Файл: Введение. В представленном методическом пособии к аудиторной работе изложены темы по наиболее актуальным вопросам общей и частной реабилитологии. При разборе каждой темы уделяется большая роль медицинской сестры в том или ином аспекте реабилитации. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1062
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Темпа выполнения упражнений (медленно средне быстро) 1вЗп 1-2111-11 -
Ритма (он облегчает выполнение, если вырабатывается автоматизм).
Сложные упражнения требуют большой воли и внимания - создают нагрузку, утомляют.
Упражнения на расслабление и статические дыхательные снижают нагрузку.
Положительные эмоции помогают выполнять упражнения и быстрее наступает лечебный эффект.
Степень усилия при тренировке паретичных мышц требует больших усилий.
Принцип рассеянной нагрузки помогает и предупреждает развития утомления.
Использование предметов и снарядов в выполнении упражнений увеличивает нагрузку. Можно относительно точно дозировать нагрузку, зная режим движений больного и проводя медико - педагогические наблюдения. Следует помнить, что нагрузка для больного должна быть чуть меньше оптимальной.
Общая нагрузка на занятиях ЛФК определяется её интенсивностью, длительность, плотностью и объемом.
Пороговая интенсивность определяется не велоэргометре. Длительность нагрузки определяется общим временем занятий.
Плотность - временем фактического выполнения упражнения.
Объем нагрузки представляет общую работу, выполненную на занятия.
Вопросы:
-
Перечислите основные методы реконструктивной хирургии. -
Укажите необходимость применения методов реконструктивной хирургии в реабилитационном процессе. -
Назовите основные компоненты психологической реабилитации. -
Дайте определение физиотерапии. -
Укажите преформированные и непреформированные факторы. Применяемые для физиотерапевтического лечения. -
Показания и противопоказания для физиотерапии. -
Определение ЛФК. Виды ЛФК.
Задания на уяснение темы занятия:
Тестовый контроль:
-
Физиотерапевтическими подразделениями являются:
-
Физиотерапевтический кабинет
Б. Физиотерапевтическое отделение
-
Санаторий-профилакторий
-
Какие аппараты должны находиться в ФТ кабинете?
А. Портативный аппарат УВЧ- терапии
Б. Аппарат для гальванизации и лекарственного электрофареза
В. Аппарат для ультразвуковой терапии
Г. Стандартные высокочастотные аппараты
-
В чем заключаются должностные обязанности среднего медицинского персонала ФТО?
-
Подготовка больного к проведению процедуры
Б. Измерение температуры тела
-
Проведение процедуры
Г. Измерение АД при необходимости
4. Физиотерапевтические подразделения могут входить в состав реабилитационного центра:
А. Да
Б. Нет
-
Правила техники безопасности в ФТО:
А. Заземление аппаратов
Б. Снятие металлических предметов перед процедурой
В Исправность аппаратов
Г. Все вышеперечисленное
6. Какие неотложные состояния могут возникнуть при проведении физиотерапевтических процедур?
-
Перелом бедра
Б. Электрохимический ожог
-
Электротравма
Г. Все вышеперечисленное
-
Этапы сестринского процесса в ФТО:
-
Обследование пациентов
Б. Выставление сестринского диагноза
-
Планирование медицинской помощи
Г. Выполнение лечебных процедур
Д. Оценка полученных результатов
Е. Все перечисленное
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
На каких этапах медицинской реабилитации назначают физические факторы?
-
Только на стационарном лечении
Б. На стационарном этапе
-
Амбулаторно-поликлиническом этапе
Г. Санаторном этапе
Д. Правильно Б, В, Г,
Ситуационные задачи:
Задача №1
В работе медсестры физиоотделения отмечаются неполадки с аппаратом. Вопросы:
-
Какова тактика медсестры в данной ситуации? -
Основные должностные обязанности медсестры физиокабинета
Задача №2
В кабинет физиолечения пришла больная и перед процедурой не сняла металлические предметы.
Вопросы:
-
Можно ли проводить медсестре процедуру? -
Какова тактика медсестры в данной ситуации?
-
Ибатов, А. Д. Основы реабилиталогии [Текст] / А. Д. Ибатов, С. В. Пушкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с. -
Козлова, Л. В. Основы реабилитации для медицинских колледжей [Текст] : учебное пособие. - 5-е изд. / Л. В. Козлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 475 с. -
Соколова Н.Г., СоколоваТ.В. Физиотерапия. Серия «Медицина для вас» Ростов н/Д: Феникс, 2004 – 320с.
Лекция №5. «Реабилитация пациентов с травмами и заболеваниями опорно-двигательной системы».
(2 часа)
1. Значение изучения темы: Актуальность занятия данной темы характеризуется тем, что травмы и заболевания опорно-двигательной системы, относятся к категории не только наиболее частых, но и наиболее важных в социальном и медицинском аспекте. О чем свидетельствует статистика распространенности, временной и стойкой нетрудоспособности, смертности и больничной летальности, как в нашей стране, так и за рубежом
2. Учебная цель: после изучения темы обучающийся должен:
иметь представление: об основных методиках реабилитации больных с патологией опорно-двигательного аппарата.
Знать: виды, основные принципы реабилитации больных с патологией опорно-двигательного аппарата.
Уметь: составить реабилитационные программы на этапах медицинской реабилитации по вышеуказанным заболеваниям.
-заполнить карту физической реабилитации
План:
-
Особенности сестринского процесса в реабилитации больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата. -
Вывихи. Переломы позвоночника. Переломы костей таза. -
Переломы нижних конечностей. Переломы верхних конечностей. -
Плоскостопие. Врожденная косолапость. Кривошея. -
Сколиоз. -
Остеохондроз.
1.Повреждения опорно-двигательного аппарата приводят к нарушению целостности и функции поврежденного сегмента и общей патологической нервно-рефлекторной реакций организма, сопровождающейся изменением деятельности всех систем. В травмированных тканях происходит нарушение крово - и лимфообращения, иннервации вплоть до развития некроза. Дегенеративные изменения могут привести к образованию контрактуры (стойкое ограничение подвижности в суставе). Физические упражнения рефлекторно тонизируют ЦНС, улучшают кровоснабжение травмированных тканей, стимулируют их заживление, восстанавливают силу и эластичность мышц после иммобилизации, а при полной утрате движений вырабатывают их компенсацию.
Курс ЛФК делят на три периода:
I - период иммобилизации. Задачи: снизить патологические реакции организма на травму, поднятие общего эмоционального тонуса и иммунитета, профилактика осложнений (пневмонии, тромбоэмболии, мышечных атрофий, контрактур, остеопороза, невритов), улучшение местного крово- и лимфообращения, стимуляция регенерации тканей, формирование временных компенсаций утраченных функций;
II - период послеиммобилизационный (почти полное восстановление целостности поврежден¬ного органа). Задачи - общее укрепление организма, стимуляция регенерации тканей, восстановление объема движений в суставах, функции мышц;
III - заключительно-восстановительный период (имеются остаточные явления после повреждения). Задачи - завершить заживление, восстановить нарушенные функции и двигательные навыки или создать заместительные навыки.
Методики ЛФК дифференцируют в зависимости от характера, степени выраженности, локализации поражения и общего состояния больных. В I периоде применяют дыхательные, общеукрепляющие упражнения, включающие все неиммобилизованные суставы травмированной конечности, изометрические упражнения для иммобилизованных мышц.
Во II периоде применяют облегченные активные упражнения лечебной гимнастики для устранения контрактур в суставах и нормализации функции нервно-мышечного аппарата, тренируют силу и выносливость гипотрофированных мышц с учетом их функциональных возможностей. К физическим упражнениям добавляют упражнения в воде, трудотерапию и др.
В III периоде назначают специальные упражнения на силу, скорость, выносливость и на координацию.
Общие принципы ЛФК: раннее назначение ЛФК, выполнение упражнений на фоне расслабления мышц и без болевой реакции, использование преимущественно активных упражнений в сочетании с различными средствами ЛФК (упражнения в воде, массаж, трудотерапия, физиотерапия).
Противопоказания к применению ЛФК
1) нагноение, кровотечение, тромбофлебиты после перелома костей конечностей;
2) болевой синдром в покое и симптомы выпадения диска у больных остеохондрозом;
3) симптомы выраженного нарушения мозгового кровообращения у больных с шейно-грудным остеохондрозом;
4) артриты и артрозы с выраженной местной или общей воспалительной реакцией;
5) обострение сопутствующих заболеваний;
6) интеркуррентные1 заболевания.
Ушибы суставов
Чаще повреждаются лучезапястный, локтевой, коленный и голеностопный суставы, которые меньше всего защищены мягкими тканями. Ушибы не сопровождаются нарушением кожных покровов, часто нарушается гемартроз (кровоизлияние в суставную полость) или реактивный выпот в полость сустава, артрит (чаще микротравматический), сопровождающийся скованностью в суставе, хрустом при движениях, болями в мышцах и по ходу периферических нервов.
Задачи ЛФК и массажа: усилить крово- и лимфообращение и обмен веществ в зоне ушиба; уменьшить боль, способствовать рассасыванию гематом, восстановить функции поврежденной части.
Особенности ЛФК
ЛФК назначают к концу недели после травмы. ЛГ выполняют лежа и сидя, постепенно увеличивая амплитуду и темп движений, количество повторений. Значительные нагрузки исключают. Через 2-3 недели добавляют занятия на тренажерах.
Массаж
С первых дней после повреждения назначают массаж мышц выше и ниже места ушиба, при - меняя в основном приемы разминания, и массаж рефлексогенных зон (поясничной или шейно-грудной). С 4-5-й процедуры поглаживают и место ушиба. При уменьшении болей и отека включают приемы разминания и вибрации. Продолжительность процедуры - от 10 до 20 минут.
Курс - 15-20 процедур.
Ожоги и отморожения
Длительно текущая ожоговая болезнь вызывает осложнения со стороны органов дыхания и опорно-двигательного аппарата.
Задача ЛФК и массажа:
Усиление крово- и лимфообращения; рассасывание отеков; стимуляция регенерации; профилактика мышечных рубцов; уменьшение контрактур