Файл: Лекция Тема Социальная психология личности. Личность в групповом процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более
— пожилых людей. При этом она носит индивидуальный характер и связана с определенными циклами в области физического, анатомо- физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.
Сложилась традиция, согласно которой в структуре социа-
лизации принято выделять:
1) содержание (с этой точки зрения говорят о социализации и асоциализации как приспособлении к негативному опыту);
2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида к этому. Причем данные отношения зависят не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказалась: материальных условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой.
Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает границы совершенствования личности.
Наиболее ярко, по мнению многих исследователей, содержание социа- лизации проявляется в особенностях национальной психологии: интеллек- туально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-пове- денческом своеобразии людей как представителей конкретной этнической общности. Цивилизация выигрывает от национально-психологических раз- личий. С другой стороны, современная тенденция мирового развития — ин- теграция человечества в различные отношения. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобще- ние к мировым общественным институтам, к национальным и культурным ценностям различных народов, в осмыслении их своеобразия и необходимо- сти совместных усилий для общего развития.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения
(соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на

неосознанном уровне с помощью запечат-ления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг- сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.
Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воздействия на массовое сознание, как прогрессивные — воспитание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные — манипулирование или, иначе говоря,
«модификация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, распространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «обол-ванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльности, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социали- зация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или страха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракизма за инакомыслие, психического насилия, включая и использование психотронного оружия.


При этом следует иметь в виду, что социализация — не пассивный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социализации.
Социально-психологические аспекты социализации
В отечественной социальной психологии существуют узкое и широкое толкования социализации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д.
Парыгиным.
Социализация в узком смысле — это процесс вхождения в социальную
среду, приспособления к ней, в широком — исторический процесс, филогенез.
Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению, например «воспитание» и «адаптация». Социализация в любом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегда осознаваемый. Адаптация (приспособление) может рассматриваться как составная часть социализации и как ее механизм. Различают два вида адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящиеся во взаимосвязи.
1   2   3   4

Социально-психологическая
адаптация представляет
собой
овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления —
добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение.
Таким образом, социально- психологическая адаптация — это конкретный процесс социализации.
В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами использования социальных ролей, навыками общественного поведения. Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.
Источниками социализации личности являются:
1) опыт раннего детства — формирование психических функций и элементарных форм поведения;
2) социальные институты — системы воспитания, обучения и образования;
3) взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности.

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке.
По своему содержанию социализация — это двухсторонний процесс. С одной стороны, он состоит в передаче обществом социального исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой — их усвоение индивидом, интериоризацию.
Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме
процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания, при
которых
они
претерпевают
соответствующую
трансформацию:
обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему
развитию.
Главный смысл процесса социализации для личности на ее ранних стадиях — поиск своего социального места. Основными опорными точками в этом процессе являются: 1)осознание своего «Я»; 2) осмысление своего
«Я». Осознание и осмысление своего «Я» — это два разных момента в процессе обретения самостоятельности личности, формирования «Я»-образа.
Осознание своего «Я» происходит в раннем детстве. Овладение
прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем
детстве (от
2 до
5 лет), приобретение
навыков
сложной
деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе в
среднем и позднем детстве —таковы основные стадии в осознании своего
«Я»,
Осмысление своего «Я» — это процесс становления ценностного ядра
личности. Этот процесс начинается в среднем детстве и происходит на
основе постоянной оценки себя в сравнении с «другими людьми», такими же,
как «Я». В ходе этого процесса формируются представления о добре и зле,
цели и смысле жизни и другие духовно-нравственные и мировоззренческие
установки.
В процессе социализации выделяют содержание, широту (число сфер, к которым смогла приспособиться личность), механизм социализации,
социальные институты, факторы и стадии.
При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, установки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессе социализации.


Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей
совокупностью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой — отношением индивида
ко всему этому. Причем это отношение зависит не только от особенностей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается.
Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т.
Шибутани, в шаблонах поведения, привычках, формировании общи) значений,
т. е. взглядов.
В демократическом государстве смысл социализации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов личности, ее возможностей. В тоталитарном государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мнению Э.Фромма, возможны и такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.
Мазохизмстремление к подчинению, моральное унижение.
Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания других.
Деструкция — один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал Э.Фромм, разрушение мира для человека — последняя, отчаянная попытка вих противоборстве.
Конформизм (от лат.сошЪпшз — подобный) в его крайнем выражении означает отказ от собственного «Я», превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдоличностью.
В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «одномерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне ориентированная личность» («автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность»).
Автором данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое отношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира (сугубо потребительская ориентация, унификация
«Я»).

Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. Механизм социализации через групповой опыт в рамках ролевой
концепции личности раскрывает теория «зеркального «Я». Основоположник этой теории американский социальный психолог Ч.Кули поставил перед собой задачу исследования процесса постепенного понимания личностью отличия своего «Я» от других личностей.
В теории Ч. Кули решающая роль в социализации индивида отводится
так называемым первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общине и др.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.
Непосредственные и тесные контакты ребенка с членами таких коллективов вызывают своеобразные психические реакции в его сознании. Особое значение Ч. Кули в формировании сознания и самосознания ребенка придавал мнениям и представлениям окружающих его
лиц в первичных коллективах родителей, друзей, соседей.
Мнения окружающих становятся настолько важными и суще- ственными для индивида, что под их влиянием у индивида развивается
чувство «Я», которое американский социолог называет «зеркальным «Я»,
подчеркивая специфику его образования.
Другие люди — это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное «Я», как некая сумма зеркальных «Я», т.е. человеческое «Я» оказывается
результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Фактически, «зеркальное «Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому у него формируются самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей. Он приучается осознанно выделять себя из окружающих его людей, вырабатывая вместе с этим чувство гордости, уважения или унижения за собственное «Я».
С течением времени вместе с расширением социального взаи- модействия в первичных группах субъективное «Я» становится все более устойчивым и фиксированным: под влиянием требований окружающих у индивида вырабатывается чувство самоконтроля, он во все большей степени усваивает нормы и ценности социальной группы.
Положительной стороной выдвинутой Ч. Кули концепции со- циализации явилось то, что он рассматривал процесс формирования человеческого «Я» как результат социального взаимодействия, отводя социальной группе решающую роль в социализации индивида. Однако он
явно абсолютизировал значение первичных групп в ущерб вторичным, т.е.