Файл: Раскройте понятие, предмет, метод и периодизацию истории государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;

Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т. к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

  • выборность;

  • коллегиальность;

  • срочность (на 1 год);

принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.


в Риме существовала аристократическая республика.

  1. Охарактеризуйте общественный и государственный строй Древнего Рима в период Империи.

В 27 г до н. э. Сенат присвоил Октавиану титул Августа (в честь месяц восьмой нового календаря), ему вручена верховная власть над Римом и провинциями. С этого времени гос-ный строй – принципат. Принципс – «первый гражданин римского гос-ва». Император – принципс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур:консула, диктатора, претора . В конце принципата общепризнаным становиися правило; «Все, что решил принцепс, имеет силу закона». Завершается процесс превращения гос-ва из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев. Самое знатное сословие- нобили, владевшие огромными земельными участками и всадники – финансовая знать империи с определ. денежным цензом. Влиятельным сословием были декурионы – средние землеваладельцы. Рабы по прежнему явл. самой низшей категорией населения. Свободный крестьянин начинает превращаться в арендатора – колона. В 3-ем в. н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия – доминат (от доминус – господин). Это было время волнений крестьян, стлдатских мятежей, вторжения соседских племен. Наступил упадок сельского хоз-ва, ремесла, торговли. Империя переживала свой первый кризис. Внутренние смуты и внешние вторжения поставили ее на грань распада. Италия и провинции уровнялись в правах; с 212 г. римское гражданство получило все население страны, кроме женщин и детей. Управление империей сосредоточено в нескольких ведомствах; гос – ый совет при императоре – орган, подготавливающий законопроекты, и военное и финансовое ведомства. Чиновникам присваевается особый статус, форма одежды, привелегие и право на пенсию. Гос- ные формы поздней империи были образцом для подражания в течении средних веков. Пережив кризис 3 –его века империя вновь укрепилась в ходе серьезных реформ, проведенных Диоклетианом(284 – 305гг.) и Константином (306 337гг.) Власть была децентрализована, гос – ной религией стало христианство. В 4 – м в. н. э. Римская империя в интересах управления вазделена на – Западную и Восточную ( впоследствии – Византия). Восточная продержалась до 1453 г., а Западная в 5 – м веке превратилась в проходной двор для грабителей – варваров.Она просуществовала до 476 г., когда власть римского императора Ромула Августула была свергнута германцами во главе с Одоакром.


  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Дайте общую характеристику Законов XII таблиц

Первая римская кодификация права восходит к середине 5 в. до н.э. Она получила название «Законы 12 таблиц». В течение многих веков они считались в Риме основным источником права –публичного и частного. Своё название Законы получили в связи с тем, что были написаны на 12 деревянных досках, выставлявшихся на городской площади.

Законы 12 таблиц были в своей основе записью обычного права. Больше всего в ней нуждались плебеи (для защиты от произвола патрицианских судей). Кодификация права была для них этапом в борьбе за уравнение с патрициями

Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — систематизация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления.

Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.

Таблица 1 – о судебном производстве.

Таблица 2 – об ограблениях

Таблица 3 – о займах и правах кредитора

Таблица 4 – права отцов семейства

Таблица 5 – о наследстве и попечительстве

Таблица 6 – о собственности и владении

Таблица 7 – о пересечении границ участка и ущербе

Таблица 8 – о землевладении

Таблица 9 – публичное право об общественных делах

Таблица 10 – погребальное право

Таблица 11 – божественное право

Таблица 12 – брачное право.

25.Дайте общую характеристику римского права в период Империи

Государственный строй

Устаревшие республиканские учреждения сохранились и в первые века существования империи. Титул императора долгое время оставался почетным. Постепенно власть императора усиливалась и в конце III в. Н.э. Монархия утвердилась окончательно.


Период империи принято делить на два этапа:

Принципат (27 г. До н.э. – III в н.э.) – название от «принцепс – сенатус» - первый сенатор;

Доминат (iii – v вв. Н.э.) – название «доминус» – господин, владыка, что свидетельствовало об окончательном признании абсолютной власти императора.

Принципат. Переход управления государством к принцепсу был закреплен наделением его высшей властью – imperium, избранием на важнейшие должности, созданием им отдельного от магистратур чиновничьего аппарата, обеспечиваемого собственной казной принцепса, и командованием всеми армиями.

Постановления принцепса начинают рассматриваться как имеющие силу закона, и к концу принципата общепризнанным становится положение: «что решил принцепс, то имеет силу закона».

Принципсы избираются одновременно консулами, цензорами и народными трибунами.

Компетенция сената существенно изменяется. Он приктически только утверждал предложения принцепса. Ограничиваются права сената по распоряжению государственными финансами и управлению провинциями. Полностью утрачивается его компетенция в военной и внешнеполитической областях.

Параллельно с республиканской магистратурой создается императорский чиновничий аппарат, на вершине которого стояли совет и канцелярия принцепса. К высшим чиновникам, которые назначались из сенаторов и всадников, относились префект претория, командовавший императорской гвардией, префект города рима, распоряжавшийся полицейскими когортами, префект египта, префект, отвечавший за снабжение продовольствием и др.

Провинции были разделены на императорские и сенаторские. Первые управлялись назначаемыми принцепсом легатами, вторые – назначаемые сенатом проконсулами и пропреторами.

Чиновничий аппарат обеспечивал более эффективное управление разросшимся государством в силу развивавшейся централизации и иерархии чиновничества.

Постепенно власть принцепса распространялась и на сенатские провинции и к iii в н.э. Все они стали императорскими.

Доминат. Уже в период принципата рабовладельческий строй в риме начинает клониться к упадку, а во II. До н.э. Назревает его кризис.

Последний оплот республиканских учреждений – сенат – окончательно был подчинен принцепсу. С конца III в. Начинается новый этап истории империи – доминат, когда рим превратился в монархическое государство с неограниченной властью императора.

Окончательный переход к доминату датируется 284 годом – приходом к власти диоклетиана.