Файл: Методические указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине "Вычислительные методы в инженерных расчетах".pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54 6.3 Варианты заданий
Задание 1
Имеется тарировочная таблица для термопары, где даны показания воль- тметра при изменении температуры с постоянным шагом.
С помощью метода интерполяции – метода Ньютона найти показания вольтметра при Т=50+n, где n - номер варианта.
T, F
0+n
20+n
40+n
60+n
80+n
110+n
U, mB+0.2
*
n
1.7 2.54 3.171 6.09 8.57 10.517
Задание 2
Имеются данные, которые представляют соотношение между уровнем шума и различием слов по артикуляции в реверсирующей комнате. Для этих данных выполнить обратную интерполяцию и найти уровень шума, при кото- ром процент артикуляции слов равен 50.
Уровень шума,
Б
% артикуляции слов
75+n
86-n/2 85+n
69-n/3 95+n
40-n/4 105+n
8-n/5
Задание 3
Составить программу для аппроксимации и выполнить задания 1 и 2 .
Провести анализ полученных результатов.
Дополнительное задание
1) Выполнить ручной счет по одному из изученных методов, используя следующие исходные данные, выполнить проверку. x
1 1.25 1.5 1.75 2 y
3 5.656 9.25 13.969 20
Найти значения функции в точке х
1 вариант 1.969 6 вариант 1.202 2 вариант 1.520 7 вариант 1.132 3 вариант 1.874 8 вариант 1.025 4 вариант 1.476 9 вариант 1.951 5 вариант 1.319 10 вариант 1.769 2) Была проведена экспериментальная проверка метронома с новым шар- ниром. Получены следующие результаты зависимости смещения от времени
(таблица):
55
Таблица – Исходных данных
Время, мс
0 5
10 15 20 25 30 35 40 45 50 55
Смеще- ние, мм
0 0.18 1.05 1.73 2.35 2.96 3.76 4.48 5.28 6.12 7.09 8.00
Установите функциональную зависимость смещения от времени и значе- ние интерполяционного полинома в точке t=21 мс.
6.4 Контрольные вопросы
Полиномом какой степени является интерполяционный полином Ла- гранжа при n+1 узлах?
Может ли метод Лагранжа применяться для экстраполяции?
Что влияет на точность интерполяции в методе Лагранжа?
Можно ли добавлять новые узлы интерполяции при использовании метода Лагранжа?
Можно ли располагать узлы интерполяции произвольно при исполь- зовании метода?
К какому классу функций относится функция, задаваемая интерполя- ционной формулой Лагранжа?
Как повлияет дополнительная n+1 точка исходных данных внутри от- резка [х
0
, х
n
] на точность интерполяции?
Как определить погрешность интерполяции в узле?
Как влияет количество узлов интерполяции на точность интерполяции?
Каким путем в общем случае можно повысить точность интерполяции?
Может ли метод Ньютона применяться для экстраполяции?
Можно ли располагать неравномерно узлы интерполяции при использова- нии основного метода Ньютона?
Каким путем можно повысить точность интерполяции при использовании метода Ньютона?
Конечную разность какого наивысшего порядка можно получить по n ис- ходным точкам?
Как выражается конечная разность k-го порядка?
Можно ли конечную разность выразить только через исходные значения функции?
В чем заключается разница между первой и второй интерполяционными формулами Ньютона?
Какой прием можно использовать для оценки погрешности интерполяции таблично заданной функции?
Какой степени можно получить интерполяционный полином при трех за- данных точках методом Ньютона?
Сколько существует интерполяционных полиномов степени n?
56
Можно ли при аппроксимации полиномом таблично заданной функции обеспечить прохождение аппроксимирующей функции точно через все точки?
Назначение весовых коэффициентов в критерии близости исходной и ап- проксимирующей функций.
Можно ли повысить точность, одновременно увеличив в несколько раз все весовые коэффициенты?
Всегда ли увеличение суммы квадратов отклонений соответствует худ- шей близости исходной аппроксимирующей функций?
Можно ли с помощью МНК найти параметры неполиномиальной ап- проксимирующей функции?
В чем отличие применения метода при использовании в качестве аппрок- симирующей функции полинома и показательной функции?
В каком случае система нормальных уравнений получается линейной от- носительно искомых коэффициентов?
В каком случае не удастся получить искомые коэффициенты непосред- ственно из решения системы нормальных уравнений?
Можно ли обеспечить требование, чтобы аппроксимирующая функция практически точно проходила через отдельные выбранные точки?
57 7
ЛАБОРАТОРНАЯ
РАБОТА
№ 7.
МЕТОДЫ
РЕШЕНИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ
Цель работы:
- освоение классических методов решения дифференциальных уравне- ний;
– изучение возможности использования одношаговых и многошаговых методов;
– применение методов для построения математических моделей при ре- шении инженерных задач.
7.1 Порядок выполнения
Отладить программы для решения обыкновенных уравнений и систем дифференциальных уравнений.
Для поставленной задачи построить математическую модель, т.е. диф- ференциальное уравнение, описывающее процесс и начальные условия.
Решить задачу тремя способами с заданной точностью, оформляя каж- дый метод в виде процедуры: а) одним из методов Эйлера б) одним из методов Рунге-Кутта в) методом типа прогноза и коррекции.
Вывести на печать (экран) таблицу результатов в виде:
7.1 – Результаты вычислений
X
Y1
Y2
Y3
Построить графики полученных интегральных кривых.
Проанализировать полученные результаты, принимая во внимание точность, время расчета, степень сложности алгоритма.
Оформить отчет по лабораторной работе.
7.2 Контрольный пример
Метод Эйлера и модифицированный метод Эйлера
Вычислительный алгоритм (рисунок 7.1) представляется следующим об- разом:
y
i+1
=y(x
i
+h)=y
i
+
y
i
=y
i
+hf(x
i
,y
i
) (7.1 ) где h — шаг по х (в общем случае может быть непостоянным).
Запускается метод из начальных условий y(x
0
)=y
0
58
Рисунок 7.1- Блок-схема метода Эйлера и модифицированного метода
Эйлера
Пример. Решить дифференциальное уравнение вида мето- дом Эйлера на интервале
[0, 1],
где n = 10, h = 0,1 при y
0
(0)=2
Решение выполним в среде MathCad (рисунок 7.2).
Начало
x
0
,y
0
,,a,b,h
i=1
Описание функ- ции f (x,y)
y
1
=y
0
+hf(x
0
,, y
0
)
i
n
y
1
Начало нет да
n=(b-a)/h
i=i+1
y
0
=y
1
x
0
=x
0
+h
Начало
x
0
,y
0
,,a,b,h
i=1
Описание функ- ции f (x,y)
y
1
=y
0
+hf(x
0
,, y
0
)
y
2
=y
1
+h/2(f(x
0
, y
0
)+f(x
0
+h, y
1
))
i
n
y
2
Начало нет да
n=(b-a)/h
i=i+1 y
0
=y
1
x
0
=x
0
+h y
1
=y
2
59
Рисунок 7.2 – Решение методом Эйлера в MathCad
Для повышения точности на практике используют модифицированный метод Эйлера второго порядка. Он имеет следующий вычислительный алго- ритм:
y
i+1
=y
i
+0,5h[f(x
i
,y
i
)+f(x
i+1
,y
i+1
)](7.2)
Метод Рунге-Кутта
Пример. Найдем численное решение дифференциального уравне- ния методом Рунге-Кутты 4-го порядка (условие задачи то же). Алгоритм мето- да представлен на рисунке 7.3.
Формулы метода Рунге-Кутты имеют вид
Отсюда
60
Рисунок 7.3 – Блок-схема метода Рунге-Кутта
Начало
x
0
,y
0
,,a,b,h
i=1
Описание функции
f (x,y)
6 4
3 2
2 2
1 0
1
k
k
k
k
y
y
i
n
y
1
Начало нет да
n=(b-a)/h
i=i+1
y
0
=y
1
x
0
=x
0
+h
k
1
=hf(x
0
,,y
0
)
k
2
=hf(x
0
+h/2,y
0
+k
1
/2)
k
3
=hf(x
0
+h/2,y
0
+k
2
/2)
k
4
=hf(x
0
+h,y
0
+k
3
)
61
Расчет выполним в среде MathCaD (рисунок 7.4).
Рисунок 7.4 – Решение методом Рунге-Кутта в среде MathCaD
7.3 Варианты заданий
Вариант 1. Решить дифференциальное уравнение вида у' =2х +2у
2
при начальных условиях x
0
=0, y(x
0
)
=
1 с шагом h=0,1 на интервале [0, 1].
Вариант 2. Решить дифференциальное уравнение вида y
’
=x
2
+y
2
при начальных условиях y(0)=1 с шагом h=0,1 на интервале [0, 1].
Вариант 3. Решить дифференциальное уравнение вида y
’
=lnx при началь- ных условияхy(1)=1 с шагом h=0,1 на интервале [1, 2].
Вариант 4. Решить дифференциальное уравнение вида
3
/
1
' xy
y
при начальных условиях y(1)=1 с шагом h=0,4 на интервале [1, 5].
Вариант 5. Решить дифференциальное уравнение вида
y
x
y
'
при начальных условиях x
0
=1, y(x
0
)
=
1 с шагом h=0,1 на интервале [1, 2].
62
Вариант 6. Решить дифференциальное уравнение вида
)
1
(
2 1
'
x
x
y
при начальных условиях y(1)=1 с шагом h=0,1 на интервале [1, 2].
Вариант 7. Решить дифференциальное уравнение вида
y
x
y
1
'
при начальных условиях y(0)=1 с шагом h=0,1 на интервале [0, 1]
Вариант 8. Решить дифференциальное уравнение вида
y
x
y
x
y
2
'
при начальных условиях y(0)=1 с шагом h=0,1 на интервале [0, 1]
Вариант
9.
Решить дифференциальное уравнение вида
5 4
3 2
3 7
'
y
x
y
x
y
при начальных условиях y(1)=1 с шагом h=0,2 на интервале
[1, 3].
Вариант 10. Решить дифференциальное уравнение вида
x
y
x
y
y
3 4
7 3
'
при начальных условияхy(0)=1 с шагом h=0,1 на интервале [0, 1].
Дополнительные задания
Цилиндрический резервуар с вертикальной осью высотой 6 м и диа- метром 4 м имеет на дне круглое отверстие радиусом 1/12 м. Требуется устано- вить зависимость уровня воды в резервуаре от времени t, а также определить время, в течение которого вытечет вся вода.
Дифференциальное уравнение, описывающее долгий процесс:
)
(
2
x
Z
gx
KS
dt
dX
где K - коэффициент скорости истечения жидкости из отверстия (K=0.6 для воды);
q=9.8 м/с
2
,;
S - площадь сечения отверстия;
Z(X) - площадь сечения на высоте x.
Тело с начальной массой 200 кг ускоряется с постоянной силой 2000 H.
Масса тела уменьшается на 1 кг/сек. В момент времени t=0 тело находится в покое. Найдите скорость тела через 50 сек.
t
dt
dV
200 2000
- Степень радиоактивности пропорциональна количеству остающегося радиоактивного вещества. Дифференциальное уравнение записывается в виде:
y
’
= - ky,
где знак минус отражает тот факт, что радиоактивность убывает с течением времени. Предположим, что k=0.01 и что в начальный момент имеется 100 г ра- диоактивного вещества. Сколько вещества остается в момент времени t=100.
63 7.4 Контрольные вопросы
Что является решением дифференциального уравнения?
Необходим ли поиск начальных условий в методе Эйлера?
К какой группе относится модифицированный метод Эйлера?
Почему точность метода Эйлера пропорциональна h, а модифициро- ванного — h
2
?
Метод Эйлера относится к одношаговым методам. В чем основное от- личие одно- и многошаговых методов?
Можно ли методом Эйлера решать системы дифференциальных урав- нений?
Можно ли использовать метод Эйлера для решения задач, не относя- щихся к задачам Коши?
Обязательно ли необходимо задание начальных условий при решении дифференциального уравнения методом Эйлера?
В чем заключается отличие явных и неявных вычислительных схем в модифицированном методе Эйлера?
Можно ли оценить погрешность решения дифференциального уравне- ния, не зная точного решения?
Сколько раз необходимо на каждом шаге вычислять правую часть уравнения при использовании метода четвертого порядка?
Как можно оценить погрешность решения дифференциального уравне- ния при использовании метода Рунге — Кутта?
Можно ли задавать погрешность решения при автоматическом подборе шага в относительных величинах?
Сколько предыдущих значений функции нужно иметь, чтобы сосчитать одно следующее значение?
К какой группе методов (аналитические или численные) относится имеющий аналитическое выражение от искомого значения функции метод Рун- ге — Кутта?
Как записывается рекуррентная формула метода четвертого порядка?
Что можно отнести к недостаткам метода, например, самого . распро- страненного четвертого порядка?
Как зависит погрешность метода от величины шага решения?
Возможно ли применение переменного шага в методе Рунге — Кутта?
Каким образом можно организовать автоматический подбор шага ре- шения уравнения?
Каковы достоинства многошаговых методов?
За сколько этапов реализуется метод Милна?
Что делается на этапе прогноза и коррекции?
Являются ли многошаговые методы итерационными?
Почему на каждом шаге многошаговые методы могут использовать меньшее количество раз вычисления правых частей уравнения?
Можно ли оценить погрешность метода Милна?
64
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильков Ю. В. Компьютерные технологии вычислений в математи- ческом моделировании: учебное пособие / Ю. В. Васильков, Н. Н. Василькова.
– Москва: Финансы и статистика, 2002. - 256 с. – Текст: непосредственный.
2. Гунцов А. В. Вычислительные методы: учебное пособие/ А. В. Гунцов,
Л. В. Гунцова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 122 с. – Текст: непосредственный.
3. Мойзес Б. Б. Статистические методы контроля качества и обработка экспериментальных данных: учебное пособие / Б. Б. Мойзес, И. В. Плотнико- ва, Л. А. Редько. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета,
2016. – 119 с. – Текст: непосредственный.
4. Семенов Б. В. Вычислительные методы в инженерных задачах: учебное пособие / Б. В. Семенов, Д. Р. Николаева, Н. В. Попова. – Тюмень: ТИУ, 2019. –
80 с. – Текст: непосредственный.
65
Учебно-методическое пособие
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
методические указания по выполнению лабораторных работ по дисци- плине "Вычислительные методы в инженерных расчетах"
Составитель О.В. Баюк, кандидат технических наук, доцент
В авторской редакции
Подписано в печать . Формат 60х90 1/16. Усл. печ. л. .
Тираж экз. Заказ №
Библиотечно-издательский комплекс федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Тюменский индустриальный университет».
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38.
Типография библиотечно-издательского комплекса.
625039, Тюмень, ул. Киевская,
52