Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 742

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип уважения и охраны прав и свобод граждан является одним из основных начал работы прокуратуры. Обязанность прокурора уважать честь и достоинство личности, а также требовать от иных лиц аналогичного отношения заложена в сущности самих форм участия прокурора в гражданском процессе (обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и т.д.; вступление в процесс для дачи заключения в случаях, прямо предусмотренных законом). Обусловлено это в основном тем, что работа прокуратуры Российской Федерации в судах по гражданским делам независимо от формы участия преимущественно прямо или косвенно связана с защитой граждан, относящихся к категории социально незащищенных слоев населения (в случаях нарушения трудовых, социальных, семейных, жилищных прав и т.д.).

В качестве примера проявления уважительного отношения к чести и достоинству личности можно указать то, что прокурору надлежит объективно относиться к ходатайствам, заявляемым ответчиком и его представителем. Поспешное, не основанное на материалах дела мнение прокурора об отказе в удовлетворении заявляемых ходатайств лишь подрывает авторитет прокурора, воспринимается как проявление им предвзятости и не способствует объективности в исследовании доказательств. Что касается вопросов, задаваемых прокурором иным участникам процесса, то уважительное отношение к данным участникам обеспечивается применением следующих приемов: проявление интереса к личности опрашиваемого, индивидуальный подход к нему; вежливость, корректность; уважение к позиции опрашиваемого; постановка вопросов в доступной форме; демонстрация беспристрастности; умение выслушать опрашиваемого, не перебивая и не одергивая его.1

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской Федерации в целом как единой федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Действие данного принципа в гражданском судопроизводстве проявляется в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, в том числе по участию в судебном заседании по рассмотрению гражданского дела.


Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия, в том числе и в гражданском судопроизводстве, каждый прокурор осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов дела. Воздействие в какой-либо форме со стороны иных участников судопроизводства или других заинтересованных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет установленную законом ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную), а также меры различного характера, применяемые в судебном порядке.

Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. В частности, на сайтах органов прокуратуры размещается информация о тех процессах, в которых участвовал прокурор, и озвучивается его позиция по делу. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться в органы прокуратуры для последующего обращения прокурора в суд в защиту их прав.1

В деятельности органов прокуратуры используются в качестве организационных, определяющих начал зональный и предметный, а также смешанный зонально-предметный принципы, в соответствии которыми осуществляется распределение обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры различных уровней. Эти принципы также имеют определенную специфику проявления деятельности прокурора, связанной с участием в гражданском судопроизводстве.

Зональный принцип означает такую организацию работы, когда весь объем работы, возложенный на структурные подразделения, распределяется между конкретными работниками по территориальным зонам. Значимость данного принципа с точки зрения гражданского судопроизводства заключается в том, что деятельность прокурора в суде, как правило, зависит от территориальной подсудности дела. То есть в делах, рассматриваемых Волжским районным судом г. Саратова, в основном участвуют сотрудники Волжской районной прокуратуры. Такое разграничение компетенции важно в силу того, что, надзирая за законностью в Волжском районе, указанная прокуратура досконально знает проблемы данного района, и тем самым упрощается их решение посредством судебной защиты.



Наряду с зональным в органах прокуратуры применяется и предметный принцип. Термин «предметный принцип», по сути, происходит от понятия предмета прокурорского надзора и означает такую организацию работы, когда критерием распределения обязанностей между прокурорами являются сферы правового регулирования. Практическая применимость данного принципа заключается в том, что в конкретной прокуратуре создается отдел, в обязанности которого входит представительство в суде, либо данные обязанности закрепляются за конкретными сотрудниками. Таким образом, структурное подразделение, специализируясь на ведении судебной работы, накапливает, обобщает и реализует информацию в рассматриваемой области, что способствует повышению качества правозащитной деятельности прокуратуры.

Таким образом, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации многообразны и разносторонни, они позволяют более глубоко проникнуть в основу системы прокуратуры, уяснить их деятельность, раскрыть функциональную ценность данного государственного органа. И каждый из этих принципов имеет своеобразное преломление применительно к судебной деятельности прокуратуры.






Глава 2. Основные действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему">принципы организации и деятельности прокуратуры




2.1. Принцип законности



Всеобщий принцип законности в отдельных сферах правовой деятельности общества и государства конкретизируется различным образом, с учетом специфики правового статуса субъектов права. Между тем многообразие форм проявления всеобщего в отдельном не должно вести к утрате основного свойства законности – единообразного понимания и применения всеми государственными органами и должностными лицами федеральных законов и иных нормативных правовых актов на всей территории России, а нормативных правовых актов субъектов Федерации – на территории этого субъекта.

Принцип законности – важнейшее общеправовое начало деятельности всех правоприменительных и правоохранительных органов. Для прокуратуры, являющейся живым напоминанием закона, данный принцип выступает главенствующим в ее деятельности, поскольку она подчинена интересам обеспечения исполнения законов как сердцевины законности. Это главная цель прокуратуры – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности.1

Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в строгих рамках закона, соблюдая предусмотрен­ные законом права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуро­ры могут действовать только в пределах своих определен­ных законом полномочий.

Принцип законности имеет особое значение для проку­рорского надзора. На прокурорский надзор возложена обя­занность следить за исполнением законов всеми юридичес­кими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана предельно точно и неукос­нительно соблюдать законы. Выполняя функцию надзора, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре, других законодательных актов РФ.


Нормы, касающиеся прокурорского надзора, имеются также во многих федеральных законах, регулирующих различные сферы и комплексы правовых отношений. К правовым основам деятельности прокуратуры относятся также международно-правовые акты, включенные в правовую систему Российской Федерации. В своей работе по обеспечению законности органы прокуратуры также руководствуются постановлениями Конституционного Суда РФ. Таким образом, вся деятельность по осуществлению прокурорского надзора основывается на правовых актах и характеризуется подчиненностью только закону.


2.2. Принцип единства и централизации деятельности прокуратуры



Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории Российской Федерации, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается (п. 3 ст. 11 Закона).

Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени Российской федерации в целом, как единая федеральная система. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Так, любой прокурор, от районного до Генерального, вправе и обязан реагировать на выявленный незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция. Для устранения таких нарушений используются одни и те же правовые средства: внесение протеста, представления и др. Такие акты имеют одинаковую обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами. Действие принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных в законе.1

Структуру прокуратур субъектов РФ составляют управления и отделы, которые курируют прокурор и заместители прокурора. При этом отделы могут быть самостоятельными (на правах управлений) либо входят в состав управлений. В прокуратурах различаются два вида структурных образований – функциональные (оперативные) и обеспечивающие. К функциональным относятся управления и отделы, непосредственно выполняющие работу по вопросам возложенных на прокуратуру задач, – управления (отделы) по надзору за исполнением законов, по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, следственный отдел и др. К обеспечивающим относятся структурные подразделения, непосредственно несвязанные с названной и следственной работой. На них возлагаются выполнение функций материального, кадрового, технического и иного обеспечения деятельности аппарата прокуратуры (хозяйственно-финансовые, кадровые и др.). Как оперативные, так обеспечивающие организационные структуры в равной мере необходимы для выполнения возложенных на прокуратуру функций, поэтому не должно допускаться какой-либо дискриминации тех или иных подразделений.