Файл: Тема 12. Норма права норма права понятие и структура. Виды норм права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.
Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.).
Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
В зависимости от метода правового регулирования все нормы права можно поделить:
1) на императивные – не допускающие никаких отступлений от установленного ими правила (пример – ч. 1 ст. 54 Конституции России: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет);
2) диспозитивные – предоставляющие адресатам правового регулирования возможность самостоятельно определять меру своего поведения, как правило, путем выбора из предложенных в диспозиции вариантов. Примером этого может служить ч. 1 ст. 117 Конституции Российской Федерации;
По функциональному назначению нормы права могут быть:
1) материальные – регламентирующие содержательную сторону общественных отношений и выступающие мерой субъективных прав и юридических обязанностей адресатов правового регулирования (в частности, это нормы Уголовного кодекса Российской Федерации);
2) процессуальные – регулирующие порядок осуществления официальных процедур (например, нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации).
По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
Кроме того, в зависимости от предмета правового регулирования (т. е. по отраслям права государства) существуют нормы: 1) конституционно-правовые; 2) административно-правовые; 3) гражданско-правовые и другие.
3. ВИДЫ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ НОРМЫ ПРАВА.
Виды структурных элементов:
1) Все структурные элементы норм права (гипотезы, диспозиции, санкции) по степени определенности делятся на два вида:
А) абсолютно-определенные, в которых перечисляются все имеющие юридическое значение обстоятельства (например, ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Б) относительно-определенные, в которых содержится открытый (неполный) перечень обстоятельств, имеющих существенное значение для реализации нормы права (например, ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации).
2) В зависимости от объема (количества) составляющих компонентов гипотезы, диспозиции и санкции норм права бывают трех основных видов:
А) простые, когда структурный элемент нормы права содержит одно-единственное условие (для гипотез) либо один единственный вариант поведения (для диспозиций) или одно-единственное возможное последствие (для санкций). Примером простой гипотезы и простой диспозиции является ст. 277 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
Б) сложные, когда норма права содержит несколько условий, только при наличии всех из которых она может быть реализована (для гипотез), либо когда нормой права адресату предписывается выполнить несколько различных деяний (для диспозиций) или в качестве результата выполнения диспозиции наступает несколько предусмотренных последствий (для санкций). Пример сложной гипотезы – норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 81 Конституции России;
В) альтернативные, когда норма права подлежит реализации, если выполнено хотя бы одно из перечисленных в ней условий (для гипотез), либо если адресат правового регулирования может выбрать один любой вариант поведения из нескольких перечисленных в норме права (для диспозиций), или когда правоприменитель может применить в отношении адресата правового регулирования одно любое из нескольких предусмотренных нормой последствий (для санкций). Пример альтернативной гипотезы – норма п. 1 ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3) В зависимости от способа изложения элементов норм права в статьях нормативных правовых актов:
А) прямой (элемент нормы права прямо излагается в статье);
Б) бланкетный (элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативным правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к «действующему законодательству» (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым);
В) отсылочный (элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта).
4. СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА
Вместе с тем нормативное предписание и статью или иные подразделения текста нормативного акта нельзя отождествлять. Показательно уже то, что в одной статье закрепляется по большей части несколько нормативных предписаний и каждому предписанию соответствует, как правило, не статья в целом, а ее абзацы, пункты, части или даже отдельные фразы нормативного текста. Главное же заключается в том, что нормативное предписание и статья — явления разноплоскостные. Нормативные предписания — первичные явления развитой правовой системы, образующие самое содержание права. А текст нормативного акта, все его подразделения (статьи, пункты, фразы и т. д.) относятся к внешней форме права, представляют собой словесно-документальное изложение содержания нормативных предписаний.
В подавляющем большинстве случаев нормы права содержатся в текстах нормативно-правовых актов, в их статьях, частях статей и пунктах. При этом существует три варианта соотношения нормы права и статьи (пункта) нормативно-правового акта:
1) норма права совпадает со статьей (пунктом) нормативно-правового акта. Пример такого соотношения – ст. 53 Конституции России, в которой указывается: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»;
2) норма права ýже по содержанию и меньше по объему статьи (пункта) документа. В этих случаях в статье (пункте) нормативно-правового акта содержится, как правило, несколько норм права. Примером этого является, в частности, ст. 57 Конституции России: «Каждый обязан платить законно установлен-ные налоги и сборы (первая норма. – Авт.). Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (вторая норма этой же статьи);
3) норма права по своему объему шире статьи (пункта) нормативно-правового акта. При этом одна-единственная правовая норма излагается в нескольких статьях (пунктах) документа. Пример – ч. 3 ст. 109 Конституции России: «Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания», где изложена диспозиция и часть гипотезы нормы права, оставшаяся часть гипотезы излагается, соответственно, в частях 3, 4 статьи 117 Конституции.
Для прямого способ изложения норм права характерно то, что все структурные элементы нормы права содержатся в одной статье (части статьи либо пункте) нормативно-правового акта.
Это отсылочный и бланкетный способы изложения нормы права в тексте нормативно-правового акта.
Особенностью данных способов изложения нормы права является то, что при письменной фиксации нормы в документе вместо описания какого-либо из структурных элементов нормы права законодателем (правотворцем) приводится ссылка на соответствующую часть другой нормы, содержащейся в этом же либо ином документе. При этом отсылочный способ предполагает указание конкретной, реально существующей нормы, тогда как бланкетный способ отсылает к неконкретизированному (иногда даже не существующему!) источнику права.
Примером описательного способа изложения нормы права в тексте нормативно-правового акта может являться ст. 33 Конституции России: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять инивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».