Файл: Тест ваш образ жизни (Качан Л. Г. Формирование современных знаний о здоровье и зож. Метод пособие. Новокузнецк, 2002. С. 45).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Количество детей, имеющих суммарный балл 20 и меньше 20.
Количество детей, имеющих суммарный балл больше 20
Поэтому необходимо внимательно проанализировать внешкольный режим, взаимоотношения с родителями, дополнительные нагрузки (кружки, секции и т.д.), особенности функционального и психического развития.
Однако в некоторых учебных заведениях, суммарный балл больше 20 может отмечаться у большего процента учащихся, и тогда следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя и т.д. У этих детей проявляется комплекс неблагоприятных изменений: утомление, снижение работоспособности, нарастающая рассеянность, неспособность организовать свою деятельность без постоянного контроля со стороны взрослых.
Педагогу важно знать и учитывать особенности поведения отдельных детей. Например, отношение к школьным оценкам, эмоциональную неустойчивость в новых ситуациях, трудности организации деятельности и т.п. Необходимо внимательное наблюдение за теми детьми, у которых баллы по разным показателям сильно различаются. Например, жалоб нет (показатель 5), а имеются страхи, тики (показатель 8).
АНКЕТА 5
Напряженность адаптации (для учащихся начальных классов)
Школа Класс Дата заполнения
Фамилия Имя
Возраст лет
Посещает группу продленного дня (да, нет)
Наблюдения за поведением учащегося в школе (заполняет учитель)
Показатели поведения и состояния ребенка | Никогда | Редко | Часто | Всегда |
0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | |
1. Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает | | | | |
2. Быстро нарастает утомление, становится вялым рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит» инструкцию учителя | | | | |
3. На низкие оценки реагирует плачем, истерикой, отказом от работы, может вступить в спор с учителем | | | | |
4. На контрольных работах (или перед ней) чрезмерно тревожен, не уверен в своих силах, беспокоен, руки становятся холодными и потными, не понимает задания, задает много вопросов, делает ошибки в заданиях, которые, казалось бы, хорошо знает. | | | | |
5. В процессе урока не может сконцентрироваться на а-дании, не понимает и не может выполнить инструкцию, не удерживает ее или быстро забывает, постоянно отвлекается, требует дополнительного контроля учителя, более детального индивидуального объяснения. | | | | |
б. При выполнении здания задает много вопросов | | | | |
7. На переменах становится особенно агрессивным, драчливым, неуправляемым, не реагирует на замечания взрослых, «не слышит» их (надо сказать несколько раз или держать за руку) | | | | |
8. Приходит в школу не готовым- постоянно все забывает (учебники, тетради, пенал, альбом, ручки, карандаши и т.п.) | | | | |
Суммарный балл | |
Анализ анкеты 5 (проводится педагогом, психологом)
Эта анкета позволяет оценить успешность адаптации ребенка к обучению и выявить отклонения в состоянии ребенка, свидетельствующие о нарушении адаптации и значительном напряжении организма. Анкета заполняется учителем.
Анализ анкеты может проводиться педагогом или психологом. В анкете каждого ребенка определяется суммарный балл по всем показателям. При суммарном балле менее 7 — состояние ребенка не вызывает тревоги, адаптация благоприятная; при суммарном балле от 7 до 14 - у ребенка наблюдается напряжение адаптации, в этом случае следует обратить внимание на проблемы ребенка, проанализировать режим, нагрузку, трудности. При суммарном балле больше 14 — у ребенка наблюдается выраженное напряжение адаптации, в этом случае необходимо обратить внимание на состояние здоровья, нормализовать режим, возможно, использовать вариант щадящего режима, снять дополнительные нагрузки, детально проанализировать все проблемы ребенка вместе с родителями, психологом, школьным врачом и разработать программу помощи ребенку.
В сводную таблицу по классу (5.11) вносят индивидуальные данные (балл по каждому показателю и суммарный балл) по каждому учащемуся. Вычисляется процент учащихся, имеющих суммарный балл: 14 и меньше, а также больше 14. Если большинство учащихся имеют суммарный балл 14 и меньше 14, то это свидетельствует о том, что в целом адаптация учащихся протекает благоприятно, без признаков напряжения.
При проведении экспериментальной апробации системы индикаторов оценки деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся были высказаны пожелания педагогов более подробно охарактеризовать тех учащихся, у которых адаптация к обучению протекает напряженно, и указать возможные причины неблагоприятной адаптации. Как показали наши исследования, высокая степень напряжения адаптации наблюдается у небольшого числа детей. Это дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций
, как правило, они плохо справляются с учебной программой. Неблагоприятно протекает адаптация у значительной части детей, занимающихся по чрезмерно насыщенным и интенсифицированным учебным программам, а, также в тех случаях, когда условия обучения существенно превышают функциональные возможности организма ребенка и особенно его нервно-психической сферы. В настоящее время это особенно актуально в связи с введением в школах различных инновационных программ обучения. Среди детей с неблагоприятной адаптацией могут быть ученики с пограничными состояниями, с нарушениями психоневрологической сферы, а также дети, имевшие трудности обучения уже в перовом классе, наконец, это могут быть просто «перегруженные» дети, занимающиеся дома дополнительно иностранным языком, музыкой, проводящие длительное время перед телевизором и компьютером. Так или иначе плохое поведение — сигнал для тревоги, повод разобраться в причинах трудностей адаптации ребенка к обучению.
Таблица 5.11
Результаты анализа анкеты наблюдений за поведением ребенка в школе
Фамилия, имя учащегося | Показатели | Суммарный балл | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1. | | | | | | | | | | | |
2. | | | | | | | | | | | |
3. | | | | | | | | | | | |
4. | | | | | | | | | | | |
. . 30. | | | | | | | | | | | |
Количество детей, имеющих суммарный балл 14 и меньше.
Количество детей, имеющих суммарный бал больше 14 (%)
Таким образом, анализ и сопоставление этих двух анкет позволяет увидеть первые проявления изменения состояния, признаки функционального неблагополучия организма и напряжения адаптации.
Анкета ЗОЖ
Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.
Для анализа изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни следует учитывать те варианты образовательных программ по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются в данном образовательном учреждении. В зависимости от варианта используемых программ могут быть применены анкеты оценки знаний учащимися основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (3—4 классов), среднего (5—7 классов) и старшего (8—11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.
Далее приводятся анкеты для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.
Анкеты разработаны институтом возрастной физиологии РАО, под руководством д.б.н. М.М. Безруких.
Инструкция по заполнению анкет ЗОЖ
Анкета ЗОЖ предназначена для оценки знаний учащегося основ здорового образа жизни. Разработано 3 типа анкет: для учащихся младшего (3-4 классов), среднего (5—7 классов) и старшего (8—11 классов) возраста с учетом их возрастных особенностей. Каждая анкета содержит вопросы, адаптированные для данного возраста.
При ответах на вопросы учащиеся 3-4 классов внимательно читают вопрос и отмечают крестиком в свободных клетках те ответы, которые им кажутся правильными.
Учащиеся 5-11 классов на вопрос 1 в свободные клетки вписывают баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для него). На вопрос 2 учащиеся отмечают 4 наиболее важных для себя ответа. При ответе на остальные вопросы учащиеся выбирают один из вариантов ответа. Не должно оставаться ни одного вопроса без ответа. Учащихся 5—7 и 8-11 классов должны знать, что вопросы в их анкетах расположены на двух страницах (см. на обороте анкеты). При ответе на вопросы п.8 в анкетах ЗОЖ 5-7 и 8—11 классов сначала следует ответить на 1-й вопрос — отметить свободные клетки в первом столбике в соответствии с ответом, затем на 2-й вопрос - отметить клетки во 2-м или 3-м столбиках.
Ключи к анкетам ЗОЖ
Ключи для обработки результатов анкетирования выполнены в форме таблиц, каждый из разделов которых предназначен для оценки одного из показателей. Для удобства пользования таблицей строка, в которую записываются данные для анализа, выделена серым цветом.
Каждый из вариантов ответа учащегося имеет определенную «цену» в баллах, которая в большинстве случаев указана в скобках в одной клетке с ответом. В строку «баллы» вписываются только числа, соответствующие указанным учащимся ответам. Их сумма записывается в той же строке в правом столбике.
Анкета ЗОЖ
для учащихся 3—4 классов
№ школы Класс Дата рождения г.
Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 200 г.
1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
мыло □ зубная щетка □ полотенце для рук □
мочалка □ зубная паста □ шампунь □
тапочки □ полотенце для тела □
2. На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
Завтрак | 08.00 | 09.00 |
Обед | 13.00 | 15.00 |
Полдник | 16.00 | 18.00 |
Ужин | 19.00 | 21.00 |
| □ | □ |
3. Оля, Вера и Таня не могут решить — сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав.