Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 407

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Нормы конфуцианской морали нашли отражение прежде всего в сочинениях и последующих законоположениях: например, в правилах об установленных сроках ношения траура, правиле о «восьми снисхождениях», смягчающих наказание в отношении представителей знати, которые в основных чертах сохранялись до 1912 г.

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго, усиливается роль права с его стабильным комплексом наказаний. Роль права повышается по мере укрепления политических позиций легистов. Легисты требовали четкого установления закона, обязательного для всех подданных независимо от их социального положения. Проповедуя своеобразное «равенство» перед законом, неотвратимость наказания за совершенные преступления, они стремились лишать знать, чиновников различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной централизованной власти.

Незадолго до новой эры начинается третий этап развития древнекитайского права, этап его «новой» конфуцианизации, вследствие слияния конфуцианства и легизма. Итогом такого слияния было признание слитных морально-правовых норм, предписывающих выполнение нравственных правил (ли) и запретительных норм с применением кары (фа) по формуле, где не достает «ли», там применяется «фа».

Источники права: Согласно исторической традиции, первые законы в Китае появились в государстве Шань, а уже в X в. до н.э. в Чжоу якобы существовал уголовный кодекс, насчитывающий около 3 тысяч статей. Появление писаных законов в Китае фактически относится к VI-V вв. до н.э. и связано с классово-сословной дифференциацией общества.

    1. Охарактеризуйте общественный и государственный строй государств Древней Греции в Крито-Микенский и архаический периоды

Историю культуры Древней Греции делят на несколько важных этапов, самым ранним из которых является крито-микенский период, охвативший 3-2 тысячелетие до н. э.

Центрами цивилизации были город Микены в материковой Греции и остров Крит. К концу 3 тысячелетия до н. э. Критское царство, занимавшее весьма выгодное географическое расположение, было одним из самых могущественных на территории Греции. В дальнейшем цивилизацию, проживавшую там, назвали минойской, в честь прославленного местного царя Миноса.


В истории Древней Греции традиционно выделяют пять периодов:

  • – крито-микенский (3–2-е тыс. до н.э.);

  • – гомеровский (XI-IX вв. до н.э.);

  • – архаический (VIII–VI вв. до н.э.);

  • – классический (V-IV вв. до н.э.);

  • – эллинистический (III–I вв. до н.э.).

Крито-микенский и гомеровский периоды

Производящая экономика, основанная на земледелии, скотоводстве и оседлом образе жизни, установилась на юге Балкан и средиземноморских островах ранее, чем где-либо в Европе (7-6-е тыс. до н.э.).

В крито-микенский период, к 2500-м гг. до н.э. на островах развивается добыча серебра, свинца и меди. В номенклатуре ремесленных изделий из металла – орудия труда и оружие, посуда, украшения, ритуальные предметы. Высокого уровня достигают гончарное ремесло и строительство.

Во второй половине 3-го тыс. до н.э. эти племена освоили море- плавание, связавшее материковую Грецию с островами Эгейского моря (особенно с Критом), побережьем Малой Азии и Сирией. В постоянном контакте они находились и с племенами северной части Балканского полуострова.

С течением времени на Крите формируются основы рабовладельческой государственности. Населяющие остров минойцы и другие племена участвуют в формировании обширного геополитического комплекса на островах Средиземного моря, сочетая принципы колонизации мелких и подчинения более крупных субъектов.

Греческие города-государства продолжают существовать и в христианскую эру, по уже в составе Римской империи (примерно до V в.). С ее распадом дальнейшую судьбу некоторых полисов можно проследить в контексте истории Византии.

Микенская цивилизация достигла у ахейцев уровня раннеклассового общества. В ее рамках возникает ряд государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др. Формируется письменность и создаются оригинальные образцы микенской культуры. Гибель микенской государственности, увязываемая с природной катастрофой в Эгейском море, оборвала лишь одну из нитей общецивилизационного процесса, но не хозяйственное использование человечеством этого региона.

  • Архаический период — VIII век до н. э.— начало V века до н. э.

  1. Ранняя архаика — начало VIII века до н. э. — 570-е годы до н. э.

  2. Зрелая архаика — 570-е годы до н. э. — 525-е годы до н. э.

  3. Поздняя архаика — 525-е годы до н. э. — 490-е годы до н. э.

    1. Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древних Афин


Общественный строй. Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин.

Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: 1) право на свободу и личную независимость от другого человека; 2) право на земельный участок на полисной территории; 3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; 4) право на ношение оружия и службу в ополчении; 5) право на участие в делах государства; 6) право на почитание и защиту отеческих богов; 7) право на защиту и покровительство афинских законов.

Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.

Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем: 1) беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; 2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; 3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); 4) повиноваться законам и избранным властям; 5) принимать активное участие в общественной жизни; 6) почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу государства - литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность.

Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том числе: 1) права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.

К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат - посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.

Рабский труд в Афинах широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Одним из источников рабства служила долговая зависимость, посколь­ку несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.


Государственное устройство. По своей сущности Афинское государство являлось политической ор­ганизацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;

Основными органами Афинского государства являлись: 1) Народное собрание; 2) Совет пятисот; 3) гелиэя; 4) коллегия стратегов; 5) коллегия архонтов.

Верховным органом власти былоНародное собрание - экклесия. Право участия в Народном собрании имели только мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, полноправные афинские граждане вне зависимости от их имущественного положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. В Народном собрании мог выступить любой участник Собрания, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, представитель любого слоя населения, достигший тридцатилетнего возраста. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).


18. Назовите основные черты права Древних Афин

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Источники права. Существовавшая в родоплеменной организации Аттики мононорма в процессе становления политической власти и затем государства начинает "расщепляться". С появлением новых социальных отношений и расширением сферы социального регулирования, необходимости его большей определенности и фиксированности основные элементы мононормы (обычаи, религиозные установления, нравственные предписания) приобретают все большую самостоятельность, хотя и остаются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к складывающемуся менталитету политически, а затем государственно организованного общества, являет собой древнейшие источники права. Они получают новое истолкование (некоторые родоплеменные обычаи становятся территориальными правовыми обычаями, появляется правовая фиксированность и защищенность культа богов, из элементарной нравственной нормы "взял — отдай" возникает долговая кабала). Поначалу это соответствовало интересам прежде всего эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов, а со временем — и большинства свободных, когда с конца VII в. до н.э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солонам.

Право собственности и обязательства. В афинском праве различалось владение — как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность — как владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и домов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на "видимое" (земля, дом, рабы и т.п.) и "невидимое", способное "ускользать" от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности).