Файл: Объекты Всемирного наследия юнеско в России и их роль в развитии туризма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т.д.), которые необходимы туристу в стране пребывания.
Основная задача менеджеров туризма всех уровней (производителей туруслуг, турфирм, туристских ассоциаций разного уровня, исполнительных и законодательных органов власти местного, регионального и национального уровней) России, не допускать или максимально замедлять последнее. При этом не только продукт, услуга, предприятия туризма, но и сама дестинация имеют свой жизненный цикл. Все вместе они составляют систему туризма.
От продолжительности жизненных циклов различных элементов системы туризма зависят уровень и время воспроизводства каждого из них и системы в целом. Каждый этап жизненного цикла имеет свои характеристики. Рассмотрим эти характеристики с точки зрения внедрения и применения инноваций на всех этапах.
Стадия выведения на рынок нового продукта или продукта с обновленными характеристиками. Предприниматель хочет получать максимальную прибыль, а потребитель активно потребляет только тот товар, который способен удовлетворять его потенциальные, ранее неудовлетворенные потребности. Следовательно, для обеспечения стадии роста рынку необходимо предлагать товары и услуги с высокой потребительской ценностью.
Стадия роста характеризуется увеличением количества потребителей, расширением сегмента рынка, быстрорастущими продажами и увеличением темпов прироста прибыли. На данном этапе появляются новые конкуренты. Здесь необходимо повышать потребительскую ценность продукта за счет внедрения нововведений, которые могут быть направлены, например, на модификацию и повышение качества последнего или на снижение цены за счет внедрения новых методов ценообразования и т.д.
Основным звеном продвижения национального туристского продукта где именно в какой стране в России является государственный орган – национальная туристская администрация (НТА). Именно от ее усилий, степени воздействия на другие органы государственного управления, субъекты хозяйствования, от ее инициатив в области законодательства, налоговой, финансовой, экономической и социальной политики зависит успех или неуспех государственной политики туризма. Помимо НТА в сфере разработки и реализации государственной туристской политики взаимодействуют иные законодательные и исполнительные органы власти на центральном и местном (региональном) уровнях, научно-исследовательские организации, профессиональные союзы и ассоциация туристских работников, общественные организации и объединения. Однако именно НТА является тем органом, который организует продвижение национального туристского продукта на международных туристских рынках. Такая деятельность предполагает целый комплекс мероприятий рекламного и пропагандистского характера: реклама и средствах массовой информации, издание рекламно-информационных материалов, проведение рекламных кампаний, участие в выставках и т.д.
Имиджевые кампании включают в себя планирование, разработку маркетинг-микса, в который входит реклама, PR, фильмы, стимулирование сбыта и маркетинговую литературу. Если бюджетных средств недостаточно для реализации эффективной имиджевой кампании, играет роль в установлении контакта с индустрией туризма, объединении векторов продвижения, имиджа и образа, которые дестинации должна создавать в сознании потенциальных потребителей. Выбор тематики важен для маркетинговых исследований среди туристов, но также он должен быть релевантным базовым характеристикам дестинации и уникальным конкурентным преимуществам дестинации.
Это творческий процесс, разрабатываемый на основе оценки сильных и слабых сторон в процессе маркетингового планирования. Один из наиболее известных примеров – кампания «Я люблю Нью-Йорк», стартовавшая в 1970-е гг. Еще одним примером является работа Британского Туристического управления (BTA) в середине 1980-х гг. – «Heritage 84». Она объединяла рекламную кампанию со стратегией поддержки, демонстрирующие вместе потрясающий результат. Также эта кампания показала, как творческий подход к выбору тематики может влиять на индустрию туризма, вне зависимости от объема ресурсов, затраченных на рекламу. BTA тогда избрали культурное наследие Великобритании в качестве основной тематики имиджевой кампании. Для России, которая также является страной с богатым культурным наследением, выбор такой тематики способствует формированию культурной среды, характеризующейся максимальной доступностью для граждан (в том числе с ограниченными возможностями), высоким качеством и широким ассортиментом услуг, предоставляемых в сфере культуры, сохранением и популяризацией культурного наследия народов России [5, с. 45].
Наиболее известной на сегодняшней день можно назвать Федеральное государственное унитарное предприятие «Национальный маркетинговый центр по туризму» (Visit Russia). Продвижение туристского потенциала российских регионов на международном и внутреннем рынках на новых принципах партнерства государства и бизнеса. В качестве свои основных задач и функций Visit Russia выделяет:
-
построение позитивного имиджа России в мире как дружелюбной и гостеприимной страны; -
пропаганду и продвижение богатейших ресурсных возможностей России для развития внутреннего и въездного туризма; -
формирование инфраструктурной платформы для российских регионов и туристского бизнеса для эффективного продвижения турпродуктов за счет консолидации и координации усилий; -
национальные офисы по туризму уже функционируют в Китае, Финляндии, ОАЭ, Италии, Иране и в других странах.
Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации являются наличие множества точек притяжения для внутренних и въездных туристов, имеющих, в том числе общемировое значение для развития разнообразных видов туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Ощутимо ограничивает спрос на туристский продукт в Российской Федерации высокая стоимость транспортировки туристов. По данным Всемирной туристской организации, доля расходов на транспорт у иностранных туристов в России составила 40 процентов общей суммы расходов в 2017 году (248 долларов США на 1 иностранного туриста), в Германии – 29 процентов, в Соединенных Штатах Америки – 16 процентов. Высокая стоимость транспортировки туристов связана как со значительными расстояниями поездок, так и с централизацией авиаперевозок через московский транспортный узел, недостаточным уровнем развития прямых чартерных перевозок внутри страны и др.
Другими сдерживающими спрос факторами являются:
низкая узнаваемость российских туристских брендов на зарубежных рынках и внутри России, в том числе наличие нереализованных возможностей по развитию системы продвижения с применением современных информационных, маркетинговых и иных технологий, предубеждения (стереотипов) иностранных граждан о туризме в Российской Федерации – "небезопасность", "языковой барьер", "негативный геополитический образ" и др.;
сложная система получения виз Российской Федерации для большинства стран с потенциально высоким потоком въездных туристов, а также недостаточное количество возможных инструментов для обеспечения краткосрочного пребывания въезжающих туристов, в том числе для посетителей крупных спортивных и культурных мероприятий.
Росту конкурентоспособности и раскрытию потенциала туристского продукта Российской Федерации будут способствовать:
-
повышение уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, развитие транспортной доступности; -
увеличение уровня загрузки и снижение влияния фактора сезонности в использовании туристской инфраструктуры; -
повышение доступности актуальной статистической информации в условиях возрастающей потребности в объемах и детализации отраслевых данных со стороны участников туристского рынка и органов власти; -
увеличение инвестиционной привлекательности туристской отрасли, снижение сроков окупаемости, что, в свою очередь, снимет ограничения темпов развития и модернизации туристской инфраструктуры; -
продолжение работы по снятию административных барьеров и совершенствование отраслевого законодательства Российской Федерации;
-
повышение уровня сервиса и кадрового обеспечения развития туризма, развитие языковой подготовки работников в сфере туризма, активное вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ для туристской отрасли;-
достижение уровня мировых лидеров в развитии цифровой инфраструктуры и сервисов, развитие цифровых платформ продвижения туристских продуктов и брендов, цифровых средств навигации и формирования туристского продукта; -
преодоление ограничений безопасности туристской деятельности, связанных с недостаточной информированностью туристов о рисках, а также с устаревшими требованиями к безопасности отдельных видов туризма, состоянию окружающей среды туристских территорий.
-
Реализация указанных инициатив создаст существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны. Прежде всего, к таким возможностям относятся повышение качества туристского продукта Российской Федерации и отдельных туристских территорий, развитие и повышение эффективности использования туристской инфраструктуры, повышение туристской активности россиян, в том числе за счет развития социального туризма и импортозамещения на внутреннем рынке, активизация системы продвижения туристского продукта для привлечения российских и иностранных туристов.
Формированию притягательного и конкурентоспособного продукта для внутренних и въездных туристов будут способствовать инвестиции в модернизацию и обновление существующей инфраструктуры. Повышение качества туристского продукта позволит увеличить туристский поток, что станет стимулом для вовлечения существующей недозагруженной инфраструктуры.
2 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ В РОССИИ
2.1 Характеристика туристических регионов России
Россия располагает огромными возможностями для привлечения туристов. Этому способствует наличие разнообразных природно-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие малоосвоенные территории, где сохранилась дикая природа. К сожалению, в силу ряда обстоятельств Россия пока не в полной мере реализует свой рекреационный потенциал и достаточно однобоко использует свои ресурсы в этой области.
Перечень основных туристских и курортных зон России можно представить исходя из классификации В.Г. Гуляева (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1 – Перечень основных туристских и курортных зон федерального значения в России. [19]
Зоны развития туризма федерального значения | Специализация по видам туризма | Города и районы, рекомендуемые для развития туризма |
1. Север (Баренцево море, Архангельск Соловки Архангельская Вологодская Мурманская области Республика Карелия) | Познавательный и экологический круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, походы, паломничество | Вологда, Волго-Балтийский канал, Петрозаводск, Кижи, Валаам, Хибины |
2. Северо-запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская области) | Познавательный, деловой и конгресс-туризм, отдых, круизы, автотуризм | Санкт-Петербург, Выборг, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец, Псков, Валдай |
3.Балтийское побережье (Калининградская обл.) | Деловой туризм, круизы, отдых с лечением | Калининград, Светлогорск |
4. Москва и Московская область | Познавательный, деловой, авто-туризм, конгресс-туризм | Москва, Сергиев-Посад, Верея, Коломна, Истра, Руза и др. |