ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность качества, основные определения
1.3. Отличительные особенности услуги
2. Основы управления качеством
2.1. Основные понятия по управлению качеством
2.2. История развития управления качеством
2.3. Международный и российский опыт управления качеством
2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях
2.5. Основные принципы управления качеством
2.6. Основные методы правления качеством
2.7. Статистические методы управления качеством
3. Квалиметрия и её практическое использование в управлении качеством
3.1. Сущность квалиметрии и её роль в управлении качеством
3.2. Классификация и номенклатура показателей качества
3.3. Методы определения значений показателей качества
4. Управление качеством на базе международных стандартов ИСО серии 9000
4.1. Система международных и национальных стандартов по менеджменту качества
Российская школа управления качеством
В Советском Союзе и в России велись фундаментальные работы в области качества, была пятилетка качества, утвержден с 1967 года знак качества. Самые эффективные системы управления качества создавались и использовались преимущественно на предприятиях военно-промышленного комплекса. Они включали методы технологического обеспечения качества, статистическое регулирование качества с использованием контрольных карт, разработку государственных и отраслевых стандартов. Дальнейшее развитие стандартизации в области качества было связано с разработкой стандартов по нормированию и обеспечению методов оценки качества продукции по различным группам показателей: техническим, эксплуатационным, эстетическим, эргономическим и т.д.
Существенные результаты при решении проблем качества были достигнуты при использовании системного подхода и создании на его основе комплексной системы управления качеством. Наиболее характерными представителями системной организации работ являются:
-
Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП). Основным объектом управления этой системы, разработанной в 1955 году, было качество труда как всего коллектива, так и отдельных работников; -
Горьковская система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), 1958 г. Основными объектами управления были качество изделий и качество труда коллектива; -
Ярославская система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса), 1964 г.
Комплексные системы управления качеством – КС УКП, создаваемые позже (1975 г. Львов, 1980 г. – Днепропетровск, Краснодар и др.) основывались на требованиях организационно-методических стандартов. Создание и внедрение этих систем на уровне предприятий оценивалось положительно. Государственное регулирование в области качества (период с 1981 по 1985 г. был объявлен пятилеткой качества) не принесло ожидаемых результатов.
Разработка и внедрение комплексных систем управления качеством позволили:
-
повысить качество выпускаемой продукции; -
повысить заинтересованность и ответственность работников за качество своего труда; -
использовать моральные и материальные стимулы.
Основные достижения СССР в области управления качеством (самые эффективные системы создавались и использовались в военно-промышленном комплексе) нашли свое отражение и в стандартах ИСО серии 9000.
2.4. Современные направления развития и концепция управления качеством в рыночных условиях
Развитие методологии управления качеством на основе обобщения передового опыта экономически развитых стран за прошедшие десятилетия привело к формированию современной концепции всеобщего управления качеством TQM (Total quality management). Необходимость совершенствования управления качеством связана с развитием мирового рынка товаров и услуг, изменением ценностей с точки зрения потребителей, резким обострением конкуренции. TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества за счет повышения эффективности производства и удовлетворения все возрастающих требований потребителя.
Применение на практике этой методологии предполагает использование следующих принципов.
-
Вся деятельность предприятия ориентирована на удовлетворение требований потребителя. -
Непрерывное совершенствование всех сфер деятельности предприятия в области качества, в том числе и управления целями. -
Участие каждого работника предприятия в обеспечении требуемого качества. -
Качество создается на всех стадиях производства продукции. -
Совершенствование процессов производства обеспечивается использованием адекватных методов и инструментов достижения качества, применением новых технологий.
В системе TQM особое внимание уделялось эффективности всеобщего управления качеством и ее зависимости от следующих условий:
-
личное участие высшего руководства в решении проблем качества; -
особое внимание подготовке персонала (человеческий ресурс); -
преобразование организационной структуры под общий менеджмент качества; -
развитие маркетинга – исследование потребностей потребителя, разработка системы показателей, определяющих степень их удовлетворенности.
Концепция TQM несколько опередила появление стандартов ИСО серии 9000, поэтому многие ее положения легли в основу разработки комплекса этих стандартов.
2.5. Основные принципы управления качеством
Управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций, которые определяют взаимосвязанные и взаимозависимые виды деятельности, обеспечивающие качество продукции (услуги) на всех стадиях жизненного цикла. Процессы жизненного цикла продукции определяются особенностями производства, его техническим уровнем, размерами организаций и т.д.
Для функционирования эффективной системы управления необходимо определить и разработать основные функции, составляющие эту систему. Они должны ответить на главный вопрос менеджмента: что необходимо сделать для достижения требуемого уровня качества. В литературе по управлению качеством в зависимости от специфики производства приводятся различные по количеству и составу перечни специальных функций управления. Основываясь на концепции управления по принципу обратной связи (замкнутый управленческий цикл), которая включает управление процессами, выявление и устранение отклонений и вызвавших их причин, можно выделить следующие основные функции управления:
1. Политика и планирование качества – определение запросов и ожиданий потребителей.
2. Организация работ по качеству, обучение и мотивация персонала.
3. Контроль качества.
4. Анализ информации о качестве, установление недопустимых отклонений достигнутых результатов от запланированных и причины этих отклонений.
5. Принятие управленческих решений, разработка корректирующих и предупреждающих действий.
6. Внедрение и реализация разработанных мероприятий.
7. Оценивание с помощью контроля эффективности принятых мер с последующим повторением замкнутого управленческого цикла.
Указанные главные функции должны детализироваться с учетом специфики производства на подфункции, операции и т.д.
Широко распространенным примером определения основных функций замкнутого управленческого цикла по обеспечению качества является цикл Деминга PDCA. По существу он включает в укрупненном виде основные функции управления. Учитывая отечественный и международный опыт управления качеством, при практической разработке управленческих функций целесообразно использовать более детальный и упорядоченный их состав.
Управление качеством на воздушном транспорте полностью вписывается в общую концепцию управления: разработка и внедрение в деятельность ГА необходимых функций управления, позволяющих экономично и эффективно предоставлять услуги по перевозке, отвечающие требованиям заинтересованных лиц.