Файл: Лекция Тема Социальная психология личности. Личность в групповом процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главным критерием социализированности личности выступает степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности.
Основная
цель
социализации личности в удовлетворении ее
«потребности в самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой цели. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».
В отечественной психологии прослеживается стремление многих авторов при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентичность.
Идентичность это
ощущение
существования
уникальной
индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или
ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в
использовании групповых ценностей.
Жизненные циклы — это важнейшие вехи в биографии человека,
которые могут рассматриваться качественными этапами становления
социального «Я» — дошкольный период, обучение в школе, студенческая
жизнь, женитьба (семейная жизнь), служба в армии, выбор профессии и
трудоустройство (трудовой цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл,).
Каждый этап жизненного цикла сопровождается двумя взаи- модополняющими друг друга процессами: десоциализацией
и
ресоциализацией.
Десоциализация это процесс отучения от старых ценностей,
норм, ролей и правил поведения.
Ресоциализация — процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям
и правилам поведения взамен старых.
Асоциализация означает
процесс усвоения личностью
анти-
общественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей,
установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к
деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Отставание в социализации означает несвоевременное, с опозданием
усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые
предписываются обществом для каждого этапа социализации.


Итак, социализация — это процесс (а также и результат) присвоения
(интернализации) индивидом системы социальных ценностей и социально
адаптированных способов поведения, осуществляемый как в условиях
целенаправленного воздействия социальных институтов, так и в условиях
стихийного воздействия на личность различных жизненных обстоятельств.
Качество и характер социализации в значительной мере определяются социальным устройством данного общества.