Файл: Мчс россии федеральное автономное учреждениедополнительного профессионального образования волгодонский учебный центр.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 387
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8. Требования Правил по охране труда при проведении тренировок и соревнований.
9. Основные методические принципы, которые должны соблюдаться в процессе занятий по пожарно-строевой подготовке.
10. Порядок подготовки к занятиям по ПСП командира отделения и методика их проведения.
11. Методика отработки нормативов по ПСП.
12. Порядок составления плана-конспекта для проведения занятий.
13. Методика проведения занятий по физической подготовке в дежурном карауле пожарной части.
14. Основные нормативы для определения уровня физической подготовленности личного состава.
15. Методика тренировки и выполнения основных нормативов по физической подготовке.
16. Тактика использования и правила работы с пневматическим прыжковым спасательным устройством.
17. Методика проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки.
18. Роль, назначение и задачи пожарно-строевой подготовки в системе
ГПС.
19. Общие меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма.
20. Порядок подготовки к занятиям по ПСП начальника караула,
командира отделения.
21. Требования безопасности при работе с ручными пожарными лестницами.
22. Требования безопасности при проведении занятий на 100-метровой полосе с препятствиями.
23. Требования безопасности при проведении занятий на огневой полосе психологической подготовки.
24. Требования правил по охране труда при проведении боевого развертывания.
Практические:
1. Норматив № 1.1. Надевание боевой одежды и снаряжения.
2. Норматив № 3.2. Прокладка магистральной рукавной линии диаметром 77 мм одним исполнителем на 3 рукава.
3. Норматив № 4.1. Вязка двойной спасательной петли без надевания её на спасаемого.
4. Норматив № 4.2. Вязка двойной спасательной петли с надеванием её
на спасаемого.
5. Норматив № 4.3. Закрепление спасательной верёвки за конструкцию здания (одним из четырёх способов).
6. Норматив № 5.5. Переноска и подвеска штурмовой лестницы в окно второго этажа учебной башни.
7. Норматив № 5.6. Подъём по подвешенной штурмовой лестнице в 4- й этаж учебной башни.
8. Норматив № 5.7. Подъём по штурмовой лестнице в 4-й этаж учебной башни.
9. Норматив № 5.8. Подъём по установленной выдвижной лестнице в
3-ий этаж учебной башни.
10. Норматив № 5.10. Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни без использования АЦ.
11. Норматив № 7.4. Установка автоцистерны на водоём.
12. Норматив № 7.8. Боевое развёртывание от автоцистерны с подачей одного ствола «Б».
10. Первая помощь (10 часов)
Пояснительная записка
В настоящее время деятельность помощников начальников караулов включает не только осуществление действий по тушению пожаров, но и проведение первоочередных аварийно-спасательных работ при тушении пожаров и ликвидацию последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Основным назначением изучения дисциплины является повышение уровня профессиональной подготовки помощников начальников караулов путем приобретения основ оказания первой помощи,
обеспечивающих выбор оптимальных средств и методов защиты личного состава и спасения пострадавших и, таким образом, снижение числа людских потерь.
Цель:
повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников подразделений ГПС МЧС России путем приобретения основ оказания первой помощи, обеспечивающих выбор оптимальных средств и методов защиты личного состава и спасения пострадавших;
воспитать чувство ответственности за жизнь и здоровье личного состава подразделений ГПС МЧС России и за своевременное и правильное оказание первой помощи населению;
овладеть алгоритмами оказания первой помощи пострадавшим на пожаре, при авариях, стихийных бедствиях; освоить правила и приемы защиты (самосохранения) в экстремальных условиях.
В результате изучения дисциплины командиры отделения должны:
знать:
основы сердечно-лёгочной реанимации;
характер основных травматических, термических и химических поражений;
уметь:
практически оказать первую помощь при этих поражениях (наложение повязок, временная остановка кровотечения, транспортировка пострадавших,
транспортная иммобилизация и т.д.);
применить на практике простейшие мероприятия по оживлению
(различные виды искусственного дыхания, закрытый массаж сердца).
иметь навыки:
в проведении сердечно-легочной реанимации;
в оказании первой помощи и транспортировке пострадавших.
Организационными формами изучения курса являются теоретические и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы слушателей в соответствии с учебной программой.
По окончании изучения дисциплины слушатели проходят промежуточную аттестацию (зачет).
(различные виды искусственного дыхания, закрытый массаж сердца).
иметь навыки:
в проведении сердечно-легочной реанимации;
в оказании первой помощи и транспортировке пострадавших.
Организационными формами изучения курса являются теоретические и практические занятия. Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы слушателей в соответствии с учебной программой.
По окончании изучения дисциплины слушатели проходят промежуточную аттестацию (зачет).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Тематический план
№
п/п
Наименование тем
Всего
часов
Количество часов по
занятиям
теоретичес
кие
занятия
практичес
кие
занятия
Первая помощь при различных видах травм.
Вынос и транспортировка пострадавших из очагов поражения.
2
-
2
Первая помощь при ранениях и кровотечениях.
2 2
-
Основы сердечно-лёгочной реанимации.
2 2
Первая помощь при воздействии низких и высоких температур.
2 2
-
Промежуточная аттестация (зачет)
2
-
-
Итого:
10 4
4
Содержание дисциплины
Тема 1. Первая помощь при различных видах травм. Вынос и
транспортировка пострадавших из очагов поражения. (2 часа)
Практические занятие.
Общее понятие о первой помощи. Последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшим.
Понятие о травме. Виды травм. Ушибы, разрывы связок, вывихи,
переломы костей. Признаки и первая помощь.
Травматический шок, причины, основные признаки. Противошоковые мероприятия.
Правила транспортировки по ровной местности, при подъёме и спуске по лестнице. Транспортные положения пострадавших в зависимости от вида травмы. Погрузка и выгрузка пострадавших. Средства и приспособления,
используемые для погрузки и выгрузки. Способы переноски и транспортировки пострадавших вручную одним и двумя спасателями.
Тема 2. Первая помощь при ранениях и кровотечениях (2 часа)
Понятие о ранениях. Классификация ран, их характеристика. Раневая инфекция. Асептика и антисептика.
Виды кровотечений, их характеристика. Способы временной остановки кровотечений. Пальцевое прижатие, наложение давящей повязки, жгута,
закрутки. Максимальное сгибание конечностей. Тугая тампонада раны.
Сроки наложения жгута, закрутки. Использование подручных средств для временной остановки кровотечения.
Индивидуальный перевязочный пакет. Типовые повязки, способы их наложения.
Особенности оказания первой помощи при проникающих ранениях черепа, грудной клетки, брюшной полости. Наложение повязок на различные участки тела.
Тема 3. Основы сердечно-лёгочной реанимации (2 часа)
Понятие о клинической и биологической смерти. Признаки наступления клинической и биологической смерти, методы их определения.
Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Способы и методика их проведения.
Практическое занятие:
Способы реанимации при оказании первой помощи.
Тема 4. Первая помощь при воздействии низких
и высоких температур (2 час)
Ожоги, их классификация. Ожоги боевыми зажигательными смесями
Ожоговый шок. Особенности оказания первой помощи при ожогах.
Отморожения: понятие, классификация, первая помощь. Траншейная стопа, иммерсионная стопа: понятие, первая помощь.
Общее переохлаждение: понятие, признаки и первая помощь.
Промежуточная аттестация (зачет) (2 часа)
Перечень вопросов для приема зачета
1. Транспортировка пострадавших из очага поражения. Понятие,
классификация.
2. Способы транспортировки пострадавшего одним спасателем.
3. Способы транспортировки пострадавшего двумя спасателями.
4. Способы временной остановки кровотечения.
5. Правила транспортировки пострадавшего с помощью лямки,
санитарных носилок, подручных средств.
6. Правила транспортировки пострадавшего с помощью санитарных носилок по ровной местности.
7. Правила транспортировки пострадавшего с помощью санитарных носилок при подъёме и спуске по лестнице.
8. Правила транспортировки пострадавшего с травмой позвоночника.
9. Правила транспортировки пострадавшего в состоянии комы.
10. Назначение и правила выполнения прекардиального удара.
11. Методика проведения наружного массажа сердца.
12. Признаки эффективности проведения комплекса реанимации.
13. Первая помощь при поражении электрическим током.
14. Воздействие электрического тока на организм человека.
15. Правила транспортировки пострадавшего с повреждением костей таза.
16. Последствия воздействия электрического тока на организм человека
Классификация.
17. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.
18. Способы освобождения пострадавших от воздействия электрического тока.
19. Правила транспортировки пострадавшего с черепно-мозговой травмой.
20. Электрический удар. Классификация.
21. Понятие и признаки клинической смерти.
22. Понятие и составляющие комплекса реанимационных мероприятий.
23. ИВЛ: техника дыхания «рот в рот».
24. ИВЛ: техника дыхания «рот в нос».
25. Проведение реанимации 1,2,3 и более людьми.
26. Признаки эффективности проведения комплекса реанимации.
27. Факторы, влияющие на сопротивление организма человека воздействию электрическому току.
28. Влияние параметров электрической цепи на поражение человека электрическим током.
29. Действия спасателя на диагностическом этапе первой реанимационной помощи.
30. Действия спасателя на начальном этапе первой реанимационной помощи.
31. Действия спасателя на восстановительно-охранительном этапе первой реанимационной помощи.
11. Безопасность жизнедеятельности (10 часов)
Пояснительная записка
Безопасность жизнедеятельности – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуация (ЧС) мирного и военного времени.
Цель дисциплины – формирование у слушателей представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к состоянию окружающей среды, безопасности и
защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
По завершении изучения курса слушатели должны:
знать:
классификацию ЧС, их поражающие факторы, методику выявления последствий в ЧС военного и мирного времени;
способы, средства и меры защиты личного состава ГПС в ЧС мирного и военного времени;
действия сотрудников ГПС и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в ЧС;
задачи гражданской обороны и противопожарной службы ГО, способы защиты личного состава от оружия массового поражения;
уметь:
выявлять и оценивать обстановку в очагах ядерного поражения и районах крупных производственных аварий и катастроф на химически опасных объектах (ХОО);
проводить специальную обработку личного состава ГПС и населения;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите личного состава
ГПС и населения в ЧС и участию в проведении спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ликвидации последствий ЧС.
По окончании изучения дисциплины слушатели проходят промежуточную аттестацию (зачет).
Тематический план
№
п/
п
Наименование тем
Всего
часов
Количество часов по
видам занятий
теоретичес
кие
занятия
практическ
ие занятия
1
Классификация чрезвычайных ситуаций.
2 2
-
2
Ликвидация последствий крупномасштабных наводнений.
2 2
-
3
Основы выживания.
2 2
-
4
Организация и структура гражданской обороны.
2 2
-
Промежуточная аттестация (зачет)
2
-
-
Итого:
10 8
-
По завершении изучения курса слушатели должны:
знать:
классификацию ЧС, их поражающие факторы, методику выявления последствий в ЧС военного и мирного времени;
способы, средства и меры защиты личного состава ГПС в ЧС мирного и военного времени;
действия сотрудников ГПС и обеспечение безопасности жизнедеятельности населения в ЧС;
задачи гражданской обороны и противопожарной службы ГО, способы защиты личного состава от оружия массового поражения;
уметь:
выявлять и оценивать обстановку в очагах ядерного поражения и районах крупных производственных аварий и катастроф на химически опасных объектах (ХОО);
проводить специальную обработку личного состава ГПС и населения;
разрабатывать и осуществлять мероприятия по защите личного состава
ГПС и населения в ЧС и участию в проведении спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) при ликвидации последствий ЧС.
По окончании изучения дисциплины слушатели проходят промежуточную аттестацию (зачет).
Тематический план
№
п/
п
Наименование тем
Всего
часов
Количество часов по
видам занятий
теоретичес
кие
занятия
практическ
ие занятия
1
Классификация чрезвычайных ситуаций.
2 2
-
2
Ликвидация последствий крупномасштабных наводнений.
2 2
-
3
Основы выживания.
2 2
-
4
Организация и структура гражданской обороны.
2 2
-
Промежуточная аттестация (зачет)
2
-
-
Итого:
10 8
-
Содержание дисциплины
Тема 1. Классификация чрезвычайных ситуаций (2 часа)
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера: геологические, метеорологические, гидрологические,
природные пожары, массовые заболевания людей (эпидемии), животных
(эпизоотии), растений (эпифитотии).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера в мирное время: промышленные аварии с выбросом
АХОВ, пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном,
автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.
Тема 2. Ликвидация последствий крупномасштабных наводнений
(2 часа)
Понятия о наводнениях, их причины и последствия. Прогнозирование наводнений. Меры защиты от наводнений. Выбор способов защиты от наводнений. Основные направления, действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наводнениях.
Тема 3. Основы выживания (2 часа)
Основы выживания. Оптимальные и экстремальные условия жизнеобитания человека. Порог выживаемости человека (условия, время,
возможность возвращения к жизни). Физиологические аспекты выживаемости человека. Возможные последствия для организма человека,
пребывающего в экстремальных условиях.
Выживание в природной среде. Организация жилья, укрытия, питания,
охраны. Определение места нахождения. Подача сигналов. Защита от животных. Перемещение в природной среде.
Тема 4. Организация и структура гражданской обороны (2 часа)
Структура гражданской обороны и её функционирование.
Сигналы оповещения гражданской обороны («Воздушная тревога»,
«Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога»).
Силы и средства противопожарной службы ГО (ППС ГО).
Распределение сил и средств ППС ГО в загородной зоне. Сводные отряды
ППС ГО.
Пожарная разведка в очагах поражения, в зонах стихийных бедствий и катастроф.
Понятие о спасательных и других неотложных работах в очагах поражения.
Понятие обеззараживания, дезактивации, дегазации, дезинфекции,
дезинсекции и дератизации.
Способы и порядок проведения работ по обеззараживанию,
дезактивации, дегазации, дезинфекции зараженных поверхностей, техники,
одежды, обуви и средств индивидуальной защиты.
Промежуточная аттестация (зачет) (2 часа)
Перечень вопросов для проведения промежуточной аттестации
(зачета)
1. Безопасность жизнедеятельности». Набор необходимых предметов спасателя при ПСР.
2. Специальные сигналы, используемые в качестве сигнализации.
3. Метеорологические (погодные) факторы.
4. Установка палатки и использование костров.
5. Сбалансированное питание.
6. Ориентирование на местности.
7. Силы ППС ГО.
8. Задачи ППС ГО.
9. Противопожарное обеспечение мероприятий ГО.
10. Сигналы оповещения ГО.
11. Специальная обработка в подразделениях ГПС. Частичная специальная обработка.
12. Полная специальная обработка: дезактивация, дегазация и дезинфекция.
13. Чрезвычайная ситуация: понятие и классификация.
14. Чрезвычайные ситуации природного характера.
15. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
16. Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.
17. Виды наводнений по причинам и характеру проявления.
18. Классификация наводнений в зависимости от масштаба их распространения.
19. Особенности ведения разведки в зонах наводнения.
20. Аварийно-спасательные работы в зонах наводнения.
12. Учебная практика
Учебная практика слушателей проводится в пожарно-спасательной части (далее ПСЧ) подразделений гарнизонов с целью закрепления полученных теоретических знаний, приобретения необходимых профессиональных навыков, умения работать с пожарным инструментом,
оборудованием и пожарной техникой.
Слушатели проходят учебную практику в течение всего периода обучения в качестве стажеров не менее 2 дежурств в помощника начальника караула; не менее 1 дежурства в должности начальника караула. Слушатели учебного центра проходят учебную практику в составе дежурного караула.
Графики дежурств прохождения учебной практики в ПСЧ слушателей составляются начальником курса, совместно с закрепленным преподавателем