Файл: Курсовая работа по дисциплине Правоохранительные и судебные органы.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 747
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие, сущность принципов организации и деятельности прокуратуры
1.1. Понятие и значение принципов организации и деятельности прокуратуры
1.2. Система принципов организации и деятельности прокуратуры
2.2. Принцип единства и централизации деятельности прокуратуры
Глава 3. Специальные принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1. Принцип профилирующей надзорной специализации деятельности органов прокуратуры
1
В Законе определяется положение о недопустимости вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: расследование преступлений, координацию деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности. Установление в федеральном законе требования к кому бы то ни было о недопустимости воздействия на прокурора или следователя является важной гарантией их независимости в осуществлении своей служебной деятельности. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора или следователя прокуратуры влечет административную, дисциплинарную, уголовную или иную ответственность.
Как вмешательство в осуществление прокурорского надзора, расследование преступлений следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей средств массовой информации к прокурору или следователю с требованиями предоставить информацию, составляющую следственную или иную служебную тайну, выполнить или не совершать конкретные надзорные, следственные действия либо совершить их определенным образом вопреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Оказание воздействия на прокурора или следователя прокуратуры путем угрозы жизни, здоровью, имуществу, шантажа, попытки подкупа, захвата в заложники их самих или членов их семей, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения и характера таких действий, влечет предусмотренную законом ответственность – ст. 295, 296, 317 УК РФ. Цель и мотив рассматриваемого деяния – это воспрепятствование законной деятельности перечисленных в ней лиц или месть за такую деятельность. Установленная законом повышенная ответственность за данное преступление объясняется не только приведенными выше обстоятельствами, но и тем, что лица, осуществляющие предварительное расследование, находятся ввиду их статуса под особой защитой государства, а также тем, что жизнь лиц подвержена значительной опасности.1
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в числе лиц, подлежащих государственной защите
, предусматривает прокуроров и следователей (п. 2, 3 ст. 2). В зависимости от характера угроз и конкретных обстоятельств применяются различные виды мер безопасности (ст. 5). Законодатель предусмотрел меры за разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких (ст. 311 УК РФ и ст. 17.13. КоАП РФ).
В соответствии с Законом и ст. 37 УПК РФ прокурор не обязан давать пояснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также представлять их для ознакомления исключительно в случаях и в порядке, только прямо предусмотренных законодательством.
Прокурор обязан предоставлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанной с ним подчиненностью и подотчетностью нижестоящих прокуроров вышестоящему и всех их – Генеральному прокурору РФ.
В случаях, прямо предусмотренных законодателем, объяснения представляются суду, что зафиксировано в ст. 234 УПК РФ.
Жизнеспособность каждой системы государственных органов зависит прежде всего от востребованности результатов ее действий обществом и государством, что, в свою очередь, определяется содержанием задач, стоящих перед соответствующей системой, и степенью эффективности их решения. Как прокуратура полифункционального типа прокуратура Российской Федерации сориентирована на решение широкого спектра задач.
В то же время согласно закону основной целью прокуратуры, как уже отмечалось, выступают обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита интересов личности, общества, государства путем осуществления надзора за соответствием действий и актов государственных органов, негосударственных структур, должностных и иных лиц Конституции РФ, действующим на территории страны законам.
Надзор за исполнением законов определяет профиль деятельности прокуратуры и должен рассматриваться не просто в качестве основополагающей функции прокуратуры, а функции, определяющей ее профилирующую специализацию.1
Профилирующая надзорная специализация деятельности прокуратуры имеет настолько важное значение для правоохранительной практики, оказывает настолько радикальное воздействие на всю деятельность прокуратуры, что с полным правом может быть обозначена в качестве одного из ведущих принципов организации и деятельности прокуратуры. По смыслу и содержанию принцип профилирующей надзорной специализации тесно связан с другими принципами организации и деятельности органов прокуратуры, и прежде всего с принципом законности.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и российских законов, наиболее точно и всесторонне выражает государственно-правовое предназначение прокуратуры. В надзорном качестве российская прокуратура обеспечивает решение таких задач, которые не решает ни одна другая государственная структура. Все функции прокуратуры своим существованием обязаны этой профилирующей функции прокуратуры.
Отстранение прокуратуры от выполнения надзорной функции будет означать не простое изменение объема решаемых ею задач, а прекращение деятельности важнейшего элемента механизма укрепления законности в стране, упразднения органа наблюдения за состоянием законности, аналога которому нет в мировой практике, органа дееспособного и необходимого для эффективного функционирования российской государственности.1
Нелишне заметить, что многие ошибки, в которых упрекается прокуратура, в большинстве случаев связаны с реализацией не надзорной, а других функций, выполняемых ею (уголовного преследования, координации и других). Надзорная специализация деятельности прокуратуры по мере социальной и экономической стабилизации в стране будет приобретать все большее значение как ведущего средства укрепления законности.
Принадлежность к политической партии, общественному движению сопряжена с обязанностью соблюдения внутрипартийной дисциплины, обязательностью исполнения решений общественных объединений. Как орган, осуществляющий надзор за исполнением законов от имени государства, прокуратура должна стоять на общегосударственных позициях. Она защищает интересы всех граждан, общества в целом, интересы государства, поэтому прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих свои, далеко не всегда совпадающие с общегосударственными, политические цели, и принимать участие в их деятельности. Законом запрещается создание в органах прокуратуры общественных объединений, равно как и их организаций.
Запрет вхождения прокурорских работников в ряды общественных объединений, преследующих политические цели, учитывает опасность утери ими одного из главных профессиональных качеств, которые требует служба в органах прокуратуры, – способности служения только закону и никому более. Преступив данный запрет, прокурорские работники могут поставить себя в положение, несовместимое с их дальнейшей работой в органах прокуратуры. В данном случае вступают в действие правила
, установленные ст. 4 п. 4 и 43 п. 1 пп. «г» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым несоблюдение ограничений, связанных со службой, влечет прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.
Принцип внепартийности органов прокуратуры близок к принципу независимости прокуроров от внешних воздействий в том отношении, в каком невхождение прокурорских работников в общественные объединения, преследующие политические цели, служит серьезной гарантией, ограждающей прокуроров от влияния идей и решений политических структур. И это обстоятельство нужно учитывать при характеристике принципа независимости прокуроров. Вместе с тем следует иметь в виду несомненную самостоятельность принципа внепартийности.
Данный принцип исходит из недопустимости вторжения в отправление прокуратурой возложенных на нее законом функций со стороны именно политических сил, представленных в обществе. Эта цель присуща и другим принципам организации и деятельности прокуратуры, но применительно к рассматриваемому принципу она – доминирующая.
Принцип – это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, деятельности и т.д.
В нашем случае речь идет о принципах организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве общие руководящие исходные положения, определяющие основы организации и деятельности прокуратуры, характерные черты и признаки деятельности ее органов и учреждений, ее отношения с другими органами и основные требования, предъявляемые к ней.
Иными словами, принципы организации и деятельности прокуратуры – это законодательно определенная основа функционирования прокуратуры РФ, которой призваны неукоснительно руководствоваться в своей деятельности прокуроры.
Характеризуя принципы организации и деятельность прокуратуры Российской Федерации в современных условиях, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что они образуют системообразующее ядро органов прокуратуры. Совокупность присущих ей принципов определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру прокурорской системы, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами (звеньями).
Принципы консолидируют прокурорскую систему
В Законе определяется положение о недопустимости вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры: расследование преступлений, координацию деятельности правоохранительных органов, участие в правотворческой деятельности. Установление в федеральном законе требования к кому бы то ни было о недопустимости воздействия на прокурора или следователя является важной гарантией их независимости в осуществлении своей служебной деятельности. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора или следователя прокуратуры влечет административную, дисциплинарную, уголовную или иную ответственность.
Как вмешательство в осуществление прокурорского надзора, расследование преступлений следует рассматривать обращения должностных лиц, депутатов, представителей средств массовой информации к прокурору или следователю с требованиями предоставить информацию, составляющую следственную или иную служебную тайну, выполнить или не совершать конкретные надзорные, следственные действия либо совершить их определенным образом вопреки интересам соблюдения законов, установления истины, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Оказание воздействия на прокурора или следователя прокуратуры путем угрозы жизни, здоровью, имуществу, шантажа, попытки подкупа, захвата в заложники их самих или членов их семей, в зависимости от конкретных обстоятельств совершения и характера таких действий, влечет предусмотренную законом ответственность – ст. 295, 296, 317 УК РФ. Цель и мотив рассматриваемого деяния – это воспрепятствование законной деятельности перечисленных в ней лиц или месть за такую деятельность. Установленная законом повышенная ответственность за данное преступление объясняется не только приведенными выше обстоятельствами, но и тем, что лица, осуществляющие предварительное расследование, находятся ввиду их статуса под особой защитой государства, а также тем, что жизнь лиц подвержена значительной опасности.1
Федеральный закон Российской Федерации «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» в числе лиц, подлежащих государственной защите
, предусматривает прокуроров и следователей (п. 2, 3 ст. 2). В зависимости от характера угроз и конкретных обстоятельств применяются различные виды мер безопасности (ст. 5). Законодатель предусмотрел меры за разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких (ст. 311 УК РФ и ст. 17.13. КоАП РФ).
В соответствии с Законом и ст. 37 УПК РФ прокурор не обязан давать пояснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также представлять их для ознакомления исключительно в случаях и в порядке, только прямо предусмотренных законодательством.
Прокурор обязан предоставлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанной с ним подчиненностью и подотчетностью нижестоящих прокуроров вышестоящему и всех их – Генеральному прокурору РФ.
В случаях, прямо предусмотренных законодателем, объяснения представляются суду, что зафиксировано в ст. 234 УПК РФ.
Глава 3. Специальные принципы организации и деятельности прокуратуры
3.1. Принцип профилирующей надзорной специализации деятельности органов прокуратуры
Жизнеспособность каждой системы государственных органов зависит прежде всего от востребованности результатов ее действий обществом и государством, что, в свою очередь, определяется содержанием задач, стоящих перед соответствующей системой, и степенью эффективности их решения. Как прокуратура полифункционального типа прокуратура Российской Федерации сориентирована на решение широкого спектра задач.
В то же время согласно закону основной целью прокуратуры, как уже отмечалось, выступают обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита интересов личности, общества, государства путем осуществления надзора за соответствием действий и актов государственных органов, негосударственных структур, должностных и иных лиц Конституции РФ, действующим на территории страны законам.
Надзор за исполнением законов определяет профиль деятельности прокуратуры и должен рассматриваться не просто в качестве основополагающей функции прокуратуры, а функции, определяющей ее профилирующую специализацию.1
Профилирующая надзорная специализация деятельности прокуратуры имеет настолько важное значение для правоохранительной практики, оказывает настолько радикальное воздействие на всю деятельность прокуратуры, что с полным правом может быть обозначена в качестве одного из ведущих принципов организации и деятельности прокуратуры. По смыслу и содержанию принцип профилирующей надзорной специализации тесно связан с другими принципами организации и деятельности органов прокуратуры, и прежде всего с принципом законности.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и российских законов, наиболее точно и всесторонне выражает государственно-правовое предназначение прокуратуры. В надзорном качестве российская прокуратура обеспечивает решение таких задач, которые не решает ни одна другая государственная структура. Все функции прокуратуры своим существованием обязаны этой профилирующей функции прокуратуры.
Отстранение прокуратуры от выполнения надзорной функции будет означать не простое изменение объема решаемых ею задач, а прекращение деятельности важнейшего элемента механизма укрепления законности в стране, упразднения органа наблюдения за состоянием законности, аналога которому нет в мировой практике, органа дееспособного и необходимого для эффективного функционирования российской государственности.1
Нелишне заметить, что многие ошибки, в которых упрекается прокуратура, в большинстве случаев связаны с реализацией не надзорной, а других функций, выполняемых ею (уголовного преследования, координации и других). Надзорная специализация деятельности прокуратуры по мере социальной и экономической стабилизации в стране будет приобретать все большее значение как ведущего средства укрепления законности.
3.2. Принцип внепартийности органов прокуратуры
Принадлежность к политической партии, общественному движению сопряжена с обязанностью соблюдения внутрипартийной дисциплины, обязательностью исполнения решений общественных объединений. Как орган, осуществляющий надзор за исполнением законов от имени государства, прокуратура должна стоять на общегосударственных позициях. Она защищает интересы всех граждан, общества в целом, интересы государства, поэтому прокурорские работники не могут быть членами общественных объединений, преследующих свои, далеко не всегда совпадающие с общегосударственными, политические цели, и принимать участие в их деятельности. Законом запрещается создание в органах прокуратуры общественных объединений, равно как и их организаций.
Запрет вхождения прокурорских работников в ряды общественных объединений, преследующих политические цели, учитывает опасность утери ими одного из главных профессиональных качеств, которые требует служба в органах прокуратуры, – способности служения только закону и никому более. Преступив данный запрет, прокурорские работники могут поставить себя в положение, несовместимое с их дальнейшей работой в органах прокуратуры. В данном случае вступают в действие правила
, установленные ст. 4 п. 4 и 43 п. 1 пп. «г» Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которым несоблюдение ограничений, связанных со службой, влечет прекращение службы в органах и учреждениях прокуратуры.
Принцип внепартийности органов прокуратуры близок к принципу независимости прокуроров от внешних воздействий в том отношении, в каком невхождение прокурорских работников в общественные объединения, преследующие политические цели, служит серьезной гарантией, ограждающей прокуроров от влияния идей и решений политических структур. И это обстоятельство нужно учитывать при характеристике принципа независимости прокуроров. Вместе с тем следует иметь в виду несомненную самостоятельность принципа внепартийности.
Данный принцип исходит из недопустимости вторжения в отправление прокуратурой возложенных на нее законом функций со стороны именно политических сил, представленных в обществе. Эта цель присуща и другим принципам организации и деятельности прокуратуры, но применительно к рассматриваемому принципу она – доминирующая.
Заключение
Принцип – это основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки, деятельности и т.д.
В нашем случае речь идет о принципах организации и деятельности прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это закрепленные в законодательстве общие руководящие исходные положения, определяющие основы организации и деятельности прокуратуры, характерные черты и признаки деятельности ее органов и учреждений, ее отношения с другими органами и основные требования, предъявляемые к ней.
Иными словами, принципы организации и деятельности прокуратуры – это законодательно определенная основа функционирования прокуратуры РФ, которой призваны неукоснительно руководствоваться в своей деятельности прокуроры.
Характеризуя принципы организации и деятельность прокуратуры Российской Федерации в современных условиях, прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что они образуют системообразующее ядро органов прокуратуры. Совокупность присущих ей принципов определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру прокурорской системы, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами (звеньями).
Принципы консолидируют прокурорскую систему