Файл: Управление социальнопсихологическим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для описания типов поведения людей в кон­фликтной ситуации К.Томас (8, С.225) предложил использовать двухмерную модель регулирования конфликта, основ­ными измерениями которой составляют два независи­мых параметра:

- степень реализации собственных интересов, достижения своих целей,

- уровень кооперативности, учет интересов дру­гой стороны.

Ниже приводятся возможные стратегии поведения в ситуации конфликта (18, С.187).

Конкуренция (борьба) - характеризуется высокой ориентацией обеих сторон на собственные интересы и полное пренебрежение интересами соперника.Индивид применяет все доступные ему сред­ства для достижения поставленных целей: власть, при­нуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне зна­чимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппо­нентам и непримиримый антагонизм к другим участни­кам конфликта в случае их сопротивления. Условия применения данного стиля:

  • восприятие ситуации как крайне значимой для ин­дивида;

  • наличие большого объема власти или других воз­можностей настоять на своем;

  • ограниченность времени решения ситуации и не­возможность длительного поиска взаимоприемле­мого решения;

  • необходимость сохранить «свое лицо» и действо­вать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.

При выборе данного стиля поведения руководителем конфликт может быть до конца не решен, а точка зрения руководителя навязана подчиненному. Особенность данного стиля поведения состоит в том, что подчиненных заставляют отказываться от своих точек зрения, используются угрозы, наказания. Это может вести к подавлению работника, его уходу или увольнению из организации.

Избегание - низкая ориентация как на свои интересы, так и на интересы партнёра. Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воз­держивается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:


  • исход конфликта для индивида не особенно важен.

  • ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников;

  • у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;

  • исход конфликта для индивида не особенно важен.

Целесообразность применения данного стиля руководителем:

  • руководитель чувствует высокую напряженно коллективе и ощущает необходимость снижения накала взаимоотношений;

  • у руководителя много забот и он не хочет быть вовлеченным в конфликтную ситуацию и нести дополнительные затраты времени и сил;

  • руководителю необходимо выиграть время (заручиться поддержкой, получить дополнительную информацию);

  • руководитель считает, что немедленное обсуждение проблемы может привести к обострению ситуации.

Данная форма поведения у исполнителя позволяет ему выйти из конфликтного взаимодействия без ущерба для своих интересов, однако, и без разрешения самого конфликта. Если такую форму избирает руководитель, то это позволяет ему избежать ответственности, не вникать глубоко в проблему, находясь как бы в тени, от решения конфликта.

Уступчивость (приспособление) - пренебрежение собственными интересами в пользу интересов партнёра. Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

Данный подход возможен, если:

  • вклад индивида не слишком велик; а возможность проигрыша слишком очевидна;

  • предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида;

  • сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;

  • у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Такое поведение в конфликте используется руководителем, если он крайне заинтересован в сохранении хороших отношений с подчиненными, коллегами; уступает, считая, что не прав сам.

Компромисс - готовность частично поступиться собственными интересами при условии, что соперник поступится своими.

При компромиссе действия участников направле­ны на поиск решения за счет взаимных уступок, на вы­работку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при усло­вии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет боль­шого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.



Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве кон­фронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предпола­гает устранение причин, его породивших, то только стиль сотрудничества реализует данную задачу полно­стью. При избегании и уступчивости решение конфлик­та откладывается, а сам конфликт переводится в скры­тую форму. Компромисс может принести лишь частич­ное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устраняются.

В некоторых случаях считается, что конфронта­ция в разумных контролируемых пределах более про­дуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сгла­живание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что пред­ставляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия. Реальное поведение личности в конфликте не сводится только к одному из указанных стилей, a включает элементы всех стилей поведения, но с разными «весами».

Перечисленные четыре стратегии поведения, как правило, при­водят к ущемлению интересов одной из сторон. В результате дру­гая захочет когда-нибудь взять реванш.

Существует пятая стратегия решения конфликтной ситуации, которую используют не слишком часто. Это стратегия сотрудни­чества. Сотрудничество означает готовность сторон начать поиск взаимовыгодного решения проблемы, забыть старые обиды, личные предрасположенности. Эта стратегия также имеет название разум­ного противостояния. Оно состоит в том, чтобы предоставить противоположной стороне максимум полезной информации, сопро­вождаемой минимумом угроз и сопутствующего стресса.

Сотрудничествоозначает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе
возможно всестороннее обсуждение вопроса, возник­ших разногласий и выработка общего решения с со­блюдением интересов всех участников.

Для предотвращения конфликтов необхо­димо принимать во внимание и такие индивидуальные особеннос­ти своих партнёров и оппонентов, как их повышенная эмоциональ­ная возбудимость и неумение контролировать собственные эмо­ции. Эти особенности могут привести к резкому поведенческому "всплеску", который способен инициировать конфликт, о чём впоследствии сам индивид может пожалеть. На соотношение компо­нентов эмоциональной и рациональной реакции влияет также функ­циональное состояние человека. В состоянии утомления, эмоцио­нального или физического стресса, болезни возможность контроли­ровать свои поступки уменьшается, возрастает удельный вес спонтанных, бессознательных реакций. Во избежание неблагоприят­ных последствий в предконфликтных ситуациях вообще, в особен­ности, когда в них вовлечены лица с повышенной эмоциональной возбудимостью или находящиеся в состоянии стресса, надо старать­ся предотвращать подобные реакции. Поэтому не следует обсуж­дать с подчинёнными и коллегами их проблемы немедленно, лучше предоставить им достаточное время для того, чтобы остудить чувства и восстановить сознательный контроль.

Форма проявления конфликта может быть разной - постоянные опоздания на работу, нарушения технологических правил, частые несогласия с начальством и коллективом, но причина, большей частью не осознаваемая самим "виновником", одна - дефицит при­знания со стороны окружающих.

В профилактике возникновения конфликтных ситуаций важную роль играет коммуникация с сотрудниками, коллегами и оппонен­тами. Умение внимательно выслушивать занимает исключительно важное место в жизни человека и имеет два взаимодополняющих аспекта - непосредственно информационный и личностный. Чело­век, не умеющий выслушивать другого, лишён притока необходимой информации, он всё узнаёт последним, окружающие неохотно сообща­ют ему о своих идеях, подчинённые опасаются сообщать о допу­щенных им ошибках, которые могут нарастать, как снежный ком. Окружающие совершенно справедливо воспринимают такой стиль об­щения, как проявление невнимания, неуважения к их личности, что вызывает с их стороны обиды, раздражение и способствует возник­новению конфликтов, что приводит к ухудшению психологического климата в коллективе.

Традиционно конфликты в социальных структурах рассматривались как патология или нежелательные отклонения, влекущие за собой негативные последствия. Про­блема - в теоретическом и практическом аспекте - сводилась к тому, каким образом в общественном устройстве или функционировании организаций избежать конфликтов, признается необходимость управле­ния конфликтами.


Одной из задач нашего исследования было проведение диагностики социально-психологического климата в организации Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы. Исследование выбора стратегии поведения в конфликтных ситуациях медработниками проводилось по методике К. Томаса. Испытуемым было предложено представить конфликтную ситуацию, возникшую в процессе общения, а затем из опросного листа выбрать наиболее вероятный для них вариант поведения. Результаты были обработаны с помощью ключа, а затем сведены в Таблицу 5.

Наиболее избираемой медработниками в конфликтной ситуации получилась стратегия компромисса (7,82). При компромиссе действия участников направле­ны на поиск решения за счет взаимных уступок, на вы­работку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Вероятно, медперсонал выбирает такой стиль поведения вследствие того, что они имеют взаимоисключающие интересы, у них нет боль­шого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Таблица 5