Файл: 1. Изменения в развитии капиталистического уклада на рубеже xix и xx вв и их влияние на дальнейшее развитие мировой политики и международных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 274

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
38.Тегеранская конференция (1943 г.) ее результаты и значение.

К кон. 1943 г. военная инициатива на европейском театре военных действий полностью перешла в руки антифашистской коалиции.

К этому моменту советская армия сумела создать численное превосходство и в людях и в технике, получила боевой опыт и удобные плацдармы для активных наступательных операций.

Заметно активизировались и союзники, которые, во-первых – были готовы для проведения столь крупномасштабной операции, как открытие 2-го фронта, и, во-вторых – были обеспокоены перспективой освобождения Европы войсками СССР, что неминуемо привело бы к резкому расширению его влияния.

Для обсуждения проблем взаимодействия союзников в 1944 г. с 28 ноября по 1 декабря 1943 г.в Тегеране (Иран) прошла 1-ая конференция глав трёх держав (Сталин, Рузвельт, Черчилль).

Западные лидеры добились от Сталина гарантий независимости Финляндии, если она выйдет из войны на стороне Германии. Были сделаны первые наметки по вопросу границ Польши, которая должна была потерять украинские и белорусские земли, но расширить границы на запад за счёт Германии.

Но главной проблемой на этой конференции стал вопрос открытия 2-го фронта.

У.Черчилль, сознававший, что разгром Германии уже предрешён, больше думал о послевоенном устройстве Европы, и настаивал на высадке союзников на Балканах, где англичане уже имели свои войска. Это позволило бы западным державам контролировать политику Сталина в освобождённых странах, и создать барьер для проникновения большевизма на запад Европы.

Сталин же настаивал на высадке в Северной Франции, что создало бы реальный 2-ой фронт и сохранило свободу рук в Центральной и Юго-восточной Европе, находящейся в сфере интересов СССР.

Рузвельт, находящийся дальше других от мыслей о послевоенном разделе сфер интересов в Европе, более был заинтересован в скорейшем окончании войны в Европе и включении СССР в военные действия против Японии, на что Сталин дал согласие.
И так как высадка в Северной Франции открывала союзникам кратчайший путь на Берлин, он подержал позицию Сталина.



В итоге было принято решение об открытии 2-го фронта десантной операцией на Севере Франциине позже мая 1944 г.

Конференция стала важным этапом в развитии международных и межсоюзнических отношений, на ней был рассмотрен и решён ряд вопросов войны и мира:

- установлен точный срок открытия союзниками второго фронта во Франции (и отвергнута предложенная Великобританией «балканская стратегия»),

- обсуждались вопросы о предоставлении независимости Ирану («Декларация об Иране»)

- положено начало решения польского вопроса

- о начале СССР войны с Японией после разгрома нацистской Германии

- были намечены контуры послевоенного устройства мира

- достигнуто единство взглядов по вопросам обеспечения международной безопасности и прочного мира

Послевоенное устройство мира: 1) де-факто было закреплено за Советским Союзом право в качестве контрибуции присоединить к себе после победы часть Восточной Пруссии

2) также, Ф. Рузвельт предложил разделить Германию на 5 государств.

Президент США Рузвельт изложил на конференции американскую точку зрения относительно создания в будущем международной организации безопасности, о чём он в общих чертах уже говорил народному комиссару иностранных дел СССР В. М. Молотову.

По схеме, изложенной президентом в беседе со Сталиным 29 ноября 1943 года, после окончания войны предлагалось создать мировую организацию на принципах Объединённых Наций, причём в число её занятий не входили военные вопросы, то есть она не должна быть похожа на Лигу Наций. Структура организации по мнению Рузвельта должна была включать три органа:

- общий орган в составе всех (35 или 50) членов Объединённых Наций, которая будет только давать рекомендации и будет собираться в разных местах, где каждая страна сможет выразить своё мнение.

- исполнительный комитет в составе СССР, США, Великобритании, Китая, двух европейских стран, одной латиноамериканской страны, одной страны Среднего Востока и одного из британских доминионов; комитет будет заниматься невоенными вопросами.

- полицейский комитет в составе СССР, США, Великобритании и Китая, который будет следить за сохранением мира, чтобы не допустить новой агрессии со стороны Германии и Японии.



Сталин назвал схему, изложенную Рузвельтом, хорошей, но высказал своё опасение, что малые европейские государства могут быть недовольны такой организацией, и потому выразил мнение, что, возможно, лучше создать две организации (одну — для Европы, другую — дальневосточную или мировую). Рузвельт указал, что точка зрения Сталина частично совпадает с мнением Черчилля, который предлагает создать три организации — европейскую, дальневосточную и американскую.

41. Подписание и содержание договоров с побежденными странами.

Решения Потсдамской конференции имели большое значение для отношений с Германией и развития международных отношений в Европе, хотя США, Англия и Франция вскоре начали по-степенный отход от согласованной линии.

9 августа 1945 г., как и было предусмотрено Крымской конференцией, Советский Союз вступил в войну с Японией. Накануне, 6 августа, американцы сбросили атомную бомбу на японский город Хиросима, а 9 августа – на город Нагасаки. Так мир узнал о рождении нового оружия, опасного не только своей огромной разрушительной силой, но и радиацией. Бомбардировка двух японских городов не вызывалась никакой военной необходимостью. Япония не могла избежать разгрома, а вступление СССР в войну на Дальнем Востоке ускорило крах ее милитаристского режима.

Применение ядерного оружия в войне против Японии имело не военное, а чисто политическое значение. Оно было призвано показать всему миру силу США, единственной страны, обладавшей сверхмощным оружием. Проведение ядерной бомбардировки двух городов за три дня до и в день вступления СССР в войну было затем использовано и для того, чтобы показать миру, что победы над Японией добились Соединенные Штаты, принизить роль в ней Советского Союза, разгромившего миллионную Квантунскую армию в течение трех недель.

2 сентября 1945 г. был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии. В результате победы над Японией Советский Союз вернул Южный Сахалин и Курильские острова.

Таким образом, две агрессивные державы – Япония на Дальнем Востоке и Германия вместе со своими союзниками в Европе – потерпели полный крах.

К подготовке мирных договоров с пятью побежденными странами (Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией) Совет министров иностранных дел приступил 6 сентября 1945 г. И сразу же возникли разногласия по ряду принципиальных вопросов. Обсуждение текстов мирных договоров проходило в трудных дискуссиях и продолжалось по декабрь 1946 г. Советские представители добивались того, чтобы сохранить суверенитет побежденных стран и экономическими статьями не нанести удар по жизненному уровню их народов. В то же время СССР настаивал на том, чтобы в этих странах был искоренен нацизм, а военные контингенты достигали лишь такой численности, которая необходима для охраны границ и поддержания внутреннего порядка.


При подготовке мирных договоров важным был вопрос о границах. Границы европейских стран были определены еще при заключении перемирий, а затем и одобрены Советом министров иностранных дел.

Острую дискуссию вызвали вопросы, связанные с границей между Италией и Югославией, в том числе о судьбе Триеста. Соединенные Штаты, поддержанные другими западными странами, при выработке статуса Триеста пытались превратить этот средиземноморский порт в свою военно-морскую базу. В конце концов был достигнут компромисс, по которому Триест с прилегающими территориями получил статус свободной территории. Триест передавался под контроль ООН, а иностранные войска выводились из него. Принятые по Триесту решения нашли отражение в мирном договоре с Италией.

В последующие годы разногласия между СССР и западными державами привели к тому, что в 1954 г. территория Триеста была разделена между Югославией и Италией.

На протяжении подготовки и принятия мирных договоров со странами, воевавшими на стороне гитлеровской Германии, не менее острые дискуссии шли по политическим постановлениям. Так, представители западных стран выступили против включения в договоры с Италией статей о роспуске всех фашистских организаций и запрещении партий нацистского толка. положение об искоренении фашизма было включено в мирные договоры. Окончательный их текст носил демократический характер и открывал путь для свободного демократического развития.

Экономические статьи мирных договоров также вызвали споры, которые в основном касались разрешения проблем репараций и принципа равных возможностей. Например, Италии, как, впрочем, и другим странам, представители США, Англии и Франции пытались навязать такие условия, которые наложили бы на их народы непосильное экономическое бремя, а так называемые равные возможности позволили бы сильным западным державам легко проникать на рынки этих стран и оказывать влияние на их экономику.

Западные державы, добиваясь получения для себя больших репараций, в то же время предпринимали энергичные действия, чтобы урезать репарации, предназначаемые Советскому Союзу. В качестве примера рассмотрим вопрос о репарациях с Италии.

Принять согласованное решение на парижской сессии СОВЕТа МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ(смид) удалось с большим трудом и советские претензии по репарациям были в итоге удовлетворены.


Мирная конференция, работа которой проходила в Париже с 29 июля по 15 октября 1946 г., выступила против попыток сорвать ряд решений, принятых сессиями СМИД. После обсуждения на ней мирных договоров они были переданы на рассмотрение сессии СМИД, проходившей в конце 1946 г. в Нью-Йорке. 10 февраля 1947 г. в Париже были подписаны мирные договоры с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. 15 сентября 1947 г. после их ратификации Советским Союзом, Соединенными Штатами Америки, Великобританией и Францией они вступили в силу.

Мирные договоры с пятью странами отвечали интересам народов этих стран и позволяли им развиваться по демократическому пути. В то же время нельзя не отметить, что существуют различные оценки работы СМИД и Парижской мирной конференции. Но какие бы разные оценки ни давались, все же совместные решения, принятые в годы войны и после ее окончания, в том числе на Потсдамской конференции и на сессиях СМИД, являлись хорошей основой для мирного развития стран Европы, и не только Европы. Если бы они выполнялись всеми подписавшими их государствами, то мир, возможно, избежал бы многих коллизий, напряжений, конфликтов и военных столкновений.

Потсдамская конференция и заключение пяти мирных договоров были, пожалуй, последними совместными акциями членов антигитлеровской коалиции. В последующие годы развитие пошло совершенно иным путем. Наши бывшие союзники вскоре стали рвать связи, соединявшие главных участников войны против агрессивных стран. Началось противодействие, в котором главная ставка была сделана на накопление атомного оружия.

44.Причины и последствия гонки вооружений в послевоенный период на развитие международных отношений.

Первое испытание АТОМНОГО ОРУЖИЯ произошло 6 АВГУСТА 1945 Г. АМЕРИКАНСКИЕ САМОЛЁТЫ СБРОСИЛИ АТОМНУЮ БОМБУ «МАЛЫШ» (УРАНОВАЯ) НА ЯПОНСКИЙ ГОРОД ХИРОСИМА, потом еще одну 9 АВГУСТА на Г. НАГАСАКИ. ЭТИ АКЦИИ УНЕСЛИ СОТНИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ, И БÓЛЬШУЮ ЧАСТЬ НЕ В ДНИ БОМБАРДИРОВОК, А В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ, НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ ВПЛОТЬ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

ПРИМЕНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В ВОЙНЕ ПРОТИВ ЯПОНИИ ИМЕЛО НЕ ВОЕННОЕ, А ЧИСТО ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОНО БЫЛО ПРИЗВАНО ПОКАЗАТЬ ВСЕМУ МИРУ СИЛУ США, ЕДИНСТВЕННОЙ СТРАНЫ, ОБЛАДАВШЕЙ СВЕРХМОЩНЫМ ОРУЖИЕМ.