Файл: Объекты Всемирного наследия юнеско в России и их роль в развитии туризма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
главные принципы туристского (рекреационного) районирования выделяет И.И. Пирожник:
-
генетический – подразумевающий̆ выделение районов на основе исторического анализа территориальной̆ организации рекреационного хозяйства и прогноза ее развития; -
социально-экономический, основывающийся на поиске рекреационных районов для максимального удовлетворения рекреационных потребностей общества, рационального использования рекреационных ресурсов, повышения эффективности территориального разделения труда, интеграции рекреационных функций и сокращения затрат на рабочую силу в производстве туристских услуг; -
принцип единства, включающий в себя экономическое районирование и административно-территориальное деление и определяющий координацию развития отраслей в районе, оптимизацию движения туристских потоков и рациональное использование трудовых и территориальных ресурсов.
В качестве основных признаков И.И. Пирожник определяет:
-
характер рекреационной специализации и степень освоенности территории; -
типы рекреационных ресурсов; -
рекреационные функции территории; -
транспортно-географическое положение; -
географию рекреационных миграций; -
экономические связи между предприятиями; -
наличие регионального центра с развитой социальной инфраструктурой.
При туристско-рекреационном районировании Ю.Д. Димитревский учитывал, в первую очередь, рекреационные ресурсы региона, а во вторую очередь культурно-исторические объекты. Районирование в зависимости от специфики регионов при выделении туристических зон, не дает хороших результатов. Географический туризм должен создать систему туристского районирования, которая качественно будет отличаться от традиционного туристско-рекреационного районирования, с учетом туристского потенциала регионов.
К числу районообразующих факторов в международном туризме относятся следующие:
1) основные особенности географического положения с точки зрения туризма (положение по отношению к туристским рынкам и принимающим регионам, положение по отношению к нестабильным в политическом плане районам и «горячим точкам планеты», взаимоотношения с сопредельными странами, а также теми государствами, по территории которых проходят используемые основной массой туристов коммуникации, и т.д.);
2) характер природы, уровень комфортности климатических условий, богатство и разнообразие рекреационных ресурсов, возможность и удобство их использования;
3) насыщенность территории природными и культурно-историческими достопримечательностями, их взаимосочетание и положение по отношению к основным зонам и центрам туризма;
4) степень привлекательности природных и культурно-исторических достопримечательностей для основной части туристов и перспективной клиентуры;
5) уровень доступности района с точки зрения существующих коммуникаций;
6) уровень необходимых затрат во времени для прибытия на данную территорию и возвращения домой;
7) общий уровень затрат финансовых средств туристами для совершения путешествия,
8) уровень развития туристской инфраструктуры (оснащенность территории средствами размещения, транспортом, средствами связи, предприятиями питания, торговли и т.д.);
9) уровень сервиса и квалификация обслуживающего туристов персонала;
10) емкость территории для приема туристов;
11) стабильность внутриполитической ситуации;
12) уровень безопасности для туристов с точки зрения криминогенной ситуации;
13) уровень безопасности для туристов с точки зрения экологической обстановки;
14) уровень общеэкономического развития, обеспеченность трудовыми ресурсами, материальными средствами и финансовыми возможностями для создания и дальнейшего развития индустрии туризма и гостеприимства;
15) территория с точки зрения ее места на туристском рынке, т.е. объем туристских потоков, посещающих данный район, и предпосылки для формирования таких потоков в будущем;
16) структура зарубежной туристской клиентуры, приезжающий в район;
17) основные особенности туризма в данном районе (ритмы сезонности, продолжительность, преобладающие виды туризма, основные цели посещения и т.д.);
18) отношение властей и местных туристских органов к проблемам туризма;
19) экономическая роль туризма для данного района (размер поступлений в бюджет от туризма, расходы на развитие туристской инфраструктуры, место туризма среди других отраслей экономики и взаимосвязь с этими отраслями, влияние туризма на занятость местного населения, общий экономический эффект от туризма);
20) перспективы развития туризма в данном районе.
Значение всех этих факторов в формировании туристских районов неодинаково. Действие этих факторов проявляется в самых разнообразных комбинациях.
Следует отметить, что районирование больших по территории стран с точки зрения внутреннего туризма обычно не совпадает с таковым в плане международного туризма, поскольку интересный и доступный для своих граждан какой-либо район (объекты, достопримечательности) может быть малоинтересен или труднодоступен для зарубежных гостей. Или, наоборот, привлекательные для туристов места далеко не всегда вызывают интерес местного населения по причине своей повседневности. Зачастую местные туристские ресурсы местными жителями не используются по причине низкого материального или культурного уровня жизни. Нередко бывает, что район, сформировавшийся для внутреннего туризма и имеющий множество предпосылок для приема иностранных гостей (многообразие природных ландшафтов, культурно-исторические памятники и т д.), не превращается в развитый район международного туризма по причине недостаточного уровня сервиса или из-за конкуренции с другими районами (странами), либо из-за недостаточной рекламы своего туристского продукта и т.д.
Таким образом, проблема современного рекреационного районирования (зонирования) кроется в передаче приоритета физико-географическим факторам, отодвигании культурно-исторических особенностей территории на второй план, хотя ряд авторов (Ю.А. Веденин, В.И. Кружалин, В.Н. Калуцков и др.) указывают на преобладающую роль культурно-исторических аспектов.
Наиболее фундаментальной причиной районообразования является процесс освоения территорий в социокультурных образованиях. Это явление носит фундаментальный характер и детерминирует массу частных проявлений в пространстве. Социокультурное освоение территорий – причина №1 формирования любых отраслевых и интегральных районов. Из нее вытекают более конкретные следствия, в частности, определение именно тех специализаций районов, которые и находят место в реальности.
Туристский регион - территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.
Особенности прогнозирования и организации туризма и отдыха приводят к тому, что появляются схемы районирования, в которых в качестве основы берутся административно-территориальные районы.
1.2 Сущность понятия туристский продукт и его составляющие
Некоторые учебные издания под турпродуктом подразумевают «результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или их комплекса, предназначенный для продажи на рынке».
В своей книге Т.Т. Христов «Религиозный туризм» приводит следующее толкование туристскому продукту: «Туристский продукт представляет собой совокупность туристских услуг, работ, сопровождающих процесс потребления туристских услуг, и товары, потребляемые в туре и вне его.
А вот В.А. Квартальнов дает следующие определения: «Продукт туристский – это совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия. Продукт туристский – состоит из трех частей; тур, туристско-экскурсионные услуги, товары» [11]. Данные определения фактически базируются на структурном комплексе, объединяющем в туристский продукт.
В туже очередь А.Ю. Александрова не дает определения туристского продукта, однако она отмечает отличие в восприятии туристского продукта туристами и турфирмами |3]. Потребители воспринимают турпродукт, более широко, чем набор услуг, продаваемых в одном пакете. Для представителей туристской индустрии, по мнению автора, не существует комплексного, единого турпродукта, а представители туристской индустрии в силу своей деятельности, рассматривают отдельно его составляющие элементы – перевозку, размещение, развлечение и т.д.
По мнению Е.Н. Ильина: «туристический продукт состоит из многих компонентов, которые могут быть как осязаемыми, так и неуловимыми. К ощутимым относятся, в частности, продукты питания, одежда, разное туристское снаряжение. К неуловимым относят услуги, например, размещение в гостинице, бронирование билетов, развлечения туристов» [19,с.18].
Так же Е.Н. Ильина считает, что «для изучения и анализа экономики туризма немалый интерес представляют нематериальные туристские продукты, которые используются для удовлетворения туристских потребностей и желаний, то есть их можно характеризовать как экономические товары. В отличие от осязаемых турпродуктов, неуловимые количественно не ограничены, их нельзя складывать или накапливать, их производство и потребление происходят одновременно и исключительно в тех местах, где они произведены, их