Файл: В. А. Федосеева экономика организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 2704

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

112
Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования
маржинального метода учета затрат – системы учета «Директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.
Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:
1) простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учиты- ваются только прямые переменные затраты;
2) развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.
Для системы учета «Директ-костинг» характерны такие черты:
 постоянная направленность учета в первую очередь на определение промежуточного результата маржинального дохода:
 учет продукции только в разрезе переменных затрат и определение ее производственной себестоимости;
 учет постоянных затрат в целом по предприятию и их отнесение на уменьшение операционной прибыли для определения конечного финансового результата;
 определение маржинального дохода как базы процесса оперативного управления ценами и ценообразованием;
 определение взаимосвязи и взаимозависимости объема продаж, себе- стоимости и прибыли;
 установление точки безубыточности, при которой величина выручки от продажи продукции равняется ее полной себестоимости.
Схема определения финансового результата по системе «Директ-
костинг»:
1. Выручка от продажи продукции.
2. Переменные затраты.
3. Маржинальный доход (п. 1 – п. 2).
4. Постоянные затраты.
5. Прибыль (п. 3 – п. 4).
СущностьАctivity Вased Сosting, или дифференцированный метод учета
себестоимости заключается в учете затрат по работам (функциям). Предпри- ятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе осуществления которых необходимо затрачивать ресурсы. Выделяют 4 типа операций по спо- собу их участия в выпуске продукции:
 штучная работа (выпуск единицы продукции);
 пакетная работа (выпуск заказа, комплекта);
 продуктовая работа (продукция как таковая);
 общехозяйственная работа
Операции 1–3 соотносятся с затратами, которые могут быть прямо отнесе- ны на конкретный продукт. Общехозяйственные затраты нельзя точно отнести,

113 поэтому они распределяются согласно разработанным алгоритмам. Ресурсы классифицируются путем выделения двух групп:
1. поставляемые в момент потребления (например, сдельная зарплата);
2. поставляемые заранее (например, оклады).
Все ресурсы, затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, но простой подсчет стоимости по отдельным операциям не позволяет опреде- лить себестоимость продукции. Поэтому также рассчитывается индекс распре- деления затрат (кост-драйвер). Через систему кост-драйвов определяется коли- чество потраченных ресурсов в расчете на выпуск продукции.
В основу системы Just in time положен принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются в количестве меньшем, чем то, что требу- ется. Метод «точно вовремя» базируется на логистической концепции – «ниче- го не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Отказ от производства продукции крупными партиями. Снабжение производства осуще- ствляется малыми партиями в соответствии с необходимостью, в результате че- го достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей.
Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лиш- них издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые скла- дываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудова- ния и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связан- ных с наличием дефектов изделий.
При этом спрос сопровождает продукцию в течение всего объема произ- водства. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых.
Резервы снижения себестоимости продукции
Основной задачей анализа себестоимости продукции является выявление внутрипроизводственных резервов снижения себестоимости продукции и рас- чет влияния на нее отдельных технико-экономических факторов. Под резерва- ми снижения себестоимости продукции понимаются имеющиеся, но не исполь- зованные возможности снижения ее себестоимости путем улучшения использо- вания техники, материальных и денежных ресурсов предприятия, повышения производительности труда.
Сокращение неоправданных расходов может быть, во-первых, по прямым затратам, т. е.:
 сырье и материалы;
 возвратные отходы;
 технологическое топливо и энергия;
 комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги;
 оплата труда производственных рабочих;
 расходы на тару и упаковку, транспортирование продукции в составе коммерческих расходов.
Во-вторых, по комплексным статьям затрат, на основе соблюдения смет затрат:


114
 по содержанию и эксплуатации оборудования;
 других общепроизводственных расходов;
 общехозяйственных расходов;
 расходов на продажу продукции.
Основными путями использования этих резервов снижения себестоимости продукции являются:
 повышение технического уровня производства на основе механизации и автоматизации производственного процесса, внедрение передовой технологии и современного ресурсосберегающего оборудования; модернизация и улучше- ние эксплуатации применяемого оборудования; изменение конструкции и тех- нологических характеристик изделий;
 повышение качества продукции; внедрение новых видов и замена по- требляемого сырья, материалов, топлива, энергии и др.;
 совершенствование организации производства, труда и управления;
 изменение объема и структуры производимой продукции, которая обес- печивает относительное сокращение условно-постоянных расходов на единицу продукции в связи с ростом объема производства (кроме амортизации), а также относительного изменения амортизационных отчислений на рубль товарной продукции в связи с улучшением использования основных фондов;
 специфические факторы (например, изменение производственных усло- вий и способов добычи полезных ископаемых).
Таким образом, сокращение расходов на обслуживание производства и управление им, т. е. расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудо- вания, общепроизводственных и общехозяйственных расходов – один из спосо- бов снижения себестоимости продукции.
Вопросы для самоконтроля по теме 9
1. Дайте определение понятию «затраты предприятия». Какие три эле-
мента можно выделить в этом понятии?
2. Что показывает себестоимость продукции? В какой форме выража-
ется данный показатель?
3. Какие виды себестоимости продукции выделяют в зависимости от
места возникновения затрат?
4. В чем заключаются различия понятий «затраты», «расходы» и «из-
держки»?
5. По каким признакам классифицируют затраты на производство про-
дукции?
6. Что такое калькуляция себестоимости единицы продукции и для чего
она применяется?
7. Какая номенклатура основных калькуляционных статей применяется в
промышленности?
8. Какие ст. затрат относят к простым, а какие к косвенным и почему?
9. Какие основные методы планирования затрат используются в совре-
менных условиях? Охарактеризуйте каждый из них.


115
10. Перечислите известные вам резервы снижения себестоимости про-
дукции.
Практическая работа по теме 9
Мебельная фабрика производит кухонные гарнитуры. Хозяин сети мебель- ных магазинов подал заказ на изготовление 240 кухонных гарнитуров. Соста- вить калькуляцию себестоимости на один кухонный гарнитур. Цены за единицу продукции установить с помощью интернет – сайтов.
1. Норма расхода материалов на единицу продукции:
Наименование материала
Ед. измерения
Норматив расхода в ед. измерения
Цена за единицу, руб.
Общая сумма затрат, руб.
ДВП лист лист
24,2
Стекло кв. м.
7,6
Лак для покрытия литр
5,5
Дверные петли шт.
16
Дверные ручки шт.
10
Шурупы упаковка
1
Электроэнергия кВт
35
Итого материальных затрат и э/энергии на единицу продукции:
2. Общий фонд оплаты труда производственных рабочих на весь заказ:
870 000 руб. в год.
3. Обязательные страховые взносы – 30,2% от фонда оплаты труда
____________________________________________________________________
4.Амортизация и текущий ремонт оборудования – 93 600 руб. в год на весь объем заказа.
Итого прямых затрат на единицу продукции:
____________________________________________________________________
5. Цеховые расходы за год, в том числе:
5.1. Оплата труда административно-управленческих работников цеха –
340000 руб. в год
5.2. Обязательные страховые взносы – 30,2% _________________
5.3. Содержание зданий и сооружений цеха – 160 800 руб. в год.
5.4. Текущий ремонт цеха – 36 860 руб. в год.
5.5. Амортизация зданий, сооружений и инвентаря цехового назначения
–73160 руб. в год
5.6. Затраты на обеспечение техники безопасности – 32 900 руб. в год.
5.7. Возмещение износа быстроизнашивающихся и малоценных предме- тов – 10 860 руб. в год.
5.8. Прочие затраты – 6 700 руб. в год
Итого, цеховые расходы в расчете на одно изделие составят:
____________________________________________________________________
Цеховая себестоимость изделия:
____________________________________________________________________

116 6. Общехозяйственные расходы за год, в том числе:
6.1. Заработная плата аппарата управления – 690 800 руб. в год.
6.2. Обязательные страховые взносы – 30,2%.
6.3. Оплата командировок и служебных поездок – 10 000 руб. в год.
6.4. Охрана и сигнализация – 52 160 руб. в год.
6.5. Амортизация и текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общезаводского назначения – 80 960 руб. в год.
6.6. Содержание зданий и сооружений общезаводского назначения –
167 900 руб. в год.
6.7. Подготовка кадров – 28 900 руб. в год.
Общехозяйственные расходы на одно изделие составят:
____________________________________________________________________
Производственная себестоимость изделия:
____________________________________________________________________
7. Коммерческие расходы – 124 600 руб. в год из них:
7.1. Доставка мебели – 30 900 руб. в год.
7.2. Реклама – 93 700 руб.
Коммерческие расходы на одно изделие:
____________________________________________________________________
Итого полная себестоимость изделия:
____________________________________________________________________
8. Заполнить калькуляцию себестоимости продукции (см. табл. 33).
Таблица 33
Калькуляция себестоимости единицы продукции

Ст. затрат
Стоимость, руб.
Структура, %
1
Сырье, материалы и комплектующие из- делия
2
Электроэнергия
3
Зарплата производственных рабочих
4
Обязательные страховые взносы
5
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования
6
Цеховые расходы
7
Итого цеховая себестоимость:
8
Общехозяйственные расходы:
9
Итого производственная себестои-
мость:
10 Коммерческие расходы
11 Итого полная себестоимость:
100%


117
Ответить на вопросы
1. В указанном примере какие затраты относятся к прямым, а какие к кос- венным?
2. Пропорционально какому признаку на мебельной фабрике целесообразно распределять косвенные затраты между видами продукции? Обосновать ответ.
3. Адекватно ли отражает данная калькуляция себестоимость кухонного гарнитура? Можно ли было рассчитать ее по-другому? Как именно?
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ТЕМА 10. МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет
маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотноше- ния между тремя группами важнейших экономических показателей: издержка- ми, объемом производства (реализации) продукции и прибылью, и прогнозиро- вании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.
Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубы-
точности или содействия доходу. Он был разработан в 1930 г. американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н. Г. Чумаченко, а позднее –
А. П. Зудилиным.
В основу методики положено деление производственных и сбытовых за- трат в зависимости от изменения объема производства на переменные и посто- янные и использование категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия – это разница между выручкой и пе- ременными затратами. Маржинальный доход на единицу продукции представ- ляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависи- мость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.
Основные возможности маржинального анализа состоят в определении:
 безубыточного объема продаж (порога рентабельности, окупаемости из- держек) при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат;
 зоны безопасности (безубыточности) предприятия;
 необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
 критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржи- нального дохода;
 критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне пе- ременных и постоянных затрат.
С помощью маржинального анализа обосновываются и другие управлен- ческие решения: выбор вариантов изменения производственной мощности, ас-

118 сортимент продукции, цены на новое изделие, вариантов оборудования, техно- логии производства, приобретения комплектующих деталей, оценки эффектив- ности принятия дополнительного заказа и др.
Проведение расчетов по методике маржинального анализа требует соблю- дения ряда условий:
 необходимость деления издержек на две части – переменные и постоян- ные;
 переменные издержки изменяются пропорционально объему производ- ства (реализации) продукции; например: материальные затраты, затраты на оп- лату труда рабочих, затраты на тару и упаковку, затраты электроэнергии и топ- лива на производственный процесс.
 постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного (значимо- го) объема производства (реализации) продукции, т. е. в диапазоне деловой ак- тивности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощ- ности предприятия и спроса на продукцию; например: затраты на содержание зданий и сооружений, на содержание управленческого персонала, на рекламу, на услуги сторонних организаций.
 тождество производства и реализации продукции в рамках рассматри- ваемого периода времени, т. е. запасы готовой продукции существенно не из- меняются;
 эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляе- мые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колеба- ниям на протяжении анализируемого периода;
 пропорциональность поступления выручки объему реализованной про- дукции.
Одним из самых простых и эффективных методов маржинального анализа с целью оперативного, а также стратегического планирования является анализ
«издержки – объем – прибыль», который позволяет отследить зависимость фи- нансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств пла- нирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руково- дителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать пред- принимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, ис- пользуя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых резуль- татов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия.
Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль», как уже отмечалось выше, на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Эту точку также называют «критической» или «мертвой», или точкой «равновесия». В ли- тературе часто можно встретить обозначение этой точки как BEP (аббревиатура
«break-even point»), т. е. точка или порог рентабельности.
Для вычисления точки безубыточности (порога рентабельности) исполь- зуются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.