Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 788

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры представляют собой основное звено прокурорской системы. Они выполняют значительный объем надзорной и иной работы. Приравнивание специализированных прокуратур по их правовому статусу и осуществлению функций прокуратуры к районным, городским или к прокуратурам субъектов Федерации осуществляется Законом, а также приказами Генерального прокурора РФ определяется, какие военные прокуратуры приравниваются к прокуратурам субъектов Федерации, а какие – к прокуратурам городов и районов.

В составе прокуратур городов и районов находится основная часть штата работников прокуратуры. Некоторые рекомендации и предписания по вопросам организации работы прокуратуры содержатся в отдельных нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ. Прокурор субъекта РФ может осуществить изменение в штатных расписаниях прокуратур городов и районов (за исключением создания и ликвидации в них отделов) с использованием высвободившихся штатных единиц внутри данной прокуратуры города (района) либо с передачей их в другие горрайпрокуратуры, а в исключительных случаях – в аппарат прокуратуры областного звена.

Заместители, помощники прокуроров городов и районов, прокуроры-криминалисты, следователи и их помощники назначаются на должность и освобождаются от должности прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами.

К компетенции прокуроров городов и районов относится только право назначать на должность и освобождать от должности работников прокуратуры, не занимающих должности прокуроров и следователей. Такой порядок назначения штата оперативных работников, в сочетании с назначением прокуроров городов и районов Генеральным прокурором РФ, служит гарантией реального обеспечения их независимости от соответствующих органов власти. Это тем более важно, если учесть что прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов как органами власти, так и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор возглавляет всю систему прокурорских органов, руководит их деятельностью и осуществляет контроль за ними. Централизация органов прокуратуры выражается в том, что все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ.


Вышестоящие прокуроры осуществляют руководство нижестоящими прокурорами и контролируют их деятельность. В соответствии с принципом единства системы прокурорских органов вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение своих обязанностей (кроме специально оговоренных в законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора.

В соответствии с Конституцией РФ, Законом и Регламентом Генеральной прокуратуры РФ Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всеми работниками организационно-распорядительные документы, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры в целом и по отраслям надзора, исполнения требований законов и иных нормативных актов, личного состава, распределения обязанностей, порядка работы, реализации мер материального и социального характера.1

Приказы Генерального прокурора РФ издаются по ключевым, основополагающим вопросам организации деятельности системы прокуратуры и порядка реализации мер материального и социального обеспечения ее работников. В качестве них могут выступать общие вопросы организации надзора и управления в органах прокуратуры, вопросы организации работы по надзору за исполнением законов, об организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, следствия и дознания, об организации надзора за исполнением законов на транспорте и др.

Указания регулируют более узкие направления деятельности органов прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. В ряде случаев указания могут издаваться совместно с другими ведомствами.

Распоряжения связаны в основном с реализацией мер разового или краткосрочного характера. С помощью распоряжений регламентируется статус структурных подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры, наиболее крупных специализированных прокуратур, порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников.



Инструкции определяют процедуру, своего рода технологию осуществления отдельных видов деятельности: организации делопроизводства, статистического учета, порядка хранения документов и др.

Генеральный прокурор РФ в пределах своих полномочий определяет: предельную общую штатную численность и фонд оплаты труда по прокуратурам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам, включая аппараты и подчиненные прокуратуры городского и районного звена.


2.3. Принцип гласности



Гласность и открытость деятельности государственных органов – непременный признак демократического общества. Согласно ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством его реализации общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и как одно из следствий – позволяет им обращаться в органы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массовой информации сообщают об известных им фактах правонарушений. В результате последовательное соблюдение принципа гласности активно работает на процесс укрепления законности.

В целях обеспечения принципа гласности в деятельности органов и учреждений прокуратуры в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение – Центр информации и общественных связей. На него возложена обязанность информировать через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации граждан, общественность о состоянии законности в стране и отдельных ее регионах, о принимаемых прокуратурой и иными правоохранительными органами мерах по борьбе с преступностью, иными нарушениями законности. Центр организует и готовит для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, ее работниках и проводимых ими мерах по охране конституционных прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, иными правонарушениями.1

Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч.1 ст.23 Конституции «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона говорится, что органы прокуратуры должны действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, относимых к государственной тайне, установлен Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (ст. 5). Существуют различные виды служебной тайны (следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.п.). Специально охраняется законом коммерческая тайна и ее различные разновидности: банковская (ст. 857 ГК), тайна страхования (ст. 946 ГК) и др. Специально охраняется законом военная тайна.


Закон о прокуратуре устанавливает пределы гласности в деятельности органов прокуратуры. Они, в частности, действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской федерации о государственной тайне. Более того, в Законе «О государственной тайне» изложены специальные требования осуществления прокурорского надзора в этой сфере. Статья 32 этого Закона определяет: «Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры». Понятие «служебная и коммерческая тайна» содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139). Согласно закону информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

2.4. Принцип независимости



Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений или их представителей на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое ими решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке).

Действуя в пределах своей компетенции, определенной законом, прокуратура выполняет возложенные на нее задачи и функции в строгом соответствии с Конституцией и законами РФ независимо от органов государственной власти и управления, политических партий и других общественных объединений, должностных лиц и граждан. Вмешательство в законную деятельность органов прокуратуры, от кого бы оно ни исходило и в какой бы форме ни выражалось, недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность.