Файл: Управление социальнопсихологическим.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Многие исследования показывают, что ключевую роль в синдроме «выгорания» играют эмоционально затрудненные или напряженные отношения в системе «человек-человек», как, например, отношения между лечащим врачом и трудными боль­ными, отношения между руководителем и подчиненными в кон­фликтных ситуациях или при неблагоприятном психологичес­ком климате в трудовом коллективе.

Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной на­сыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрас­тания частоты и продолжительности контактов разрушитель­ной или раздражительной природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится с количеством и качеством контак­тов, которые профессионал имел со своими подчиненными, кли­ентами, подопечными и т. д.

В настоящее время хорошо известны три модели «психичес­кого выгорания» и соответственные им методы его оценки (36, С.87). Согласно первой, одномерной, модели, «выгорание» - это состоя­ние физического и психического, и прежде всего эмоционально­го, истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоцио­нально перегруженных ситуациях общения. Данная трактовка близка пониманию «выгорания» как синдрома «хронической ус­талости». В противоположность двум другим подходам, привер­женцы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» ка­кими-либо определенными профессиональными группами.

Вторая модель принадлежит голландским исследователям. Они рассматривают «выгорание» как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Последняя проявляется в ухудшении отношения к другим (под­чиненным, пациентам, коллегам), иногда и к себе лично.

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К. Маслач и С. Джексон (32, С.277). В соответствии с данной моделью «вы­горание» понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и редукции своих личных достижений. Эмо­циональное истощение рассматривается как основная состав­ляющая «профессионального выгорания» и проявляется в сни­женном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. Вторая составляющая -
деперсонализация - проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях, это может быть повышение зависимости от других, в других - повышение негативизма, циничности уста­новок и чувств по отношению к рецепиентам: пациентам, кли­ентам, подчиненным и др. Третий компонент «выгорания» - редукция личных достижений - может проявляться либо в тен­денции к негативному оцениванию себя, своих профессиональ­ных достижений и успехов, негативизме относительно служеб­ных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собствен­ного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанно­стей по отношению к другим.

На основе модели К.Маслач и С.Джексон был разработан опросник ПВ («психическое выгорание») авторами Н.Е.Водопьяновой и Е.С.Старченковой (Приложение 3).

Исследование проводится индивидуаль­но или в группах персонала «сервисных» или коммуникатив­ных профессий : медперсонал, учителя, директора, менеджеры, преподаватели, психологи, консультанты, агенты и др.

Испытуемым выдается лист для ответов и оп­росник.

Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с ключом подсчитываются суммы баллов по трем субшкалам, фиксируются в протоколе.

Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал со сред­ними значениями в исследуемой группе или с демографически­ми данными (32, С.278).

Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная, зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе раз­вития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жиз­ни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаг­раждением появляются первые симптомы выго­рания. Изменение отношения к профессиональ­ной деятельности, от положительной до безраз­личной и отрицательной, можно проследить на примере поведения "выгоревшего" врача, кото­рый начинает воспринимать пациента исключи­тельно как медицинский случай ("почки" - из пя­той палаты, "инфаркт" - из восьмой). Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и со­здает угрозу для личностного развития предста­вителей социальной профессии.

Сложный характер синдрома профессионального выгорания, а также разнородность интерпре­тации его причин и проявлений требуют поиска ис­следовательских стратегий и создания соответст­вующего психологического инструментария.

Испытывая удовлетворённость в процессе совместной деятельности, медработники испытывают удовлетворённость и от работы.

Социально-психологический климат представляет собой систему эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Самочувствие коллектива, его психологическое состояние складывается под влиянием разных факторов. В данной работе будут рассмотрены такие условия социально-психологического климата как типы поведения сотрудников в конфликтных ситуациях, отношение каждого члена организации к своему коллективу как целому и отношения между конкретными людьми.

К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или "климатические возмущения". Социально-психологический конфликтбольшинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей.Конфликты, возникающие в коллективах медработников, по своей природе являются конфликтами межличностными, так как отражают ситуации взаимодействия людей, при которых они или преследуют несовместимые цели деятельности, или по-разному понимают способы и средства их достижения.

Исследуя уровень эмоционального фона коллектива, получили следующие значения (Таблица 4):

Таблица 4

Средние значения медперсонала центральной районной больницы по субшкалам

Группа

Субшкалы

Эмоциональное истощение

Деперсонизация

Редукция личных достижений

Медицинский персонал (медсёстры, врачи)

22,4

10,2

32,0


Полученные значения соответствуют среднему уровню по субшкалам. Это ещё не высокий уровень, но уже и не низкий. Возможны изменения в эмоциональном поведении сотрудников. Корреляция по каждому из трёх компонентов подтвердила достоверность полученных данных.


  1. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологическо­го климата В. М. Шепель. По его мнению, психологический климат это эмоциональная окраска психологических связей членов коллек­тива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отно­шений между людьми состоит из трех климатических зон.

  2. Социально-психологический климат - это интеграл более част­ных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей - менеджеров и членов группы.

  3. Благоприятный социально-психологический климат переживается как состояние удовлетворенности каждого человека своим трудом и вза­имоотношениями с сотрудниками.

  4. К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относят синдром эмоционального истощения или «синдромом профессионального выгорания».


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Организационные конфликты и пути их преодоления

Для конфликтной ситуации характерно следующее: неспособ­ность и нежелание выслушать и понять доводы противника; резкое возрастание эмоциональной напряжённости, выражающейся в агрес­сивности, неустойчивости и неконтролируемости реакций конфлик­тующих сторон; переход предметного конфликта на личностный; затрагивание личностных интересов конфликтующих сторон, взаим­ное удовлетворение которых кажется несовместимым.

Конфликты могут быть следствием различных причин (8, С.59). Первая группа — профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессиональной деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др.

Вторая группа — конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение члена группы не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и пациентам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей "ролевого" характера.

Третья группа — конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.

Логика разрешения конфликтов складывается из следующей последовательности действий: предупреждение конфликта; управление конфликтом, если он уже возник; принятие оптимальных решений в конфликтной ситуации; разрешение конфликта. На этапе предупреждения конфликта важно выяснить, почему данный человек поступает именно таким образом. Руководителю медицинского коллектива нельзя оставаться безразличным к намечающемуся конфликту, поэтому он может вывести участников конфликта на открытый контакт, на совместный анализ и обсуждение сложившейся ситуации. На этапе управления конфликтом руководитель проводит индивидуальные беседы, обеспечивает психологическую подготовку каждого участника конфликта к предстоящей встрече, общению. Если конфликт не удается остановить на начальном этапе, разрабатывается тактика и стратегия его разрешения. Оно может быть связано с тем, что конфликтующим членам коллектива создаются такие условия, чтобы они некоторое время не контактировали между собой или эти контакты были ограничены. Конфликты профессиональные, ролевого ожидания устраняются путем изменения условий труда. Сложнее устраняются конфликты личностной несовместимости. В таких случаях руководителями избираются такие пути разрешения конфликтов, при которых конфликтующие стороны вынуждены признать факт существования другой точки зрения, другого подхода, проявления индивидуальных особенностей.