Файл: В. А. Федосеева экономика организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2705

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

119
При графическом методе нахождение точки безубыточности (порога рен- табельности) сводится к построению комплексного графика «затраты – объем – прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:
 наносим на график линию постоянных затрат, для чего проводим пря- мую, параллельную оси абсцисс;
 выбираем какую-либо точку на оси абсцисс, т. е. какую-либо величину объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитываем величину сово- купных затрат (постоянных и переменных). Строим прямую на графике, отве- чающую этому значению;
 вновь выбираем любую точку на оси абсцисс и для нее находим сумму выручки от реализации. Строим прямую, отвечающую этому значению.
Точка безубыточности на графике – это точка пересечения прямых, по- строенных по значению затрат и выручки (рис. 17).
Рис. 17. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)
Изображенная на рис. 17 точка безубыточности (порога рентабельности) – это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая пред- приятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна ну- лю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой
выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает про- дукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше
– получает прибыль.
Для определения точки безубыточности (порога рентабельности) в между- народной практике также используют метод уравнений, основанный на исчис- лении прибыли предприятия по формуле

120
Выручка – Переменные затраты – Постоянные затраты = Прибыль
TR – VC – FC = Pr.
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
(Цена за единицу х Количество единиц) – (Переменные затраты на единицу х
Количество единиц) – Постоянные затраты = Прибыль
Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохо-
да, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле
Qкр = FC/(P-v) = FC/ MR ед, где Q кр – критический (безубыточный) объем производства (продаж) в нату-
ральных единицах;
FC – условно-постоянные затраты предприятия;
Р – средняя цена реализации единицы продукции; v – средние переменные затраты на единицу продукции;
MR ед – маржинальный доход на единицу продукции.
Другая формула расчета точки безубыточности выглядит следующим об- разом:
Qкр = FC/(MR/TR), где Q кр – критический (безубыточный) объем производства (продаж) в стои-
мостных единицах
MR/TR – доля маржинального дохода от выручки.
Превышение фактической выручки от продажи над порогом рентабельно- сти составляет запас финансовой прочности предприятия. Его можно рассчи- тать по следующей формуле:
ЗБ = ((Qф – Qкр)/Qф) *100, где Qф – фактический объем продаж;
Qкр – безубыточный объем продаж.
Зона безопасности показывает, насколько может сократиться объем про- даж до достижения предприятием безубыточного состояния. Чем больше дан- ный показатель, тем ниже риск убытков, тем более безопасен данный вид биз- неса.
Прогнозируемая прибыль рассчитывается по следующей формуле:
Pr = (Qф – Qкр) * MR ед, где MR ед – маржинальный доход на единицу продукции.
Рассмотрим далее несколько примеров решения практических задач с по- мощью маржинального анализа.
Пример 1
Определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот
или иной вариант технологии.


121
Вариант А. Компания приобретает детали, производит сборку изделий и их продает. При этом постоянные затраты составляют 1 400 тыс. руб. в год, пере- менные – 1 500 руб. на единицу продукции.
Вариант Б. Компания дополнительно покупает оборудование, которое по- зволяет выполнить некоторые технологические операции в собственных поме- щениях. При этом затраты составят: постоянные – 2 000 тыс. руб. в год, пере- менные – 1 200 руб. на единицу продукции.
Решение:
1400 +1,5 * Q = 2000 +1,2 * Q
Q = 600/0,3 = 2 000 ед . – это так называемая «точка безразличия»
Вывод: если продажи составляют менее 2 000 ед., то выгоднее вариант А, в противном случае – вариант В.
Пример 2
Следует ли принять дополнительный заказ? Производственные мощно- сти предприятия рассчитаны на 160 000 штук изделий в год. Объем заказов со- ставляет 70% от производственной мощности. Рыночная цена единицы товара составляет 1 800 руб. Постоянные расходы предприятия 72 млн руб. Перемен- ные затраты на единицу продукции 1 200 руб. Один из заказчиков предлагает приобрести дополнительно 30 000 штук изделий, но со скидкой 25%. Является ли данное предложение экономически выгодным для предприятия?
Решение:
Принять заказ выгодно в том случае, если предприятия получит дополни- тельный маржинальный доход. Однако следует проверить, есть ли техническая возможность принять заказ.
160 000 * 70% = 112 000 штук 160 000 – 112 000 =48 000 штук – можно из- готовить дополнительно
1800 * (100 – 25)% = 1350 руб. – предлагаемая цена
1350 – 1200 = 150 руб. – дополнительный маржинальный доход на единицу продукции
150 * 30 000 =4 500 000 руб. – дополнительный доход от выполнения заказа
Вывод: принять дополнительный заказ выгодно.
Пример 3
Оценить, выгодно ли увеличивать расходы на рекламу. Фирма произво- дит и продает 2000 ед. продукции в месяц. Стоимость единицы продукции
10,5 тыс. руб. Удельные переменные издержки 5,5 тыс. руб. Постоянные из- держки 3 млн руб. в месяц. Фирма недовольна объемом продаж и увеличивает затраты на рекламу на 0,5 млн руб. (500 тыс. руб.) в месяц. Ожидается, что про- дажи возрастут за счет дополнительных рекламных мероприятий на 10%.
Решение:
Определим min изменение числа продаж, которое необходимо для сохра- нения прежнего уровня прибыли.
500 / (10,5 – 5,5) = 100 единиц – увеличение продаж, при котором оправда- ются затраты на рекламу

122 100/2000*100 = 5% – то есть, при 5%-ном увеличении продаж расходы на рекламу оправдаются
5% < 10% следовательно, расходы на рекламу увеличить выгодно
Определим дополнительную прибыль:
2000 * 10% = 200 единиц – увеличение продаж
200 * (10,5 – 5,5) – 500 = 1000 – 500 = 500 тыс. руб. – увеличение прибыли
Пример 4
Определим оптимальный ассортимент продаж по данным табл. 34.
Технические возможности оборудования ограничены 3200 машино-часами в месяц. Выпуск какого изделия следует ограничить? Определить прибыль предприятия при оптимальном ассортименте. Постоянные расходы предпри- ятия 15 000 тыс. руб.
Таблица 34
Определение оптимального ассортимента продаж
Номер
строки
Показатели
Вид продукции
А
Б
В
1
Цена за единицу, тыс. руб.
10 40 150 2
Переменные расходы на единицу продукции, тыс. руб.
6 25 100 3
Ориентировочный спрос, шт.
600 550 100 4
Маржинальный доход в расчете на единицу продукции, тыс. руб.
4 15 50 5
Время обработки единицы продукции, в часах
0,6 4
8 6
Удельный маржинальный доход в расчете на 1 час
6,67 3,75 6,25 7
Время, требуемое на выпуск продукции, в часах
360 2200 800 8
Оптимальный ассортимент продаж, шт.
600
510
100
Вывод: следует ограничить выпуск продукции Б до 3200 – 360 – 800 =
2040 час или 2040/4 = 510 единиц
Прибыль = (600*4 + 510*15 + 100 * 50) – 15 000 = 15050 – 15000 =
50 тыс. руб.
Ключевым элементом маржинального анализа служит операционный рычаг.
Действие операционного (производственного) рычага (левериджа) проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи всегда порождает более сильное изменение прибыли.
Эпл = MR / PR, где Эпл – эффект производственного левериджа; MR – общий маржинальный доход; PR – прибыль.
Значение эффекта производственного левериджа в дальнейшем служит для прогнозирования изменения прибыли в зависимости от изменения выручки предприятия. Для этого используют следующую формулу:
Эпл = ∆PR / ∆TR.
Изменяется выручка, изменяется сила рычага. Например, если сила рыча- га равна 8,5, а рост выручки планируется на 3%, то прибыль вырастет на: 8,5 *
3% = 25,5%. Если выручка падает на 10%, то прибыль уменьшается на: 8,5 *
10% = 85%.


123
Эффект производственного рычага обусловлен различной степенью влия- ния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов деятельности предприятия при изменении объема производства.
Чем больше уровень постоянных издержек, тем больше сила воздействия опе- рационного рычага. Указывая на темп падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия.
Сила воздействия операционного рычага зависит от относительной вели- чины постоянных издержек. Для предприятий, отягощенных громоздкими про- изводственными фондами, большая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается катастрофическим падением прибыли и вхо- ждением предприятия в зону убытков.
Пример 5.Для наглядности рассмотрим эффект производственного рычага
(левериджа) на примере:
1. Сумма продаж (выручка) – 375 000 руб.
2. Переменные затраты – 250 000 руб.
3. Маржинальный доход (п. 1 – п. 2) – 125 000 руб.
4. Постоянные затраты – 80 000 руб.
5. Прибыль (п. 3 – п. 4) – 45 000 руб.
6. Объем реализованной продукции — 500 шт.
7. Цена за единицу – 750 руб.
Найти Эпл. Насколько должна снизиться выручка, чтобы предприятие дос- тигло порога рентабельности? Какую прибыль получит предприятие, если про- дажи снизятся на 10%?
Решение:
Используя механизм производственного левериджа, спрогнозируем изме- нение прибыли предприятия в зависимости от изменения выручки, а также оп- ределим точку безубыточной деятельности. Для нашего примера эффект произ- водственного левериджа составляет 2,78 единицы (12 5000 / 45 000). Это озна- чает, что при снижении выручки предприятия на 1% прибыль сократится на
2,78%, а при снижении выручки на 36% мы достигнем порога рентабельности, т. е. прибыль станет нулевой.
Предположим, что выручка сократится на 10% и составит 337 500 руб.
(375 000 – 375 000 * 10 / 100). В этих условиях прибыль предприятия сократит- ся на 27,8% и составит 32 490 руб. (45 000 – 45 000 * 27,8 / 100).
Пример 6. Рассчитать эффект производственного рычага.
Исходные данные:
1. Выручка от реализации продукции – 10 000 тыс. руб.
2. Переменные затраты – 8 300 тыс. руб,

124 3. Постоянные затраты – 1 500 тыс. руб.
4. Прибыль – 200 тыс. руб.
Расчет:
1. Рассчитаем силу воздействия операционного рычага.
Маржинальный доход (сумма покрытия) = 1500 тыс. руб. + 200 тыс. руб. =
1700 тыс. руб.
Сила воздействия операционного рычага = MR/PR = 1700 / 200 = 8,5 раз.
2. Предположим, что на следующий год прогнозируется рост объема реа- лизации на 12 %. Мы можем рассчитать, насколько процентов возрастет при- быль:
12% * 8,5 =102%.
10 000 * 112% / 100= 11200 тыс. руб.
8 300 * 112% / 100 = 9 296 тыс. руб.
11 200 – 9 296 = 1 904 тыс. руб.
1 904 – 1 500 = 404 тыс. руб.
Сила воздействия рычага = (1 500 + 404) / 404 = 4,7 раза.
Отсюда прибыль возрастает на 102 %:
404 – 200 = 204; 204 * 100 / 200 = 102%.
Управление затратами в связи с использованием эффекта операционного рычага позволяет оперативно и комплексно подходить к использованию финан- сов предприятия. Для этого можно воспользоваться правилом «50/50»
Все виды продукции подразделяются на две группы в зависимости от доли переменных затрат. Если она больше 50%, то по данным видам продукции вы- годнее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше
50%, то предприятию лучше увеличить объемы реализации – это даст больше валовой маржи.
Вопросы для самоподготовки по теме 10
1. Дайте определение понятию «маржинальный доход», изобразите его
графически.
2. Приведите примеры условно-постоянных и переменных затрат? Поче-
му используется слово «условно»?
3. Чему равен маржинальный доход в расчете на единицу продукции?
4. Какие возможности содержит маржинальный анализ для принятия
управленческих решений?
5. Что показывает точка безубыточности? Изобразите ее графически.
6. В чем заключается действие операционного рычага? Как еще называют
операционный рычаг?
7. Каким образом можно прогнозировать прибыль, зная величину операци-
онного рычага?
8. Что показывает запас финансовой прочности предприятия?


125
Практическая работа по теме 10
Решить предложенные задачи
1. Определите оптимальный ассортимент продукции, если возможности работы оборудования ограничены: 20 000 машино-часов.
Показатель
Изделие А
Изделие Б
Цена изделия в руб.
8000 12000
Ожидаемый спрос в ед.
6000 3000
Переменные затраты на ед.
6500 10600
Расход времени работы оборудования в машино-часах на ед.
12,0 16,0 2. Определить, при каком объеме производства выгоднее применять тот или иной вариант оборудования.
Вариант
Постоянные затраты на содержание оборудования, тыс. руб.
Переменные затраты на изделие, тыс. руб.
А
5000 3
В
12000 2,5
С
25000 1,5 3. Предприятие производит 5000 ед. товара в год, рыночная цена реализа- ции ед. товара 400 руб. Постоянные расходы предприятия 250 000 руб., пере- менные издержки на ед. товара = 280 руб.
Рассчитать: себестоимость единицы продукции, объем безубыточности, зону экономической безопасности предприятия.
Как изменятся данные показатели, если объем производства упадет на
30%?
4. Фирма производит 2000 ед. продукции в месяц. Стоимость единицы продукции 11 тыс. руб. Удельные переменные издержки – 8,5 тыс. руб. Посто- янные издержки – 4 млн руб. в месяц. Фирма недовольна объемом продаж и предпринимает следующие действия: а) снижает цену ед. продукции на 5%. б) увеличивает затраты на рекламу на 0.2 млн руб. в месяц.
Определить изменение числа продаж, которое необходимо для увеличения уровня прибыли вдвое.
5. Производственные мощности предприятия рассчитаны на 160 000 тыс. штук изделий в год. Объем заказов упал на 30%. Рыночная цена единицы това- ра составляет 1 800 руб. Постоянные расходы предприятия – 72 млн руб. Пере- менные затраты на единицу продукции 1 200 руб. Один из заказчиков предла- гает приобрести дополнительно 30 000 тыс. штук изделий, но со скидкой 25%.
Является ли данное предложение экономически выгодным для предприятия?

126
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ТЕМА 11. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Цена товара – сумма, которую следует уплатить при приобретении
товара или услуги. Обычно цена имеет денежное выражение.
Выделяют две группы ценообразующих факторов.
1 группа – внешние факторы
1. Цена производства. ЦТ = Издержки + Прибыль.
2. Спрос и предложение. Снижение цены приводит к росту объема продаж.
Однако, следует учитывать степень эластичности спроса по цене.
Еd = процентное изменение спрашиваемой продукции/процентное измене- ние цены
Если Еd >1, то спрос эластичный, снижение цены приведет к росту выручки.
Если Еd < 1, то спрос неэластичный, снижение цены приведет к падению выручки.
Если Еd =1, то спрос адекватный. Снижение цены не окажет влияния на выручку.
3. Состояние денежной сферы. Цена товара обратно пропорциональна стоимости денег. Обесценивание денег за счет избыточного их количества в стране приводит к росту цен (инфляция).
Кроме того, на состояние денежной сферы государства оказывает влияние курс валюты следующим образом:
А) на внешнем рынке: понижение курса отечественной валюты (девальва- ция) стимулирует экспортные поставки за счет снижения цен на экспортируе- мый товар для иностранных покупателей, повышение курса (ревальвация) оте- чественной валюты повышает цены на экспортируемые товары и замораживает их поставки.
Б) на внутреннем рынке: снижение курса валюты ведет к росту цен на им- портную продукцию, приводит к общему росту цен в стране и стимулирует конкурентоспособность отечественной продукции; повышение курса нацио- нальной валюты ведет к удешевлению импортных товаров и сдерживает ин- фляцию, но подрывает позиции внутренних производителей.
4. Конкуренция. Формирование цен осуществляется с учетом цен товаров- конкурентов.
5. Регулирование цен со стороны государства одним из методов:
1) административное (прямое): замораживание цен, контроль цен, согла- шения с предприятием, установление границ и диапазонов цен;
2) экономическое (косвенное): путем воздействия через элементы ценово- го механизма;
 обеспечение прибыльности предприятия за счет субсидий, кредитов, на- логовых льгот, амортизационной политики;
 воздействие на издержки через снижение цен на сырье и материалы, ус- тановление льготных тарифов на ресурсы;
 воздействие на спрос и предложение товаров политикой протекциониз- ма и государственными закупками.

127
При наличии государственного регулирования цен на поставляемую про- дукцию (или часть продукции) по государственному контракту цена контракта
(или соответствующие элементы издержек) определяются в соответствии с дей- ствующими нормативными актами и методиками (по ценам на продукцию обо- ронного назначения, продукцию топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта, связи и т. п.).
2 группа – внутренние факторы
Эти факторы находятся полностью в сфере влияния предприятия.
1. Рост качества товара позволяет поднять его цену.
2. Увеличение объема поставок приводит к оптовым скидкам.
Оптовая цена – цена на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организа- циям, оптовым торговым компаниям.
3. Долговременные связи с покупателем служат основой для снижения це- ны (например, в виде предоставления рассрочки или кумулятивной скидки).
4. Условия поставки.
Цена франко – цена товара, определенная с учетом возмещения транс- портных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова
«франко», например цена франко-вагон, цена франко-склад получателя.
Возможны несколько вариантов оплаты транспортных расходов, напри- мер: полная оплата расходов поставщиком или покупателем, частичная оплата поставщиком, частично — покупателем.
Существует четыре основных варианта франко-цены:

«франко-склад поставщика» – все расходы на доставку берет на себя по- купатель;

«франко-вагон, станция отправления» – расходы по доставке до стан- ции отправления берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупатель;

«франко-вагон, станция назначения» – расходы по доставке до станции назначения берет на себя поставщик, остальную доставку оплачивает покупа- тель;

«франко-склад покупателя» – все расходы по доставке берет на себя по- ставщик.
В реальной жизни существует больше вариантов оплаты транспортных расходов. Конкретные варианты доставки и ее оплаты оговариваются в догово- ре между покупателями и поставщиками.
На практике в основном используют следующие основные подходы для формирования цен на продукцию и услуги.
1. «Издержки плюс прибыль»: калькулируется полная себестоимость еди- ницы продукции, к ней добавляется прибыль в процентах от полной себестои- мости единицы продукции и получается цена продукции.
Разновидность метода – определение цены на основе «целевой нормы при- были» при установленных объемах производства и продаж: