Файл: Лекция Тема Социальная психология личности. Личность в групповом процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

социальным институтам, которые также играют значительную роль в
социализации индивида.
Дж. Мид (1863—1931), подобно своему предшественнику Ч.
Кули, придавал решающее значение в процессе социализации индивида
социальному взаимодействию, однако в отличие от него Мид пытался более
глубоко раскрыть роль символов и жестов в процессе взаимодействия.
Мид видел главную особенность человеческого сознания в способности использовать символы и адекватно их интерпретировать, американский ученый полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детском возрасте, принимать на себя роли других людей.
Главное место в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит детским играм. Уже само вступление в коллективную игру побуждает ребенка принимать на себя определен^-ную роль, затем по мере накопления опыта и взросления он изучается в процессе игры принимать на себя роли нескольких лиц, участвующих в игре.
Вместе с этим развиваются его разум и самосознание, ребенок во все большей мере усваивает нормы и ценности социальной группы, ее требования и установки по отношению к нему.
Критерием формирования зрелого «Я» служит способность
индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Мид понимал некий обобщенный образ коллективных требований и установок по
отношению к данному индивиду.
Как только индивид научается принимать установки и ценности социальной группы, в которую включается как активный участник, он начинает формироваться как личность, обладающая своим зрелым субъективным Я. С этого момента он участвует наравне с другими членами группы в решении общих проблем, целиком разделяя общие заботы и интересы группы.
По мнению французского ученого Г. Тарда, механизм социа-
лизации включает в себя:
1) имитацию, подражание; 2) идентификацию; 3) руководство.
Однако этот механизм гораздо богаче и разнообразнее.
Социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения
(массового, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры.

Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные институты, экономические, общественные, в том числе
семья, детские дошкольные учреждения, школы, неформальные группы,
официальные
организации
и
др. Эффективность социализации обусловливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. Сила влияния социальных институтов на личность зависит от их авторитетности — референтности, предпочтение обычно отдается семье.
Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушенных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
Процесс социализации связан с определенными циклами в области физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и спецификой социальной ситуации, в которой он оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации.
Социологический акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является деление социализации на три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Социализация: непрерывный процесс
Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим-младший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.
1. Социализация
взрослых
выражается
главным
образом
в
изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация
корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только
усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того,
что между черным и белым существует множество «оттенков серого
цвета».


4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь
человеку овладеть
определенными
навыками;
социализация
детей
формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.
Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиции которого стадии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека.
Изменение личности
Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной нами.
Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей; она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Взрослые люди путем размышлений и наблюдений могут осознать, что некоторые понятия, внушенные им в детстве, не соответствуют действительности, что родители далеки от совершенства и не всемогущи, что окружающему миру нет дела до их желаний и страхов (хотя в детстве они думали наоборот), наконец, что не обязательно подчиняться авторитетам. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.
Восемь стадий человеческого развития по Эриксону
1.Доверие— недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни. Однако в некоторой степени недоверие к окружающим может сохраняться, ведь часто кризис разрешается не полностью.
2. Автономия — стыд и сомнение (1—2 года). Ребенок учится говорить и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в

этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.
3. Инициатива — чувство вины (3—5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.
4. Трудолюбие— неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.
5. Становление
индивидуальности
(идентификация)—ролевая
диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.
6.Интимность— одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.
7. Творческая активность— застой (средний возраст).На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и

родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе, и в связи с воспитанием детей?
8.Умиротворение— отчаяние (старость).На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.
Реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является
1   2   3   4

компромиссный, который учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды. Вследствие этого можно выделшь первичную,
маргинальную, устойчивую социализацию, а также социализацию, связанную
с утратой статуса (совпадает с выходом человека на пенсию).
Первичная стадия социализации — социализация ребенка. Согласно утверждениям 3. Фрейда, эта стадия социализации распадается на:
1) оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта;
2) анальную (от 2 до 3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия во многом определяет более позднее развитие человека;
3) фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой стадии у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. 3. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стадиях, но в то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности. Необходимо отметить, что решающее значение на стадии первичной социализации имеют процессы познания и овладевания ребенком социальными ролями в игровой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, характер их обращения с ним.
Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация —
социализация подростка. Известно, что подростковый возраст является
ступенью полового созревания, продолжающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.
Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного
статуса и выполнением широкого спектра социальных и межличностных
ролей. Эта стадия связана со стабильным положением человека в обществе или какой-либо общности.
Она свидетельствует о социально- психологической адаптирован-ности личности, ее социальной идентичности.
Социализация, связанная с утратой статуса, совпадает с выходом
человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагирует на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсироваться любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности и повторения жизни.
Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный
процессы. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий.
Социализация как типичный процесс означает похожесть ее
протекания для представителей типичных социальных или возрастных
групп,
имеющих
одинаковые
религию,
культуру,
социальное
положение. Социализация, например, безработных типична для них и отличается от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хронически больных, инвалидах. Совершенно по- особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.
Социализация как
единичный процесс возникает
благодаря
особенностям, свойственным данной личности (способностям, внешним
данным, степени конформности, коммуникабельности, индивидуальному
уровню идентичности), т. е. стремлению к развитию своих способностей,
осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д. Человек может внешне демонстрировать свою соцнализиро-ванность, в связи с чем встает вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса.
Критериями социализированиости личности являются: содержание
сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира;
адаптированностъ личности, ее нормо-типическое поведение, образ жизни;
социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).