Файл: Студентаспортсмена.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примерный недельный рацион для спортсменов, соблюдающих смешанную вегетарианскую диету, рассчитанный на одного человека

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Завтрак: 1 ломтик отрубного хлеба; 200 мл обезжиренного молока.

Второй завтрак: 200 г овсяной каши; 1 булочка из соевой муки; 200 мл сока.

Обед: 500 мл овощного супа; 200 г приготовленной на гриле трески; 30 г соевого соуса; 100 г отварной молодой фасоли; 100 мл травяного чая.

Полдник: 1 ломтик ржаного хлеба; 200 мл кефира.

Ужин: 200 г отварного бурого риса; 20 креветок; 100 мл зеленого чая.

За 1 ч до сна:1 апельсин.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Завтрак: 150 г овсяной каши; 1 апельсин; 200 мл травяного чая.

Второй завтрак: 100 г нежирного творога; 1 груша.

Обед: 500 мл молочного супа; 100 г фруктового салата; 1 небольшая булочка с изюмом.

Полдник: 50 г выпечки; 200 мл яблочного компота.

Ужин: 100 г овсяной каши; 100 г салата из морской капусты; 200 мл зеленого чая.

За 1,5 ч до сна: 1 бутерброд из ломтика ржаного хлеба c тонким слоем сливочного масла; 200 мл яблочно-облепихового сока.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Завтрак: 100 г нежирного творога; 200 мл чая или кофе.

Второй завтрак: 200 г свежего ананаса.

Обед: 500 мл рыбного супа; 2 клубня запеченного картофеля; 150 г овощного салата с оливками; 200 мл плодово-ягодного компота.

Полдник: 1 ст. ложка грецких орехов; 200 мл минеральной воды с добавлением свежевыжатого лимонного или апельсинового сока.

Ужин: 100 г гречневой каши; 50 г тушеных грибов; 100 мл зеленого чая.

За 1,5 ч до сна: 1 небольшая булочка с изюмом; 200 мл кефира.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Завтрак: 200 г рисового пудинга; 100 мл обезжиренного молока.

Второй завтрак:100 г фруктового салата; 200 мл ананасового сока.

Обед: 500 мл овощного бульона; 200 г тушеных кабачков или патиссонов; 150 г салата с морепродуктами; 2 ломтика подсушенного отрубного хлеба; 200 мл негазированной минеральной воды.

Полдник: 1 яблоко; 1 небольшая булочка с отрубями; 200 мл травяного чая.

Ужин: 100 г овсяной каши; 100 г отварной речной рыбы.

За 1,5 ч до сна: 10 крекеров; 200 мл кефира.

ПЯТЫЙ ДЕНЬ

Завтрак: 100 г мюсли; 200 мл чая или кофе.

Второй завтрак: 1 банан среднего размера; 200 мл плодово-ягодного киселя.

Обед: 500 мл овощной окрошки; 150 г салата из сельди и отварных овощей; 1 яблоко; 1 ломтик отрубного хлеба.


Полдник: 100 г фруктового десерта с добавлением небольшого количества меда.

Ужин: 100 г овсяной каши; салат из 1 помидора; 100 мл зеленого чая.

За 1,5 ч до сна: 200 мл кефира.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ

Завтрак: 1 ст. ложка меда; 1 булочка с маком; 200 мл компота из чернослива.

Второй завтрак: 2 ст. ложки очищенных семян подсолнечника; 1 энергетический батончик; 200 мл зеленого чая.

Обед: 500 мл супа из креветок; 100 г картофельного пюре; 100 г салата из зелени и маслин; 1 булочка с маком; 200 мл виноградного сока.

Полдник: 100 г нежирного творога; 1 ст. ложка светлого изюма.

Ужин: 100 г тушеной рыбы с овощами; 50 г зеленого горошка; 200 мл зеленого чая.

За 1,5 ч до сна: 50 г выпечки; 200 мл кефира.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ

Завтрак: 1 ломтик ржаного хлеба; 200 мл кефира.

Второй завтрак: 1 яблоко; 1 банан среднего размера; 50 г фундука.

Обед: 150 г гречневой каши; 100 г тушеных грибов; 100 г овощного салата; 200 мл яблочного сока.

Полдник: 1 пшеничный хлебец; 200 мл кефира.

Ужин: 3 блинчика с вареньем; 1 яблоко; 100 мл зеленого чая.

За 1,5 ч до сна: 1 ст. ложка миндаля; 200 мл молока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО ПИТАНИЮ СПОРТСМЕНОВ

  1. Назовите режимы энергообеспечения при мышечной деятельности.

  2. Назовите известные вам классификации видов спорта по группам.

  3. Чем питание спортсмена отличается от питания физкультурника или нормального здорового человека?

  4. Как рассчитываются суточные энергозатраты спортсмена?

  5. Что такое основной обмен и метаболический эквивалент, как их определяют?

  6. Каковы основные функции белков в организме?

  7. Каковы основные функции липидов в организме?

  8. Каковы основные функции углеводов в организме?

  9. Охарактеризуйте водный обмен в организме спортсмена, его отличия от водного обмена в организме нормального человека.

  10. Что такое «непищевые вещества» и какова их роль в питании?

  11. Каковы потребности спортсменов циклических видов спорта в пищевых веществах?

  12. Каковы потребности спортсменов скоростно-силовых видов спорта в пищевых веществах?

  13. Каковы потребности спортсменов-единоборцев в пищевых веществах?

  14. Каковы потребности спортсменов-игровиков в пищевых веществах?

  15. Каковы потребности спортсменов технических видов спорта в пищевых веществах?

  16. В чем состоят особенности питания спортсменов циклических видов спорта?

  17. В чем состоят особенности питания спортсменов скоростно-силовых видов спорта?

  18. В чем состоят особенности питания спортсменов-единоборцев?

  19. В чем состоят особенности питания спортсменов-игровиков?

  20. В чем состоят особенности питания спортсменов технических видов спорта?

  21. Каковы особенности питания у юных спортсменов?

  22. Как организуется групповое питание спортсменов (в спортшколах, клубах и др.)?

  23. Что такое «метод углеводного удара» (тайпер)?

  24. Опишите особенности построения рациона спортсмена в разные периоды тренировочно-соревновательной деятельности?

  25. Какова роль водного обмена у спортсменов и физкультурников?

  26. Как организовать питание спортсмена во время соревнований?

  27. Как организовать питание спортсмена во время перелетов или переездов на большие расстояния?

  28. Каковы различия в построении рациона спортсменов при различных климатических условиях?

  29. Что такое БАД к пище и каковы цели их использования в спорте?

  30. Назовите основные классы БАД, применяемых в спорте, с примерами.

  31. Что такое функциональные продукты, их применение в спорте?



Литература

1. Бойко Е.А. Питание и диета для спортсменов. Киев,Вече, 2006, - 176 с.

2. Борисова О.О. Питание спортсменов: зарубежный опыт и практические рекомендации / О.О. Борисова. – М. : Советский спорт, 2007. – 132 с.

3. Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипиенко, С.Н. Корсун. – Киев : Олимпийская литература, 2000. – 503 с.

4. Гигиена и основы экологии человека /под ред. Пивоварова Ю.П. М.: Академия, 2004.-

526 с.

5. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: Владос, 2003.- 512 с.

6. Дубровский В.И. Спортивная медицина : учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / В.И. Дубровский. – 3-е изд., доп. – М. : Гумманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 528 с.

7. Колеман Э. Питание для выносливости: [пер. с англ.] / Э. Колеман. – Мурманск : Тулома, 2005. – 192 с.

8. Королев АЛ. Гигиена питания: Учебник для вузов. М.: Академия, 2008.- 528 с.

9. Кояц Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Кояц. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 207 с.

  1. Кулиненков О.С. Фармакология спорта / О.С. Кулиненков. – М. : Советский спорт, 2001. – 200 с.

  2. П Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. М.: ФиС, 1990.- 226 с.

  3. Лифляндский В.Г. и соавт. Лечебные свойства пищевых продуктов. М, 1997.

  4. Мартинчик А.Н. Питание человека (основы нутрициологии) / А.Н. Мартинчик, И.В. Маев, А.Б. Петухов. – М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. – 576 с.

  5. Методические указания по курсу гигиены спорта / Под ред. проф. Н.Н.Алфимова. Л.: ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1980.

  6. Михайлов С.А. Спортивная биохимия / С.А. Михайлов. – М. : Советский спорт, 2006. – 260 с.

  7. МР 2.3.1.1915-04 Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. Издание официальное. Минздрав России. Утв., Введ. 02.07.04. – 46 c.

  8. НОРМЫ физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации от 18 декабря 2008 г.

  9. Общая гигиена: Учебное пособие/под ред. Большакова A.M., Маймулова В.Г.- М.: Академия, 2006.- 736 с.

  10. Олейник С.А. Спортивная фармакология и диетология / С.А. Олейник [и др.]. – М. : ООО «И.Д. Вильямс», 2008. – 256 с.

  11. Остапенко Л. Анаболические средства в современном силовом спорте / Л. Остапенко, М. Клестов. – М. : Спорт Сервис, 2002. – 288 c.

  12. Павлов С.Е. Восстановление в спорте. Теоретические и практические аспекты / С.Е. Павлов, М.В. Павлова, Т.Н. Кузнецова // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 1. – С. 29–36.

  13. Пилат Т.Л. Биологически активные добавки к пище (теория, производство, применение) / Т.Л. Пилат, А.А. Иванов. – М. : Аввалон, 2002. – 710 с.

  14. Полиевский С.А. Основы индивидуального и коллективного питания спортсменов / С.А. Полиевский. – М. : Физкультура и Спорт, 2005. – 384 с.

  15. Пшендин А.И. Рациональное питание спортсменов: Для любителей и профессионалов-СПб.:ГИОРД, 1999.-114 с.

  16. Рогозкин В.А. Биохимическая диагностика в спорте / В.А. Рогозкин. – Л. : Наука, 1988. – 50 с.

  17. Розенблюм А. Питание спортсменов. Руководство для профессиональной работы с физически подготовленными людьми / А. Розенблюм. – Киев : Олимпийская литература, 2005. – 535 с.

  18. Сарубин Э. Популярные пищевые добавки : справочник по распространенным пищевымдобавкам: [перевод с англ.] / Э. Сарубин. – Киев : Олимпийская литература, 2005. – 477 с.

  19. Скальный А.В. Основы здорового питания: пособие по общей нутрициологии / А.В. Скальный, И.А. Рудаков, С.В. Нотова, Т.И. Бурцева, В.В. Скальный, О.В. Баранова. – Оренбург : ГОУ ОГУ, 2005. – 117 с.

  20. Скурихин И.М. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник. М: Академия, 2002.- 244 с.

  21. Солодков А.С. Физиология спорта : учебное пособие / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – СПб. : СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. – 345 с.

  22. Тутельян В.А. Микронутриенты в питании здорового и больного человека (справочное руководство по витаминам и минеральным веществам) / В.А. Тутельян, В.Б. Спиричев, Б.П. Суханов, В.А. Кудашева. – М. : Колос, 2002. – 424 с.

  23. Уилмор Дж. Х. Физиология спорта / Дж. Х. Уилмор, Д.Л. Костил. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 506 с.

  24. Харгривс М. Метаболизм в процессе физической деятельности / М. Харгривс. – Киев : Олимпийская литература, 1998. – 285 с.

  25. «Химический состав пищевых продуктов». Кн. 2 /Под ред. И. М. Скурихина и М. Н. Волгарева. – М.: 1987.

  26. Энергетические и белковые потребности. ВОЗ. Серия технических докладов №522. ВОЗ., Женева, 1974, - 143 с.


Термины и определения

Белки – высокомолекулярные азотсодержащие биополимеры, состоящие из L-аминокислот. Выполняют пластическую, энергетическую, каталитическую, гормональную, регуляторную, защитную, транспортную, энергетическую и другие функции.

Величина основного обмена (ВОО) – минимальное количество энергии, необходимое для осуществления жизненно важных процессов, то есть затраты энергии на выполнение всех физиологических, биохимических процессов, на функционирование органов и систем организма в состоянии температурного комфорта (200С), полного физического и психического покоя натощак.

Витаминоподобные вещества – вещества, животного и растительного происхождения с доказанной ролью в обмене веществ и энергии, сходные по своему физиологическому действию с витаминами.

Витамины – группа эссенциальных микронутриентов, участвующих в регуляции и ферментативном обеспечении большинства метаболических процессов.

Жиры (липиды) – сложные эфиры глицерина и высших жирных карбоновых кислот, являются важнейшими источниками энергии. До 95% всех липидов- простые нейтральные липиды.

Макронутриенты – пищевые вещества (белки, жиры и углеводы), необходимые человеку в количествах, измеряемых граммами, обеспечивают пластические, энергетические и иные потребности организма.

Микронутриенты – пищевые вещества (витамины, минеральные вещества и микроэлементы), которые содержатся в пище в очень малых количествах – миллиграммах или микрограммах. Они не являются источниками энергии, но участвуют в усвоении пищи, регуляции функций, осуществлении процессов роста, адаптации и развития организма.

Минорные и биологически активные вещества пищи с установленным физиологическим действием – природные вещества пищи установленной химической структуры, присутствуют в ней в миллиграммах и микрограммах, играют важную и доказанную роль в адаптационных реакциях организма, поддержании здоровья, но не являются эссенциальными пищевыми веществами.


Незаменимые (эссенциальные) – пищевые вещества, не образуются в организме человека и обязательно поступают с пищей для обеспечения его жизнедеятельности. Их дефицит в питании приводит к развитию патологических состояний.

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах – усредненная величина необходимого поступления пищевых и биологически активных веществ, обеспечивающая оптимальную реализацию физиолого-биохимических процессов, закрепленных в генотипе человека.

Пищевые волокна – высокомолекулярные углеводы (целлюлоза, пектины и др., в т.ч. некоторые резистентные к амилазе виды крахмалов), главным образом растительной природы, устойчивы к перевариванию и усвоению в желудочно-кишечном тракте.

Рекомендуемый уровень адекватного потребления – уровень суточного потребления пищевых и биологически активных веществ, установленный на основании расчетных или экспериментально определенных величин, или оценок потребления пищевых и биологически активных веществ группой/группами практически здоровых людей.

Углеводы – полиатомные альдегидо- и кетоспирты, простые (моносахариды и дисахариды), сложные (олигосахариды, полисахариды), являются основными источниками энергии для человека. Некоторые углеводы, в частности аминосахара, входят в состав гликопротеидов.

Физиологическая потребность в энергии и пищевых веществах – это необходимая совокупность алиментарных факторов для поддержания динамического равновесия между человеком, как сформировавшимся в процессе эволюции биологическим видом, и окружающей средой, и направленная на обеспечение жизнедеятельности, сохранения и воспроизводства вида и поддержания адаптационного потенциала.

Фосфолипиды – эфиры спиртов (глицерина, сфингозина), жирных кислот, фосфорной кислоты, содержат азотистые основания (холин, этаноламин, остатки аминокислот, углеводные фрагменты), составляют основной класс мембранных липидов.

Энергетический баланс – равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее затратами на все виды физической активности, на поддержание основного обмена, роста, развития, и дополнительными затратами у женщин при беременности и грудном вскармливании.