Файл: 1. Изменения в развитии капиталистического уклада на рубеже xix и xx вв и их влияние на дальнейшее развитие мировой политики и международных отношений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многолетняя гражданская война в Китае, освобождённом от японских захватчиков, завершилась победой компартии Китая, возглавляемой Мао Цзэдуном, над сторонниками партии Гоминдан, руководимой генералиссимусом Чан Кайши. Последний с остатками своей армии эвакуировался на остров Тайвань и при американской поддержке укрепил на его территории свою власть. 1 октября 1949 г. в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), объединившая территорию континентального Китая. Таким образом, возникла проблема "двух Китаев". Мао Цзэдун заявил о присоединении КНР к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, в расчёте на помощь с его стороны. В феврале 1950 г. в Москве был подписан советско-китайский договор на 30 лет, в соответствии с которым стороны обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, если одна из договаривающихся сторон подвергнется агрессии. Китай получил кредит в размере 300 млн. долларов, помощь советских специалистов, а СССР передал свои права на КВЖД и военно-морские базы в Порт-Артуре и Дальнем.

Одним из ключевых моментов начального этапа холодной войны стала война в Корее. после попытки ориентировавшейся на СССР Северной Кореи (КНДР) оккупировать весь полуостров началась Корейская война (1950-1953).

Южной Корее помогали американские войска, действовавшие под флагом ООН, Северная Корея получила помощь из СССР, направившего в Корею своих летчиков и других военных специалистов, и из Китая (сотни тысяч военнослужащих этой страны, формально считавшиеся "добровольцами", приняли непосредственное участие в боевых действиях).

Война осталась локальной и не переросла в масштабное столкновение держав. После смерти Сталина в 1953 г. было заключено соглашение, восстановившее довоенное положение сторон конфликта.

В годы Корейской войны СССР стоял на грани непосредственного вооружённого столкновения с США. Лидеры двух сверхдержав делали вид, что не замечают, как их подданные стреляют друг в друга. Ни та, ни другая сторона не решалась выйти за рамки локального конфликта — ведь иначе возникла бы более чем реальная опасность применения ядерного оружия (с непредсказуемыми последствиями).




49.Сущность и содержание «Плана Маршалла».

5 июня 1947 г.Госсекретарь США Джордж Маршалл предложил практический план укрепления европейских демократий. В основе «Плана Маршалла» лежало понимание, что коммунистическая идеология развивается только в неблагополучных с экономической точки зрения обществах. Поэтому госсекретарь предлагал США перейти к оказанию срочной финансовой и экономической помощи европейским странам, идущим по пути строительства западной демократии.

Летом того же 1947 г. на совещании СМИД – министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР – Советский Союз подверг критике идею плана, рассматривая его в качестве механизма вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. Отказ от участия в плане Маршалла СССР был поддержан зависимыми от него Албанией, Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, Чехословакией, Югославией, Финляндией.

В середине июля 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества. Его главная задача сводилась к составлению на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушений, восстановительных работах, сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд. долл.

Почти год потребовался для принятия американским конгрессом в апреле 1948 г. «Закона о помощи иностранным государствам» Оказание экономической «помощи» осуществлялось на основе двусторонних соглашений при соблюдении довольно жестких условий. Среди них:

- отказ от национализации промышленности,

- предоставление свободы частного предпринимательства,

- одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров,

- вывод коммунистов из состава правительства,

- ограничение торговли со странами «просоциалистической ориентации» и т.д.

Специально созданная в США администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.

За 4 года выполнения плана Маршалла (1948-1951 гг.) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд. долл. Причем, более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран – Великобритании, Франции, Италии, ФРГ. В то же время Западная Германия из былого агрессора превратилась в союзницу стран-победительниц, которой США оказывали явное предпочтение.


Вместе с тем, пожалуй, не стоит рассматривать план Маршалла исключительно как продовольственную помощь, хотя поставки продовольствия наряду с топливом и удобрениями в рамках этого плана действительно составили 70% всей помощи. Объективности ради следует отметить, что главный смысл плана заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.

Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ послевоенного возрождения проявилась в росте выпуска продукции в базовых отраслях за 1947–1950 гг. более чем наполовину.

Свидетельством успешного выполнения программы экономического возрождения западноевропейских стран служит и рост экспорта. Прогрессивные изменения затронули и структуру экспорта. На 40% вырос западноевропейский вывоз продукции. В свою очередь, поставка из США оборудования для традиционных отраслей не только укрепила базовые отрасли, но и создавала ощутимые предпосылки для повышения конкурентоспособности потребительских секторов экономики, энергичного поворота к перспективным технологиям и даже экспорту качественных материалов для новейших отраслей из Европы в США.

Вместе с тем, на фоне обострения международной обстановки после 2-й мировой войны, уже в 1951 г. план Маршалла стал превращаться в программу оказания помощи военного характера, способствовал послевоенному расколу Европы, формированию военно-политического блока западных государств, усилению «холодной войны,» зависимости западноевропейских государств от США.

На это был нацелен принятый в 1951 г. закон о взаимном обеспечении безопасности. На основе двусторонних соглашений он содействовал внешней политике через безвозмездные субсидии и поставку американских товаров и материалов. Однако страны-получатели, со своей стороны, вынуждены были предоставлять свою территорию для американских военных баз и прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами с социалистическими странами.



52.Осложнение ситуации в 40-50 – ые годы на Дальнем Востоке.

В конце 40-х гг. радикально изменилась ситуация в Азии.

К этому времени в Китае существовало фактически два правительства, а его территория была разделена на две части. Одна из них контролировалась Гоминьданом, вторая, так называемые освобожденные территории, находилась под руководством КПК.

Признанным правительством Китая в международных отношениях считалось гоминьдановское правительство, находившееся во главе с генералиссимусом Чан Кайши. Непризнанным было временное правительство, возглавляемое председателем Центрального комитета Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуном.

Перманентная вражда и военная конфронтация между КПК и Гоминьданом, длившиеся уже более десяти лет, обусловили к концу Второй мировой войны наличие двух вооруженных сил: Народно-революционной армии под руководством КПК и Национальной армии Гоминьдана. В свою очередь, за каждой из этих военно-политических группировок стояли две лидирующие мировые державы: за Коммунистической партией Китая — СССР, за Гоминьданом — США. Стремление этих держав укрепить свое влияние на территориях Юго-Восточной Азии, игравших важное геополитическое значение в послевоенной «перекройке» мира, фактически и спровоцировало гражданскую войну в Китае, активизировавшуюся в 1946 году.

Летом 1949 г. развернулась завершающая стадия войны между сторонниками Мао Цзэдуна и Чан Кайши. Тогда же Мао провозгласил, что Китай присоединяется к антиимпериалистическому лагерю, возглавляемому СССР, и надеется на его дружескую помощь.

1 октября 1949 г. в Пекине было объявлено о создании Китайской Народной Республики, которая стала единым государством. Уже в декабре Мао прибыл в Москву, где в течение двух месяцев проходили непростые переговоры. 14 февраля 1950 г. был подписан договор между двумя странами. СССР и Китай обязывались предоставлять друг другу любую помощь, включая военную, в случае, если одна из стран подвергнется агрессии. Началось налаживание экономических связей. Моде-лью развития нового Китая становилась советская модель, которая, как полагали лидеры КНР, весьма убедительно доказала свою эффективность.