Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 390
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом.
Политический режим кайзеровской Германии. в Германии XIX в. была решена главная задача буржуазной революции — объединение страны, способствовавшее ее бурному развитию по пути экономического прогресса, развитию капиталистического предпринимательства, созданию множества акционерных компаний, банков, новых отраслей промышленности. Вместе с ростом промышленного пролетариата в 1869 г. возникает и первая рабочая Социал-демократическая партия (СДРП). В 1875 г. в результате объединения в Готе СДРП и Всегерманского рабочего союза (эйзенахцев и лассальянцев) формируется реформистская Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая по мере достижения своей организационной и политической зрелости становится во главе международного рабочего движения. Ситуация меняется в 1878 г., ставшем вехой наступления конца "либеральной эры" канцлерства Бисмарка. Застой в экономике, экономические трудности, рост влияния социалистов, успехи оппозиционных партий на выборах в рейхстаг. На основании закона в 1878 г. было введено "малое осадное положение" в Берлине, в 1880 г. — в Гамбурге, в 1881 г. — в Лейпциге, что дало правительству право выслать из этих центров влияния социал-демократии 500 видных ее представителей. СЕПГ фактически была распущена, но ее фракция в рейхстаге оставалась действующей.
1 августа 1914 года Германская империя вступила в 1 мировую войну, объявив войну России, 3 августа Франции, 4 августа Британской империи, поводом для войны стало убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда сербским студеном. Установилась жесткая военная цензура над прессой. В 1914 г. был принят Закон о чрезвычайных полномочиях правительства, давший государственным органам право контроля над сырьем и топливом. В 1916 году, после назначения начальником генерального штаба фельдмаршала Гинденбурга (будущего президента Германии). в Германии установилась фактически военная диктатура. Закон 1916 г. "О вспомогательной службе Отечеству", на основании которого вводилась обязательная трудовая повинность для мужчин от 16 до 60 лет. Лишь после угрозы тотального поражения германской армии в конце сентября 1918 г. на совещании высших представителей военных и политических кругов страны Гинденбург и Людендорф поставили вопрос о выходе из войны и немедленном заключении перемирия.
79. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Японии в XVII-середине XIX вв.
Японии насчитывается три сёгуната: Минамото, Асикага и Токугава. На протяжении семисот лет политическое, а затем и социальное положение самураев изменилось ощутимо: от нелегких взаимоотношений с двором в первый период (период Камакура), через доминирование над двором во второй период (период Асикага) и, наконец, полное доминирование в обществе в третий период (период Токугава).
После длительного соперничества нескольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди которых выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Минамото (1185). Глава рода был пожалован императором в ранг «великого полководца, покоряющего варваров» (сейи-тайсегун), сёгуна. Реально в руки полевой ставки полководца-сегуна бакуфу перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная центральная администрация практически распалась, сохранились только ведомства и советы, связанные с придворными делами и священно-религиозными правами императора. Такая новая государственно-политическая организация получила название сёгуната. В период Камакурского сегуната (1192-1333) императорский престол был поставлен под прямой контроль сегунов. Даже престолонаследие императорского дома требовало согласия и своеобразного утверждения в бакуфу. Вводилась особая должность советника сегуна при дворе (1221), которому подчинялась особая дружина и в обязанности которого вошло «политическое покровительство» императора.
Система управления Камакурского сегуната усугубила стремления разных кланов, и теперь уже территорий, к сепаратизму. После мощных мятежей, реставрации временной власти императоров в стране установился режим сегуната дома Асикага. Этот второй сегунат Муромати (1335-1573) способствовал общей децентрализации страны.
предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов (1598) из пяти главных министров-князей (тайро). Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей. Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна тд. К середине XVII в. сложилась новая
центральная администрация, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составляло правительство. в 1614 году особым указом было введено полное и безоговорочное запрещение иноземной религии. В 1630 году прекращён ввоз европейских книг, а также китайских, где имелось малейшее упоминание о христианстве. Под страхом смертной казни с 1636 года японцам запрещалось покидать территорию своей страны без особой правительственной санкции, а также строить большие суда, пригодные для дальних плаваний. Иностранные же купцы давали специальное обязательство заниматься только торговлей.
80. Раскройте сущность реставрации Мэйдзи в Японии. Охарактеризуйте буржуазные реформы 70-80-х гг. XIX в. Раскройте содержание Конституции Японии 1889 г.
Под давлением США, России и Англии в 1854 г. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции, открыть ряд портов для иностранных кораблей. Япония входила в мировой рынок. 1868 г. ознаменовал начало важного переломного этапа в истории Японии. События этого года получили название "реставрации Мэйдзи" (Мэйдзи — "просвещенное правление" — официальное наименование годов правления японского императора Муцухито (1868–1912 гг.). Введение одним из первых актов нового правительства специального летоисчисления по названиям периодов правления того или иного императора было предпринято для упрочения в глазах населения политической и религиозной императорской власти), или "Мэйдзи-исин". Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии. Их первым политическим результатом стало свержение сёгуна и восстановление власти японского императора в форме абсолютной монархии.
Буржуазные реформы 70-80-х гг. Перед новым правительством встала задача ускоренного укрепления страны в экономическом и военном отношении, сформулированная лидерами Мэйдзи в виде лозунга "создание богатой страны и сильной армии". аграрная реформа 1872–1873 гг. Реформа, закрепившая новые, сложившиеся уже к тому времени поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. В 1878 году был введен закон о всеобщей воинской повинности. Его принятие стало прямым следствием, во-первых, роспуска самурайских формирований, во-вторых, провозглашения в 1871 г. "равенства всех сословий". В 1872 году был принят также закон о ликвидации старых званий , упрощавшее сословное деление на высшую знать (кидзоку) и низшее дворянство (сидзоку); все остальное население было отнесено к "простому народу". В 1868 г. был принят указ о "единстве отправления ритуала и управления государством». в 1872 г. Закон о всеобщем образовании.
Конституция 1889 г. Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Конституция представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных конституций. на основополагающих началах тэнноистской идеологии. В этом заключалась суть политического компромисса между теориями синтоистских традиционалистов и сторонников западного конституционализма, призванного прекратить общественное брожение, вызванное движением "за свободу и народные права".
81. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Китая в XVII-XIX вв.
Империя Цинов в XIX в. К началу XIX в. в Китае по-прежнему продолжало существовать традиционное общество, в котором определенное развитие приобрели мелкое крестьянское ремесло и кустарная промышленность. Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и гражданской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами. Утвердившись на троне китайских императоров — богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в структуру государственных органов предыдущей династии. Китайский император являлся неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Но этот порядок строго не соблюдался. Император перед кончиной мог избрать своим преемником любого из своих сыновей, а если таковых не было, то любого из принцев императорской крови. Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат и Военный совет. Высшая исполнительная власть осуществлялась императором, как и при династии Минов, через шесть центральных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний, общественных работ. Китай времен Цинской династии характеризовался наличием сильной власти на местах, сосредоточенной главным образом в руках наместников и губернаторов.
82. Охарактеризуйте государственный строй Великобритании в XX в.
Крупнейшей колониальной империей к середине XIX в. стала британская, включавшая колониальные владения во всех частях света. Великобритания создала довольно гибкую систему управления, позволившую действовать по принципу "разделяй и властвуй". Высшая законодательная власть в Британской империи принадлежала британскому парламенту, а также правительству, которое могло издавать нормативные акты для колоний путем "приказов короля в Совете". в 1854 г. было создано министерство колоний. Высшей апелляционной инстанцией для судов колоний являлся Судебный комитет Тайного совета Великобритании. Начиная с XVIII в. сложилось общее деление всех колоний на "завоеванные" и "переселенческие", применительно к которым постепенно выработались два типа британского колониального управления. "Завоеванные" колонии, как правило с "цветным" населением, не обладали политической автономией и управлялись от имени короны через органы метрополии британским правительством.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1832 ГОДА После проведении реформы в Англии окончательно устанавливается принцип ответственного правительства. Партия вигов стала называться либеральной, а партия тори – консервативной. Значение реформы 1832 г.: покончила с феодальными принципами формирования высшего представительного органа Великобритании, способствовала тому, что палата общин превратилась в буржуазный парламент. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1862 ГОДА. 38 местечек лишаются представительства; увеличены квоты для крупных городов; снижен имущественный ценз до 5 ф.с. для собственников или арендаторов земли; право представительства получили помимо земельных собственников предприниматели, интеллигенция, рабочие, торговцы; появляются «университетские» округа, где избирательное право предоставлялось лицам, имеющим ученые звания. ИТОГ: было существенно увеличено число избирателей. При этом сохранялся ценз оседлости (1 год) и обязанность уплачивать налог на бедных. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ РЕФОРМА 1884-85 ГГ. 1884 г.– «Акт о народном представительстве»: осуществил попытку отмены двойного вотума (когда избиратель мог голосовать дважды); закрепил всеобщее мужское право; даровал право голоса всем собственникам; избирательное право распространялось на жителей графств и городов. 1885 г. – «Акт о перераспределении мест» окончательно устанавливает новое правило о распределении избирательных округов и о квотах представительства в них; сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения; ограничен принцип двойного вотума; отменен имущественный ценз в городах.