Файл: Объекты Всемирного наследия юнеско в России и их роль в развитии туризма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
используют только те туристы, которым они необходимы. Такими тур продуктами являются, например, услуги гостеприимства, услуги питания, предлагаемые ресторанами, развлечения, которые предполагают посещение оперных, драматических театров и т.д.
На практике туристский продукт, которую предлагают на рынке, делят на три основных вида:
1) комплексные туристские услуги, включающие размещение, питание, транспортные, бытовые, экскурсионные, спортивные и оздоровительные услуги, объединенные общей целью и программой пребывания;
2) отдельные туристические услуги, такие, как размещение, питание, а также транспортные, экскурсионные, спортивные, оздоровительные и бытовые услуги;
3) товары туристского назначения, к которым относятся карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки и другое туристическое и спортивное снаряжение (индивидуальное и групповое), а также сувенирная туристическая продукция.
Рисунок 1.1. – Схематическое представление туристского продукта по Дж. Уокеру – [15, c. 54]
Особенности турпродукта:
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и др, предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия.
Обязательную программу туроператор оформляет в виде туристской путевки или ваучера, договора купли-продажи, т.е. документы, в которых гарантируется все обязательное для турпредприятия и потребителя туруслуги. – [13]
Таблица 1.1 Основные (потребительские) свойства туристского продукта
Проектирование тура предполагает следующие этапы:
Процесс формирования тура состоит из 4 этапов. На первом этапе разрабатывается замысел тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. После того как сформирована идея будущего тура, проводится анализ и изучаются возможности его реализации на практике. Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. После выбора партнеров и поставщиков надо приступать к формированию основного и дополнительного комплекса услуг. Процесс формирования комплекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура. Чаще всего цена является средней арифметической по отношению к ценам на аналогичные тур.продукты. Затем следует экспериментальная проверка тура, которая является заключительным этапом его формирования».
Важное значение имеет деление туров на "независимые" и "пакетные".
"Независимый" тур – путешественник через турагента или самостоятельно решает с транспортной организацией все вопросы своего перемещения к месту назначения, а также с помощью турагента или самостоятельно заказывает номер в гостинице заранее или, в случае необходимости, во время поездки.
При оформлении "пакетного" тура (пэкидж-тура или инклюзив-тура) все вопросы, касающиеся транспорта, размещения, питания, развлечений и другие, согласно пожеланиям клиента, согласовывает туроператор, а туристу остается только позаботиться о своевременном прибытии в пункт начала путешествия.
Чтобы предложить клиентам "пакетный" тур, туроператор должен заблаговременно зарезервировать и оплатить значительную часть гостиничных номеров, транспортных средств, других услуг, которые потом складываются в "пакеты" и в форме туров предлагаются туристам (индивидуальным или групповым) как непосредственно, так и через турагентов. Инклюзив-туры и пэкидж-туры бывают двух типов:
1) индивидуальные, когда человек путешествует самостоятельно;
2) групповые, когда человек путешествует в составе группы, все члены которой приобрели равноценные пакеты услуг
Перечислим общие для всех "пакетных" туров виды услуг, которые требуют обязательной предоплаты:
1. Транспортное обслуживание (перевозки) от начальной точки маршрута, которой может быть, например, аэропорт или морской порт, автобусный терминал или вокзал, до места назначения (до первого места, если на маршруте предусмотрено посещение нескольких мест), а затем возвращение к начальной точке маршрута или в другое определенное место. Перевозка может осуществляться авиа, морским, автомобильным транспортом, внутренними водными путями или поездом. В отдельных случаях комбинируют два и более вида транспорта.
2. Гостиничное обслуживание (размещение в гостинице). В зависимости от характера тура и его стоимости туристические операторы предлагают множество уровней и классов отелей, соответствующих потребностям и возможностям клиентов. Представительства турфирм должны работать на всех этапах реализации "пакетных" туров, чтобы путешественники могли получить необходимую информацию об условиях размещения в начальной точке, в промежуточных пунктах маршрута и в конечном его пункте. Кроме того, представители туристических фирм, реализующих туристический продукт обязаны регулярно посещать гостиницы, в которых останавливаются туристы, а туристы должны иметь возможность в случае необходимости в любой момент связаться с представителями турфирмы по телефону. По желанию туристов могут быть также организованы дополнительные экскурсии.
3. Другие услуги, которые могут быть включены в "пакетные" туры, относятся, в частности, пересадки – «трансферы». Это касается всех пересадок с одного вида транспорта на другой от начальной точки пути - аэропорта, морского порта или паромной переправы - до выбранного отеля, а затем от этого отеля до следующего места отправления. Условиями некоторых "пакетных" туров предусмотрен трансфер пожилых людей и инвалидов от места жительства до начальной точки маршрута и к их дому на обратном пути.
Кроме того, в стоимость "пакетного" тура, по желанию туриста, включают другие услуги:
1. Питание – могут быть предусмотрены только завтрак, континентальный или английский (полный) (ВВ – bed&breakfast; HB – half board; FB – full board). Однако не все "пакетные" туры включают питание
; возможен вариант "самообслуживания", который является лучшим для родителей с детьми и людей, которые не хотят быть ограничены определенными часами предоставления питания.
2. Экскурсии и ознакомления с достопримечательностями. Такие поездки обычно не включают в стоимость "пакетного" тура. И если они не входят в стоимость, то турист сам решает, в каких экскурсиях ему принимать участие, оплачивая по прибытию лишь те экскурсии, которые представляют для него интерес.
Возможно посещение музеев, картинных галерей, тематических парков, исторических мест, а также концертов и спортивных мероприятий, которые могут входить в стоимость "пакетного" тура или организовываться за отдельную плату.
Услуги гидов-сопроводителей, гидов-переводчиков, трансферменов, и экскурсоводов обычно включаются в стоимость "пакетного" тура, а также в стоимость организованных (запланированных) экскурсий, однако, могут оплачиваться и отдельно.
3. Транспорт. В некоторых "пакетных" турах предусмотрена аренда автомашин или катеров (и даже животных, например, лошадей, ослов, верблюдов). Такую услугу, как правило, предоставляют туристам по их желанию за дополнительную плату.
4. Дополнительные услуги. При необходимости туроператоры и турагенты могут оказать помощь и рекомендации в таких случаях:
Стоит отметить, что все виды налогов (государственные налоги на проживание в гостинице, на все виды обслуживания) в основном учтены в стоимости "пакетного" тура.
Трансфер представляет собой услуги по доставке туристов (на автобусе, автомобиле и т.д.) от места прибытия в определенный пункт (аэропорта, вокзала) до места проживания (гостиницы, монастыря, ашрама (духовного центра), лагеря) и обратно в дни приезда и отъезда, другие перевозки (к месту начала экскурсии и т.д.)
1.3 Технология формирования и продвижения национального туристского продукта
Формирование туристского продукта – это деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт. Доходы от реализации различных составляющих в структуре турпродукта составляют:
Известные исследователи экономики туризма Боголюбов В.С., Боголюбова С.А., Кузнецов Ю.В. и др. выделяют следующие основные проблемы развития туризма в современной России:
1. рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю;
2. износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие;
3. несовершенство действующей нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма;
4. недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма;
5. существование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета;
6. недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
7. дефицит квалифицированных кадров, в частности, со средним специальным образованием, несовершенство образовательных стандартов и др.
В Федеральном законе «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» туристский продукт (далее – турпродукт) определен как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [1].
Сегодня под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке. Это:
1. Собственно тур, как комплексная туристская услуга.
2. Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести: транспортные услуги, оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и т.д.
На практике туристский продукт, которую предлагают на рынке, делят на три основных вида:
1) комплексные туристские услуги, включающие размещение, питание, транспортные, бытовые, экскурсионные, спортивные и оздоровительные услуги, объединенные общей целью и программой пребывания;
2) отдельные туристические услуги, такие, как размещение, питание, а также транспортные, экскурсионные, спортивные, оздоровительные и бытовые услуги;
3) товары туристского назначения, к которым относятся карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки и другое туристическое и спортивное снаряжение (индивидуальное и групповое), а также сувенирная туристическая продукция.
Рисунок 1.1. – Схематическое представление туристского продукта по Дж. Уокеру – [15, c. 54]
Особенности турпродукта:
-
Неосязаемость, т.е. их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения; -
Неразрывность производства и потребления, т.е. оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент; -
Изменчивость, т.е. качество туруслуги зависит от того, когда и где её предоставляют; -
Неспособность к хранению, т.е. их нельзя складировать, накопить.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и др, предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия.
Обязательную программу туроператор оформляет в виде туристской путевки или ваучера, договора купли-продажи, т.е. документы, в которых гарантируется все обязательное для турпредприятия и потребителя туруслуги. – [13]
Таблица 1.1 Основные (потребительские) свойства туристского продукта
Свойство | Характеристика |
Гостеприимство | Включает уважение и любезность персонала |
Обоснованность | Предоставление всех услуг должно быть обусловлено целью путешествия и сопутствующими условиями, основанными на потребностях туриста |
Надежность | Соответствие реального содержания продукта в рекламе, достоверность информации |
Эффективность | Достижение наибольшего эффекта для туриста при наименьших расходах с его стороны |
Целостность | Завершенность продукта, его способность полностью удовлетворить туристскую потребность |
Ясность | Потребление продукта, его направленность должны быть понятны как туристу, так и обслуживающему персоналу |
Гибкость | Турпродукт должен предусматривать замены тех или иных слуг, чтобы быть ориентированным на разных потребителей |
Полезность | Способность служить достижению одной или нескольких целей, удовлетворять те ли иные потребности туристов |
Проектирование тура предполагает следующие этапы:
-
установление нормируемых характеристик тура; -
установление технологии процесса обслуживания туристов; -
разработка технологической документации; -
определение методов контроля качества; -
анализ проекта.
Процесс формирования тура состоит из 4 этапов. На первом этапе разрабатывается замысел тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг. После того как сформирована идея будущего тура, проводится анализ и изучаются возможности его реализации на практике. Для реализации наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров. После выбора партнеров и поставщиков надо приступать к формированию основного и дополнительного комплекса услуг. Процесс формирования комплекса услуг осуществляется на основании конфиденциальных тарифов, предоставленных партнерами в рамках действующих соглашений, поэтому на данном этапе осуществляется определение и корректировка цены будущего тура. Чаще всего цена является средней арифметической по отношению к ценам на аналогичные тур.продукты. Затем следует экспериментальная проверка тура, которая является заключительным этапом его формирования».
Важное значение имеет деление туров на "независимые" и "пакетные".
"Независимый" тур – путешественник через турагента или самостоятельно решает с транспортной организацией все вопросы своего перемещения к месту назначения, а также с помощью турагента или самостоятельно заказывает номер в гостинице заранее или, в случае необходимости, во время поездки.
При оформлении "пакетного" тура (пэкидж-тура или инклюзив-тура) все вопросы, касающиеся транспорта, размещения, питания, развлечений и другие, согласно пожеланиям клиента, согласовывает туроператор, а туристу остается только позаботиться о своевременном прибытии в пункт начала путешествия.
Чтобы предложить клиентам "пакетный" тур, туроператор должен заблаговременно зарезервировать и оплатить значительную часть гостиничных номеров, транспортных средств, других услуг, которые потом складываются в "пакеты" и в форме туров предлагаются туристам (индивидуальным или групповым) как непосредственно, так и через турагентов. Инклюзив-туры и пэкидж-туры бывают двух типов:
1) индивидуальные, когда человек путешествует самостоятельно;
2) групповые, когда человек путешествует в составе группы, все члены которой приобрели равноценные пакеты услуг
Перечислим общие для всех "пакетных" туров виды услуг, которые требуют обязательной предоплаты:
1. Транспортное обслуживание (перевозки) от начальной точки маршрута, которой может быть, например, аэропорт или морской порт, автобусный терминал или вокзал, до места назначения (до первого места, если на маршруте предусмотрено посещение нескольких мест), а затем возвращение к начальной точке маршрута или в другое определенное место. Перевозка может осуществляться авиа, морским, автомобильным транспортом, внутренними водными путями или поездом. В отдельных случаях комбинируют два и более вида транспорта.
2. Гостиничное обслуживание (размещение в гостинице). В зависимости от характера тура и его стоимости туристические операторы предлагают множество уровней и классов отелей, соответствующих потребностям и возможностям клиентов. Представительства турфирм должны работать на всех этапах реализации "пакетных" туров, чтобы путешественники могли получить необходимую информацию об условиях размещения в начальной точке, в промежуточных пунктах маршрута и в конечном его пункте. Кроме того, представители туристических фирм, реализующих туристический продукт обязаны регулярно посещать гостиницы, в которых останавливаются туристы, а туристы должны иметь возможность в случае необходимости в любой момент связаться с представителями турфирмы по телефону. По желанию туристов могут быть также организованы дополнительные экскурсии.
3. Другие услуги, которые могут быть включены в "пакетные" туры, относятся, в частности, пересадки – «трансферы». Это касается всех пересадок с одного вида транспорта на другой от начальной точки пути - аэропорта, морского порта или паромной переправы - до выбранного отеля, а затем от этого отеля до следующего места отправления. Условиями некоторых "пакетных" туров предусмотрен трансфер пожилых людей и инвалидов от места жительства до начальной точки маршрута и к их дому на обратном пути.
Кроме того, в стоимость "пакетного" тура, по желанию туриста, включают другие услуги:
1. Питание – могут быть предусмотрены только завтрак, континентальный или английский (полный) (ВВ – bed&breakfast; HB – half board; FB – full board). Однако не все "пакетные" туры включают питание
; возможен вариант "самообслуживания", который является лучшим для родителей с детьми и людей, которые не хотят быть ограничены определенными часами предоставления питания.
2. Экскурсии и ознакомления с достопримечательностями. Такие поездки обычно не включают в стоимость "пакетного" тура. И если они не входят в стоимость, то турист сам решает, в каких экскурсиях ему принимать участие, оплачивая по прибытию лишь те экскурсии, которые представляют для него интерес.
Возможно посещение музеев, картинных галерей, тематических парков, исторических мест, а также концертов и спортивных мероприятий, которые могут входить в стоимость "пакетного" тура или организовываться за отдельную плату.
Услуги гидов-сопроводителей, гидов-переводчиков, трансферменов, и экскурсоводов обычно включаются в стоимость "пакетного" тура, а также в стоимость организованных (запланированных) экскурсий, однако, могут оплачиваться и отдельно.
3. Транспорт. В некоторых "пакетных" турах предусмотрена аренда автомашин или катеров (и даже животных, например, лошадей, ослов, верблюдов). Такую услугу, как правило, предоставляют туристам по их желанию за дополнительную плату.
4. Дополнительные услуги. При необходимости туроператоры и турагенты могут оказать помощь и рекомендации в таких случаях:
-
при получении въездных туристических виз, необходимых для посещения страны (стран); -
в случае необходимости вакцинации и прививок или меры во избежание заболеваний малярией или другими тропическими болезнями при посещении некоторых стран; -
при обмене валюты и использовании чеков; -
при страховании путешествий с целью обеспечения компенсации при отмене тура, задержке на пути, порче (утрате) багажа, внесчастный случаях, в случаях неполучения виз и др.
Стоит отметить, что все виды налогов (государственные налоги на проживание в гостинице, на все виды обслуживания) в основном учтены в стоимости "пакетного" тура.
Трансфер представляет собой услуги по доставке туристов (на автобусе, автомобиле и т.д.) от места прибытия в определенный пункт (аэропорта, вокзала) до места проживания (гостиницы, монастыря, ашрама (духовного центра), лагеря) и обратно в дни приезда и отъезда, другие перевозки (к месту начала экскурсии и т.д.)
1.3 Технология формирования и продвижения национального туристского продукта
Формирование туристского продукта – это деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт. Доходы от реализации различных составляющих в структуре турпродукта составляют:
-
До 40% - транспорт; -
около 30% - услуги размещения, питания; -
9 – 10% - туроператорские, турагентские услуги; -
10% - экскурсии, другие дополнительные услуги; -
8% - покупка сувениров и других товаров.
Известные исследователи экономики туризма Боголюбов В.С., Боголюбова С.А., Кузнецов Ю.В. и др. выделяют следующие основные проблемы развития туризма в современной России:
1. рост транспортных тарифов и стоимости гостиничных услуг, связанный с ростом коммунальных тарифов, процентных ставок по кредитам, многократным ростом ставок налога на землю;
2. износ туристской инфраструктуры, отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие;
3. несовершенство действующей нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности в сфере туризма;
4. недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма;
5. существование визового режима с экономически развитыми странами, сложного миграционного учета;
6. недостаточность национального рекламного бюджета на продвижение туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках;
7. дефицит квалифицированных кадров, в частности, со средним специальным образованием, несовершенство образовательных стандартов и др.
В Федеральном законе «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» туристский продукт (далее – турпродукт) определен как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [1].
Сегодня под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке. Это:
1. Собственно тур, как комплексная туристская услуга.
2. Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести: транспортные услуги, оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и т.д.