Файл: Вопросы для сдачи дифференцированного по праву социального обеспечения (20222023 уч год).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально значимых обстоятельств.
4. внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов отрасли):
- солидарность;
- адресность;
- доступность;
- добровольность;
- приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
- конфиденциальность;
- профилактическая направленность и тд.
-
Пенсионное обеспечение граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений:
1) Всеобщность обеспечения (т.е. охват нормами права социального обеспечения всех категорий нуждающихся граждан – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы). Любой человек, проживающий на территории РФ, если он утрачивает источник средств к существованию по указанным в законодательстве причинам, вправе претендовать на государственное содействие в виде получения пенсии, пособия, предметов первой необходимости.
2) Суть принципасолидарностисостоит в том, что подавляющая часть нуждающихся граждан обеспечивается не за счет собственных накоплений, доходов, а за счет тех средств, которые поступают от результатов, в большинстве своем, деятельности трудоактивной части населения страны.
3) Принцип социальной справедливости. В нем проявляется общесоциальная суть права, стремление к поиску компромисса между личностью и обществом, гражданином и государством и соответствие между действиями и их социальными последствиями. Правовое регулирование должно осуществляться на принципах справедливости. Справедливость находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себя экономические, политические, моральные, правовые и духовные аспекты. Она содержит требование реального соответствия между положением различных слоев и их ролью в обществе, между трудом и вознаграждением и, в том числе, в случае нетрудоспособности.
-
Право граждан на достойный уровень жизни и гарантии его реализации в сфере социального обеспечения:
Статья 39 Конституции РФ гласит: Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Обязанность государства обеспечивать достойный уровень жизни вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из
ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. Данный комплекс прав также закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» от 24.10.1997 устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его учета при установлении гражданам гос. гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении др. мер соц. защиты.
В РФ данное право в частности гарантируется установлением величины прожиточного минимума. Прожиточный минимум на душу населения составит 14 375 рублей, для трудоспособного населения составит 15 669 рублей, для пенсионеров – 12 363 руб., для детей – 13 944 руб.
-
Дифференциация как принцип правового регулирования отношений по социальному обеспечению:
Принцип дифференциации условий и норм в зависимости от ряда значимых обстоятельств предусматривает, что объем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым. Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа. Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение. Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.
-
Классификация правоотношений в сфере социального обеспечения:
Правоотношения по соц. обеспечению – возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными и иными правомочными органами.
Классификация:
Все правоотношения по социальному обеспечению классифицируют по следующим основаниям:
1. по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении).
2. По видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций)
3. По срокам правоотношений:1) длительно длящиеся (например, пенсионные правоотношения); 2) кратковременно длящиеся (например, отношения по выплате пособия по безработице); 3) разовые (например, отношения по предоставлению единовременного пособия при рождении ребенка)
Правоотношения классифицируются по формам социального обеспечения:
1. социальное обеспечение из государственного бюджета;
2. социальное страхование;
3. дополнительные виды добровольного страхования.
Все правоотношения по социальному обеспечению делятся на 3 вида:
1. основные (материальные) правоотношения по выплате назначенных пенсий, пособий и оказанию услуг действиями в натуральном виде;
2. процедурные правоотношения - устанавливают юридические факты, для предоставления определенного вида социального обеспечения и назначения этого обеспечения или отказ в нем; в зависимости от субъекта бывают:
1) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом соц. защиты, пенсионного обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа;
2) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора
3. процессуальные правоотношения по разрешению споров о социальном обеспечении.
-
Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению и критерии их классификации:
Материальные правоотношения — правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания
Материальные правоотношения подразделяются на две группы:
1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам денежных выплат
2) правоотношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения
Дальнейшую классификацию материальных правоотношений можно провести в зависимости от вида денежной выплаты или натурального вида обеспечения:
а) пенсионные правоотношения; правоотношения по поводу пособий; правоотношения по поводу компенсационных выплат, субсидий и др.
б) правоотношения по медицинской помощи, правоотношения по санаторно-курортному лечению, правоотношения по предоставлению социальных услуг (бесплатно или со скидкой) и др.
-
Процедурные правоотношения в сфере социального обеспечения;
процедурные правоотношения - устанавливают юридические факты, для предоставления определенного вида социального обеспечения и назначения этого обеспечения или отказ в нем; в зависимости от субъекта бывают:
1) правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом соц. защиты, пенсионного обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа;
2) правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора
Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения.
-
Общая характеристика пенсионных законов Российской Федерации как источников права социального обеспечения:
В системе пенсионного обеспечения России выделяются две подсистемы: обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение.
Данные подсистемы отличаются:
1) по источникам финансирования
2) видам пенсий
3) кругу обеспечиваемых субъектов
4) условиям назначения пенсий
5) размерам пенсий и порядку их исчисления
6) механизмам повышения и увеличения размеров пенсий
7) правилам выплаты пенсий
Законодательная база обязательного пенсионного страхования:
1) ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
2) ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (действует только в части отдельных норм)
3) ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
4) ФЗ от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
Законодательная база государственного пенсионного обеспечения:
1) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей»
2) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»
-
Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и его значение:
Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование –