Файл: Курсовая работа Порядок признания безработным. Правовой статус безработного.doc
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 2694
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В главу «Социальные гарантии и компенсации» законодатель включил только гарантии социальной поддержки безработных, к которым отнесены выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, а также возможность при исчислении трудового стажа для получения связанных с ним выплат не учитывать указанные в Законе о занятости периоды времени в качестве его перерывов.
К числу гарантий, непосредственно обеспечивающих защиту от безработицы, следует отнести бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.
Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях.
Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др.
Социальные гарантии определяют пределы возможностей граждан претендовать на получение от государства определенных услуг по оказанию бесплатного содействия в обеспечении их занятости и материальной поддержки по установленным законом нормам.
Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество могут обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.
В последнее время наметилась тенденция пополнять систему социальных гарантий за счет включения в нее дополнительных гарантий, предоставляемых ищущим работу и безработным гражданам. Они находят закрепление в законодательстве субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и органов социального партнерства.
Специальные гарантии предусмотрены для отдельных категорий граждан - признанных в установленном законом порядке безработными и не признанных безработными, но испытывающих трудности в поиске работы.
Гарантии, предоставленные безработным гражданам, по функциональному назначению можно разделить на две группы: основные, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, и дополнительные, которые предоставляются помимо основных отдельным категориям безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).
Гарантии, предоставленные ищущим работу гражданам, также можно разделить на несколько групп, используя разные дифференцирующие критерии (круг лиц, отраслевой и территориальный признаки): гарантии содействия трудоустройству многим категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женам, мужьям военнослужащих, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.); гарантии содействия трудоустройству для работников отдельных отраслей экономики (для работников культуры, оборонной промышленности, угольной отрасли и т.п.); гарантии ищущим работу гражданам, связанные с особенностями регулирования труда лиц, работавших в особых условиях либо проживающих в отдельных регионах страны (на Семипалатинском полигоне, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.п.).
Дополнительные гарантии предоставляются, помимо основных, отдельным категориям граждан, признанных безработными и испытывающих трудности в поиске работы. В число этих гарантий входят: выплата пособия по безработице и увеличение продолжительности периода его выплаты; выплата стипендии в повышенном размере; предоставленные гражданам отдельных регионов в соответствии с законами о занятости субъектов РФ доплаты к пособию по безработице и стипендии, компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; другие выплаты.
Система социальных гарантий в сфере занятости постоянно развивается. В известной мере это объясняется тем, что законодательство о занятости в Российской Федерации существует сравнительно недавно. Развитие подсистемы социальных гарантий реализации права граждан на труд, очевидно, должно осуществляться как за счет возвращения к ранее известным видам трудоустройства (студенческие отряды, организованный набор рабочей силы), так и посредством появления дополнительных видов трудоустройства, учитывающих новые формы занятости (дистанционную занятость, самозанятость). Думается, что подсистема гарантий реализации права на материальную поддержку будет развиваться не только путем увеличения размеров уже гарантированных выплат, но и за счет расширения круга лиц, которым предоставляются выплаты, и установления новых видов выплат (например, для организации собственного дела). Таким образом, развитие данных подсистем вызовет качественные изменения их состава.
Необходимо подчеркнуть, что дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий в сфере занятости населения представляется крайне необходимым. Оно, несомненно, будет способствовать повышению ее действенности в реализации права граждан на защиту от безработицы.
Глава 2. Признание гражданина безработным
2.1. Основания признания гражданина безработным
Как уже указывалось выше, в качестве безработного закон признает трудоспособных граждан, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, не любого человека могут признать безработным. Так, безработным не может быть признан: тот, кто не достиг возраста 16 лет; кому по законодательству РФ назначена пенсия; отказавшийся в течение десяти дней со дня регистрации в учреждении службы занятости для поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера; тот, кто дважды отказался от предложенных ему вариантов профессиональной подготовки или от предложенной ему работы, в том числе, сезонного характера, если человек впервые ищет работу и не имеет специальности. При этом не может быть предложена одна и та же работа или один и тот же вариант профессиональной подготовки дважды.
Не признается безработным тот, кто не пришел без уважительных причин в течение 10 дней после регистрации в целях поиска работы в учреждение службы занятости для получения предложений по поводу подходящей работы; кто не явился в установленный органом службы занятости срок для регистрации в качестве безработного; кого суд приговорил к исправительным работам без лишения свободы или к лишению свободы; кто представил документы, которые содержат заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, иные недостоверные сведения; кто по Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» признан занятым.
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» «занятым» признают гражданина, если: он работает по трудовому договору или работает за вознаграждение (например, сезонные, временные работы, кроме общественных работ); зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; участвует в подсобных промыслах и продает продукцию по договорам; работает по договорам гражданско-правового характера; является членом производственного кооператива; избран, назначен или утвержден на оплачиваемую должность; проходит военную службу, альтернативную гражданскую службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; проходит очный курс обучения в общеобразовательном учреждении, учреждении начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования или других образовательных учреждениях; временно не работает из-за нетрудоспособности, отпуска, переподготовки, повышения квалификации, приостановки производства из-за забастовки; временно не работает из-за призыва на военные сборы; временно не работает из-за исполнения иных государственных обязанностей, по другим уважительным причинам; является учредителем и (или) участником организации (организаций), кроме общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и других фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
2.2. Порядок признания гражданина безработным
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления документов, перечисленных в Постановлении Правительства РФ «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»6.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным обязательно должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), выданную лечебным учреждением и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Гражданам служба занятости предлагает подходящую работу. При этом требования, предъявляемые к работе, устанавливаются указанным выше Постановлением Правительства.
Так подходящей работой будет считаться работа, учитывающая профессию (специальность), должность, вид деятельности, уровень профессиональной подготовки и квалификации, опыт и навыки работы, размер среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортную доступность рабочего места, а также требования работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
Транспортная доступность подходящей работы определяется степенью удаленности предлагаемой работы от места жительства безработного с учетом развития сети общественного транспорта в городе, поселке.
Подходящей не является та работа, которая связана с переменой места жительства, не соответствует правилам и нормам по охране труда.
Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения.
Временные работы являются подходящими для граждан: впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства; более одного года не работавших по трудовому договору; направленных центром занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия; отказавшихся пройти профессиональную подготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в центр занятости после окончания сезонных работ. Однако необходимо отметить, что такая работа должна соответствовать требованиям транспортной доступности, рекомендованным условиям труда, состоянию здоровья человека, профессиональной подготовке