Файл: Представительные органы государственной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3.Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции РФ).

Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5.Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров.

7. Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.


8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости.

11. Принцип использования практического опыта.

12. Принцип научности.

Можно сказать, что последовательная ориентация должностных лиц, государственных служащих на названные принципы позволяет достичь большей результативности государственного управления в Российской Федерации.
1.2 Структура представительных органов государственной власти
Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства - это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия.

Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.

Орган государственной власти наделен властными полномочиями. Его решения обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями, на которых распространяется компетенция данного органа государства.

Органы законодательной власти России включают Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Главная задача этих органов состоит в принятии законов, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Все органы законодательной власти являются выборными, т. е. избираются непосредственно населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Представительные (законодательные) органы государственной власти, принимающие законы (и иные нормативные правовые акты), имеют высшую юридическую силу.

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации, которому посвящена глава V Конституции Российской Федерации. Прежде всего, это парламент Российской Федерации.



Согласно Конституции Российской Федерации законодательным и представительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент России. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, ст. 95 Конституции РФ).

Федеральное собрание Российской Федерации как орган представительной власти впервые появился в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Конституция Российской Федерации учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). В связи с тем, что данная статья помещена в главе «Основы конституционного строя» изменить правовое положение Федерального Собрания можно только через сложный порядок изменения самой Конституции. Это обстоятельство должно служить стабильности положения органа законодательной власти.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция Российской Федерации не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято только Федеральным Собранием, вследствие чего парламент может принимать практически любые законы, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами и правилами законодательной техники.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, то есть граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент любого гражданина России. Максимум представительности, который может быть обеспечен демократической избирательной системой, это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения. Как представительный орган Федеральное Собрание вправе выступать от имени всего народа.

В системе разделения властей на федеральном уровне парламент в России, как и в других государствах, олицетворяет законодательную ветвь власти. Его функции, однако, не ограничиваются законодательной деятельностью, но охватывают также верховное распоряжение государственной казной и контроль за исполнительной властью посредством форм и способов, определенных Конституцией и соответствующими ей федеральными законами.


Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно в правовых отношениях, прежде всего в отношениях власти, представляет народ Российской Федерации, является его легитимным представителем в силу Конституции российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации устанавливает, что формой государства Российской Федерации является опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

Конституция Российской Федерации определяет Федеральное Собрание как законодательный орган. Это означает, что на Федеральное Собрание возложена функция издания правовых актов самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции Российской Федерации и международных договоров2.

Федеральное Собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции Российской Федерации. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Исходя из части 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации, указы и распоряжения не должны противоречить не только Конституции Российской Федерации, но и федеральным законам. Это означает, что акты Президента носят подзаконный характер, они занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, в системе права Российской федерации, поскольку органом законодательной власти в России является Федеральное Собрание.

Так как из текста Конституции Российской Федерации следует, что указы президента как главы государства, уступают по своей юридической силе законам, то есть актам, принимаемым высшим законодательным органом страны - парламентом, то институт президентства не может быть по своему статусу выше парламента, стоять над парламентом.

В случаях их противоречия Конституции Российской Федерации они по решению Конституционного Суда утрачивают юридическую силу на основании ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации».

«Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях».


Фактически, парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Далее, в Конституции Российской Федерации определена структура Федерального Собрания как двухпалатного органа. Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря, двум преимуществам: возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве - субъектов федерации), либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной палаты.

Конституция Российской Федерации не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней, однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную Думу - как нижнюю палату Федерального Собрания.

Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется сравнительной слабостью верхней палаты. Это выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству законов, хотя Совет Федерации и имеет некоторые важные специальные полномочия.

2. Деятельность Федерального Собрания и его палат – Совета Федерации и Государственной Думы
2.1 Федеральное собрание-парламент России
Федеральное Собрание (Парламент РФ - состоящий из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы), как высший законодательный и представительный орган государственной власти.

Федеральное собрание - это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.

Законодательную власть в Российской Федерации (на федеральном уровне) осуществляет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы.

Как указывалось выше, Конституция Российской Федерации закрепляет двухпалатную структуру парламента-Федеральное собрание состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.