Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 389
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
83. Дайте характеристику развитию права Великобритании в XX в.
Деволюция в Великобритании на рубеже ХХ-ХХI вв. Лейбористское правительство Великобритании во главе с премьер-министром Энтони Блэром в 1997 году взяло курс на претворение в жизнь идей деволюции. В юридической литературе «деволюция» определяется как «передача (делегирование) центральными правительственными органами части своих полномочий органам власти административно-территориальных единиц». Указанные полномочия могут быть двух видов: 1) право издавать законы по некоторым вопросам; и 2) право проводить в жизнь законы и политику, установленные центром, применительно к данной административно-территориальной единице. Как известно, теория деволюции и неправовые (а потому и неудачные) попытки ее реализации уходят корнями в ХIХ век, так называемое движение за введение гомруля (home rule – внутреннее управление, самоуправление) в Северной Ирландии. В ХХ веке требования о самоуправлении выдвинули шотландские националисты, вплоть до сецессии (выхода из состава Соединенного Королевства). На рубеже XX–XXI веков в Европе наблюдается тенденция перераспределения полномочий центральных органов государства в двух направлениях: 1) территориальным единицам самих государств (субъектам федерации, автономным и муниципальным образованиям). В юридической литературе определяется как «регионализм – постепенное продвижение ″заземленной власти″ по вертикали вниз» 2) в пользу надгосударственных властных институтов (Европейский Союз); Таким образом, данный процесс протекает по схеме: ЕС – национальные государства – регионы
84. Охарактеризуйте государственно-правовое развитие Третьей республики во Франции между двумя мировыми войнами. Раскройте содержание деятельности Народного фронта.
Утверждение Третьей республики. Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на престол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви. Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, присвоило себе учредительные функции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом "президент Республики". в 1875 г. Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием "президента республики") санкционировался и утверждался республиканский строй. Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма.
Народный фронт. В начале 30-х гг., по мере углубления экономического кризиса и обострения социальных противоречий, во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка ("Огненные кресты", "Аксьон франсэз" и др.). В феврале 1934 г. был предпринят фашистский путч, который провалился благодаря солидарности демократических сил страны, организовавших массовые антифашистские выступления. На выборах в 1936 г. Народный фронт одержал победу. Было сформировано правительство из социалистов и радикалов. До 1937 г. была выполнена часть программы левых сил: повышена заработная плата рабочим, введена 40-часовая рабочая неделя, проведена реформа Французского банка, отменены чрезвычайные декреты, частично национализирована военная промышленность. К фашистским организациям был применен закон о роспуске военизированных группировок.
85. Раскройте содержание государственного строя Франции в период Второй мировой войны. Охарактеризуйте Движение Сопротивления.
3 сентября 1939 г. Франция вступила во Вторую мировую войну. А уже 14 июня 1940 г. немецкие войска вошли в Париж. Франция разделялась на две части: северная была оккупирована Германией; в южной неоккупированной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства Петэна. Оно получило название «правительство Виши» -по названию курортного городка, где находилась его резиденция. Конституция 1875 г. формально не была отменена, однако фактически Третья республика перестала существовать. Своим декретом Петэн отменил должность президента и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой власти. С демократией во Франции было покончено. Режим Виши являлся военно-авторитарным режимом, который выражал интересы профашистских кругов французского общества. Осенью 1942 г. немцы ввели свои войска и в южную зону Франции. Тем самым фактически были ликвидированы остатки государственности. В 1943 г. французский и лондонский центры объединились. В Алжире был учрежден единый Французский комитет национального освобождения. В 1944 г. он стал Временным правительством Франции, которое возглавил Ш. Де Голль. Летом 1944 г. англо-американские войска высадились во Франции. В результате совместных действий с движением Сопротивления к концу 1944 г. Франция была освобождена.
В октябре 1945 г. были проведены выборы в учредительное собрание, которое должно было разработать новую конституцию. Борьбу против нацистов на территории Франции возглавили коммунисты, по инициативе которых многочисленные антифашистские организации объединились в Национальный совет сопротивления. Другой центр движения Сопротивления был создан генералом де Голлем в эмиграции ("Сражающаяся Франция"). В 1943–1944 гг. после объединения французского и лондонского центров в Алжире был учрежден единый французский Комитет национального освобождения как Временное правительство Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем, куда были включены и два коммуниста, осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944–1946 гг.
86. Охарактеризуйте развитие Четвертой республики во Франции. Раскройте содержание Конституция 1946 г.
Режим был похож на III Республику:
- глава гос-ва – президент, на 7 лет, однократное переизбрание; упразднение поста вице-президента
- прав-вом руководил премьер – Председатель Совета Министров (в III Республике Такой должности не было), его назначал Президент по доверию Нац.Собрания
Законодательная власть:
двухпалатный парламент (лишен учредительный власти, что ново, право изм.Конст. - у народного референдума + наделение женщин избирательными правами):
- Национальное Собрание (изб-сь всеобщими прямыми выборами на 5 лет)
- Совет Республики (косвенные выборы от департаментов на 6 лет, раз в 3 года ½ переизбиралась).
Новшество: орган конституционного контроля – Конституционный комитет.
Его председатель – президент республики, членов (профессиональных юристов) избирали Национальное Собрание и Совет республики.
- Для связи метрополии с колониями – Французский союз, орган его – Собрание –формировался за счет представителей метрополии и колоний, делегируемых органом представительной власти этой территории. Крушение колониальной империи => кризис 1958 => смена на режим V Республики, действующий и сейчас.
Конституция 1946 г. Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения, но и закрепила на конституционном уровне ряд новых политических принципов, характерных для европейских конституций так называемой второй волны. новая Конституция значительно расширяла пределы вмешательства государства в экономическую и социальную сферу жизни общества, изменяла характер отношений между личностью и государством, возлагая на государство, помимо широких прав, и новые обязанности. Признанным конституционным принципом стало провозглашение "социального государства", в котором права собственника сочетаются с "общим благом" и ограничиваются общественными интересами.
87. Назовите государственно-правовое развитие Франции в период Пятой республики. Дайте характеристику Конституции 1958 г. и ее последующим изменениям.
В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме и с октября 1958 г. вступил в силу. Конституция 1958 г. Авторы Конституции 1958 г., которую считали "скроенной точно по мерке для де Голля", исходили из необходимости коренного пересмотра принципов, лежавших в основе государственного строя Третьей и Четвертой республик. президент назначал главу правительства, а по его предложению — остальных членов кабинета, а также принимал их отставку. Он председательствовал на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры. Ему предоставлялись полномочия главы вооруженных сил, право назначения на высшие гражданские и военные должности. Президент был наделен значительными полномочиями не только в. исполнительной, но и в законодательной сфере: он имел право подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей; Конституция 1958 г. отказалась от прежней политической практики избрания президента парламентом. Отныне он должен был избираться коллегией выборщиков, в которой члены парламента составляли ничтожную часть. Позднее косвенные выборы президента были заменены прямыми.
Конституция 1958 г. «жесткая», ее изменение проходит две стадии. На первой стадии законопроект обсуждается, в него вносятся поправки. На второй стадии можно лишь голосовать «за», «против» или воздержаться.
88. Охарактеризуйте развитие США в первой половине XX в. Раскройте сущность мирового экономического кризиса и «нового курса» Рузвельта.
В начале ХХ в. США становится крупнейшей мировой державой. Период Первой мировой войны стал переломным моментом в историческом развитии США. Страна лишь в апреле 1917 г. вступила в военные действия и окончила ее с минимальными потерями. Основная функция США в войне свелась к оказанию материальной помощи союзникам (продажа оружия за золото, валюту, далее в кредит). Главным итогом для Америки было то, что из государства-должника она превратилось в государство кредитора.
Государственно-правовому развитию Соединенных Штатов Америки присущи почти все наиболее характерные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Наиболее значительные изменения: - XIX поправкой (1920 г.) к Конституции, установившей равенство избирательных прав мужчин и женщин во всех штатах - XXVI поправкой (1971 г.), в соответствии с которой возраст избирателей был снижен до 18 лет. - федеральный закон об избирательных кампаниях 1974 г. Право на государственное финансирование было предоставлено официальным кандидатам на пост президента, но лишь после того, как они соберут частные пожертвования на сумму 5 тысяч долларов, по крайней мере, в 20 штатах, причем взносы крупнее 250 тысяч долларов не допустимы.
Экономический кризис (1929–1933 гг.), охвативший Соединенные Штаты, привел к падению производства до 56% от докризисного, к банкротству 40% банков страны, появлению 17 млн. безработных, сокращению национального дохода на 48%. Находившаяся у власти элита во главе с президентом Гувером, исповедуя принципы невмешательства государства в экономику, не приняла никаких существенных мер для исправления ситуации. В 1932 г. президентом США стал Ф. Рузвельт. Он выдвинул программу вывода страны из кризиса, вошедшую в историю под названием «нового курса». 1. Закон о банковской деятельности и Закон об обращении ценных бумаг преследовали цель сохранения и укрепления финансово-экономической системы корпоративного капитала США. - запрещен вывоз золота за границу; - проведена девальвация доллара; - укрупнена банковская система; - крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Закон о восстановлении промышленности 1933 г. разделил всю промышленность страны на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась нормативными актами - кодексами честной конкуренции: - определявшими квоты выпускаемой продукции, - распределявшими рынки сбыта, - фиксировавшими цены, условия кредита, - фиксировавшими продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. . Закон о регулировании сельского хозяйства 1933 г., предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельского хозяйства