ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 2700
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
128
Оценивается производственная мощность предприятия на плановый пери- од, калькулируются все издержки производства на данный период, определяет- ся целевая норма прибыли. Суммируя издержки, накладные расходы и целевую прибыль получают целевой доход. Целевой доход делят на планируемый объем производства и получают цену единицы товара.
Достоинство подхода: это более надежный путь обосновать уровень цены с точки зрения получения желаемой величины прибыли.
Недостатки подхода: искаженная себестоимость за счет включения в калькуляцию необоснованных накладных расходов может вести к формирова- нию завышенной или заниженной цены; не учитывается потенциальный спрос на продукцию, может быть упущена потенциальная прибыль.
Можно калькулировать неполную себестоимость по переменным затратам и добавлять к ней маржинальный доход (т. е. максимально возможный при от- сутствии постоянных издержек).
2. Ориентированный на спрос. Цель: назначить такую цену, которая при- влечет покупателя. Анализ спроса за прошедший период дает возможность прогнозировать цену на товар. Если товар новый, изучают спрос на аналогич- ный товар. Оценка спроса ведется статистическими методами, при помощи ин- тервью и экспериментов. Достоинство данного подхода позволяет продавать качественный товар по достаточно высокой цене, не теряя свою прибыль, избе- гать необоснованных скидок. Следует иметь в виду, что верхний порог цены на товар определяется величиной платежеспособного спроса.
3. Ориентированный на конкуренцию. За основу берется анализ возможно- стей конкурентов путем маркетинговых исследований, участия в торгах. Это позволяет установить для себя определенную границу цен.
В качестве разновидностей данного подхода предприятия используют раз- ные ценовые стратегии: средних цен, высоких цен (цена как признак качества), низких цен (цена как признак заботы о потребителе). Следует отметить, что низкие цены оправдывают себя при эластичном спросе. При этом нижний порог цены определяется величиной переменных затрат (нулевым значением маржи- нального дохода).
Если спрос на товар неэластичный, то можно ограничиться только первы- ми двумя методами. Однако большинство преуспевающих компаний применя- ют комбинацию вышеуказанных методов. Эффективная ценовая политика предполагает достижение краткосрочных и долгосрочных коммерческих целей: завоевание доли рынка, лидерства на рынке, получение запланированной при- были, максимизация прибыли, выживание фирмы и т. д.
Задача формирования реальной цены в настоящее время усложнена нали- чием на предприятиях излишних производственных мощностей при спаде про- изводства и необходимостью их содержания, инфляцией и методикой начисле- ния НДС.
Ведение эффективной ценовой политики предполагает отслеживание взаимосвязи изменения цен, переменных затрат на единицу продукции, посто- янных затрат и объема производства.
129
Считается, что минимально возможная цена продукции должна опреде- ляться уровнем переменных издержек (например, при политике прорыва на ры- нок), а максимально возможная – потребительским спросом (при политике мак- симизации прибыли).
Вопросы для самоконтроля по теме 11
1. Какие внешние и внутренние факторы влияют на цену реализации то-
варов (работ, услуг)?
2. Всегда ли рост цен на продукцию положительно влияет на выручку
предприятия?
3. Перечислите методы государственного регулирования цен. В каких от-
раслях экономики они применяются?
4. Что представляет собой цена франко и какие бывают у нее разновид-
ности?
5. Охарактеризуйте подход к ценообразованию «издержки + прибыль», его
достоинства и недостатки. Какие предприятия применяют данный подход?
6. Охарактеризуйте подход к ценообразованию «ориентированный на
спрос». Для каких товаров применяется данный подход и в чем его преимуще-
ство перед другими?
7. Охарактеризуйте подход к ценообразованию «ориентированный на кон-
куренцию». В чем его сильные стороны?
8. Приведите примеры товаровконкретных производителей на рынке сока,
в отношении которых используется политика средних, высоких и низких цен.
9. Чем определяется нижний и верхний порог цены на продукцию (товары,
услуги)?
Практическая работа по теме 11
Задание 1. Решить предложенные задачи
1. Определите размер свободной розничной цены автомобиля, исходя из следующих данных:
Полная себестоимость автомобиля 180 000 руб.
Рентабельность производства автомобиля 25% к его полной себестоимости.
Ставка акциза на автомобиль – 5% к его себестоимости.
Ставка НДС – 18%.
Торговая надбавка посредника (магазина автомобилей) – 20%.
2. Известно, что на рынке по цене 40 у. е. было предложено 8 единиц опре- деленного товара, по цене 30 у.е. – 6 ед., по 22,5 у.е.-4 ед., по 17,5 у.е. – 2 ед.
С другой стороны, по цене 50 у. е. пользовались спросом 2 ед. товара, по цене 30 у. е.– 4 ед., по 20 у. е.– 7 ед. и по 15 у. е.– 11 ед.
Построить графики спроса и предложения, определить, эластичен ли спрос. Найти равновесную цену.
3. Используя метод балловых оценок, определите свободную розничную цену фотоаппарата «Canon». Для расчета себестоимости 1 балла следует при- нять фотоаппарат «Nikon», цена которого составляет 12 700 руб.
130
Балловая оценка различных параметров указанных марок фотоаппарата такова:
Марка
Удобство пользования
Долговечность
Надежность
Дизайн
Сумма баллов
Canon
24 35 18 13
Nikon
26 40 15 14 4. Определить регулируемую оптовую и розничную цену на новое изделие предприятия пищевой промышленности.
Исходные данные:
сырье и материалы – 10,8 руб.
затраты на обработку изделия – 3,2 руб.
внепроизводственные (коммерческие) расходы – 6% к производственной себестоимости.
рентабельность изделия – 20% от себестоимости.
НДС – 10% к регулируемой розничной цене
торговая скидка оптовикам – 15% к регулируемой розничной цене.
Задание 2.Ответить на вопросы теста
1. Эластичность спроса на товар по цене – это:
1) отношение процентного изменения спроса к процентному изменению предложения товара;
2) отношение процентного изменения спроса к процентному изменению цены;
3) отношение процентного изменения цены к процентному изменению предложения товара;
4) отношение процентного изменения цены к процентному изменению спроса.
2. Более высокую цену можно установить, если спрос на товар:
1) единичной эластичности;
2) сезонный;
3) неэластичный;
4) эластичный.
3. В группу условий совершенной конкуренции входит условие:
1) имеется много продавцов и покупателей и каждый из них производит лишь малую долю всего объема этого товара;
2) информация о рыночном уровне цен для продавцов и покупателей крайне скудна;
3) отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль для нового производителя и нет препятствия для выхода их из отрасли;
4) товар должен быть совершенно однороден с точки зрения покупателя.
4. В какую сторону цена может отклоняться от себестоимости:
1) цена всегда выше себестоимости;
131 2) цена всегда равна себестоимости;
3) цена может быть выше или ниже себестоимости;
4) цена не может отклоняться от себестоимости ни при каких условиях.
5. Верхняя граница цены определяется:
1) затратами и максимальной прибылью;
2) суммой внешних и внутренних затрат;
3) спросом;
4) суммой постоянных и переменных затрат.
6. Виды себестоимости, формируемые предприятием:
1) полная;
2) производственная;
3) реализационная;
4) рыночная;
5) среднеотраслевая;
6) цеховая.
7. Государство устанавливает нижний лимит цен для:
1) обеспечения необходимой прибыли организациям;
2) решения социальных вопросов;
3) стимулирования инновационной деятельности;
4) фискальных целей.
8. Зависимость свободной розничной цены от косвенных налогов:
1) обратно пропорциональная;
2) прямо пропорциональная;
3) такой зависимости не прослеживается.
9. Затратный подход к ценообразованию основан на учете:
1) всех фактических затрат на производство и сбыт товаров;
2) зависит от спроса населения на товар;
3) постоянных затрат на производство товара;
4) прямых затрат на производство товара;
10. Косвенные методы регулирования цен:
1) введение рекомендательных цен по важнейшим видам продукции;
2) изменение акцизной ставки;
3) установление паритетных цен;
4) установление предельного норматива рентабельности.
11. На рынке свободной конкуренции организация придерживается:
1) адаптивной политики цен;
2) маркетингового ценообразования;
3) политики доминирующего лидерства;
4) политики приспособления к ведущим конкурентам.
12. Недостатки методов затратного ценообразования:
1) игнорирование информации о поведении конкурентов;
2) игнорирование информации о поведении покупателей;
3) недостоверность исходных данных;
4) сложность сбора информации.
132
13. Показатель рентабельности продаж товара прямо пропорционален:
1) величине косвенных налогов;
2) себестоимости товара;
3) прибыли от реализации товара;
4) ценовым надбавкам.
14. Психология покупателя наиболее часто учитывается при исчис-
лении:
1) затрат на производство;
2) оптовой цены предприятия;
3) отпускной цены на продукцию производственного назначения;
4) розничной цены потребительских товаров.
15. Ставки налога на добавленную стоимость согласно НК РФ:
1) 0; 10; 18; 2) 10; 18; 3) 5; 20; 4) 5; 10; 13; 18
16. Стратегия низких цен используется:
1) для прорыва на рынок;
2) при больших финансовых затратах;
3) при масштабном выпуске продукции;
4) для товаров, выпускаемых в небольших объемах.
17. Стратегия, при которой установление цен на более низком уровне,
чем по мнению большинства покупателей заслуживает товар с данной
экономической ценностью, называется стратегией:
1) премиального ценообразования;
2) скорейшего возврата средств;
3) скидок;
4) ценового прорыва.
18. Увеличить прибыль за счет установления высоких цен возможно:
1) в условиях совершенной конкуренции;
2) на олигопольном рынке;
3) при выпуске продукции, не имеющей аналогов;
4) при эластичном спросе.
19. Цена спроса – это:
1) максимальная цена за товар;
2) минимальная цена, которую покупатель согласен заплатить;
3) средняя цена за товар;
4) цена, по которой совершается сделка.
20. Ценовая стратегия, которую рекомендуется применять при неод-
нородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара
по нескольким ценам:
1) дискриминации цен;
2) конкурентного ценообразования;
3) дифференциации цен;
4) нет верного ответа.
133
ТЕМА 12. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС.
ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА. ТИПЫ ПРОИЗВОДСТВА
Производственную деятельность лучше всего представить как сеть про- цессов и операций.
Производственный процесс – это целенаправленное, постадийное пре- вращение исходного сырья и материалов в готовый, заданного свойства про- дукт, пригодный к потреблению или к дальнейшей обработке на другом пред- приятии в иных условиях производства.
На основе специализации и кооперирования труда, процессы производст- ва, – от изначальных исходных материалов до конечного продукта,- разделены на ряд стадий:
– получение сырья;
– переработка сырья в материалы;
– обработка материалов до уровня комплектующих элементов, из которых затем комплектуется (собирается) готовое изделие, и т. д.
Классификация производственных процессов представлена в табл. 35.
Таблица 35
Классификация производственных процессов
Признак
Вид процесса
Организационные отношения
Простой
Сложный
Протекание во времени
Непрерывный
Дискретный
Отношение к труду
Трудовой
Естественный
Назначение в производстве
Основной
Вспомогательный
Обслуживающий
Стадийность
Заготовительный
Обрабатывающий
Сборочный
Простой процесс – процесс, состоящий из ряда последовательных опера- ций изготовления определенного объекта (например, деталь из заготовки). При нем предмет труда подвергается последовательно ряду трудовых воздействий, в результате чего получается готовый или частичный продукт.
Сложный процесс – совокупность координированных во времени простых процессов. При нем готовый продукт получается путем соединения частичных продуктов. Структура сложного процесса представлена на рис. 20.
Рис. 18. Схематичное изображение сложного производственного процесса
134
Непрерывный процесс – например, переработка нефти. Характеристика: высокая унификация продуктов, постоянный цикл производства, непрерывное обслуживание, отсутствие перерывов, регламентированный ритм, ритмичная повторяемость.
Дискретный процесс – например, производство автомобилей. Характери- стика: продуктовая дифференциация, оборудование для групповой технологии, серийное или единичное производство.
Трудовой процесс – выполняется с участием человека.
Естественный процесс – выполняется без участия человека, например, сушка после окраски изделия, остывание после термической обработки предме- та труда и т. п.
Основной процесс – процесс изготовления продукции в соответствии с планом организации и ее специализацией.
Вспомогательный процесс – процесс, результаты которого используются в основном процессе или обеспечивают его нормальное протекание. Например, изготовление инструментов, ремонт и техническое обслуживание оборудова- ния, производство для нужд организации электроэнергии и т. п.
Обслуживающий процесс – процесс, обеспечивающий бесперебойную ра- боту основных и вспомогательных процессов. Например, контроль качества продукции, внутризаводская транспортировка, складские операции и т. п.
Производственные процессы неоднородны. Они распадаются на множест- во элементарных технологических процедур, которые совершаются при изго- товлении готового изделия. Эти отдельные процедуры называются операциями.
Операция – это любое действие, выполняемое человеком, машиной или оборудованием по работе с сырьем, полуфабрикатом или готовым изделием.
Операция – это часть производственного процесса, выполняемая одним или несколькими предметами труда на одном или нескольких одинаковых ра- бочих местах без переналадки средств труда с участием или под контролем од- ного или нескольких работников.
Операции делятся на:
– основные;
– вспомогательные;
– обслуживающие.
Основные операции – это операции, связанные с формообразованием и из- менением размеров или свойств предметов труда.
Основные операции – это фактическая обработка материала.
Вспомогательные операции – это операции, связанные с перемещением предметов труда, от одного рабочего места к другому.
Вспомогательные операции – это установка деталей на оборудование и снятие их с оборудования.
Обслуживающие операции – это все остальные операции. Например, скла- дирование рабочим предметов труда на рабочем месте, получение рабочим комплекта инструментов и т. д.
135
А также сюда можно отнести действия вне операций. Это нерегулярно производимые действия (отдых, отлучка за водой, подметание стружки, устра- нение поломок оборудования и т. д.).
Такие действия далее можно подразделить на связанные с усталостью, про- ведением гигиенических мероприятий, выполнением операции и общецеховые.
В зависимости от вида и назначения продукции, степени технической ос- нащенности (степени механизации, автоматизации) и основного профиля про- изводстваразличают операции:
– ручные (немеханизированные);
– машинно-ручные;
– машинные;
– автоматизированные;
– аппаратурные.
Ручные операции выполняются вручную с использованием простого инст- румента (иногда механизированного), например ручная окраска изделий, сле- сарная обработка деталей, наладка и регулировка механизмов.
Машинно-ручные операции осуществляются при помощи машин и меха- низмов, но при непосредственном участии рабочих, например, перевозка грузов на автомобилях, обработка деталей на станках с ручным управлением.
Машинные операции выполняются при ограниченном участии рабочих
(операторов).
Автоматизированные операции выполняются 6ез непосредственного уча- стия человека, либо под его наблюдением и контролем.
Аппаратурные операции протекают в специальных агрегатах (трубопрово- дах, колоннах, в термических и плавильных печах и др.). Рабочий ведет общее наблюдение за исправностью оборудования и показаниями приборов и вносит коррективы в режимы работы агрегатов в соответствии с установленными пра- вилами и стандартами.
По отношению к предмету труда, производственные операции подразде- ляют на
– технологические,
– транспортные,
– обслуживающие,
– контрольно-учетные
– и операции по хранению.
К технологическим относят операции, выполнение которых изменяет каче- ственное состояние, форму, размеры или расположение предмета труда в про- странстве.
Транспортные операции связаны с перемещением предмета труда в задан- ном направлении (их также называют транспортно-переместительными или по- грузочно-транспортными).
Обслуживающие операции направлены на обеспечение необходимых ус- ловий для нормального хода производства и безопасности людей.
Контрольно-учетные операции устанавливают соответствие свойств предмета труда заданным требованиям приемки (сдачи) работ или продукции.