ний
Опрос служащих и руководителей для выяв- ления вопросов; мозговой штурм
Поиск в литературе и прессе данных о тен- денциях в отрасли и о чужом опыте
Оформление подробных документов на ис- ходные процессы и сбор рабочих данных; вы- явление недоработок
Обзор изменений и вариантов технологий
Опрос владельцев и представителей руково- дства
Посещение кружков и семинаров
Сбор данных от внешних экспертов и кон- сультантов
Проектирование
Мозговой штурм и выработка новаторских идей; упражнения по творческому мышле- нию, чтобы «снять шоры»
Проработка сценариев «а что, если?» и при- менение «шаблонов успеха» других компаний
Создание при помощи специалистов 3–5 мо- делей; разработка комплексных моделей, в которых собрано лучшее от каждой из преды- дущих
Создание картины идеального процесса
Определение моделей нового процесса и их графическое представление