Файл: Доклад на одну из предложенных тем Ответ Предмет, методологическое значение этнопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1504

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Вопрос:

Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных

тем

Ответ: Предмет, методологическое значение этнопсихологии.

Актуальность решения проблем этнической психологии опре­деляется необходимостью развития социальной психологии, рас­ширения и углубления представлений о Социально-психологических закономерностях развития наций, народностей, этнических и этнографических групп.

Данные знания особенно важны для работы практического пси­холога в многонациональном государстве. Этническая психология является ареной острой идеологической борьбы, что определяет особую ее социальную значимость. Проблемы этнической психоло­гии начинают приобретать большое значение в последние годы. В современных условиях, в условиях общей тенденции интернацио­нализации и универсализации жизни возрастает этничность многих народов, которая выражается в их желании к сохранению своей культуры, своего образа жизни. [1, с. 20].

Этническая психология или этнопсихология – это междисциплинарная наука, появившаяся на стыке социальной психологии и этнографии

Объектом исследования этнопсихологии является этнос, нации, национальность, национальная и этническая общности. [4, с. 70].
Предметом этнопсихологии как самостоятельной отрасли знаний

является изучение своеобразия проявлений и функционирования психики

представителей различных этнических общностей. Но эта наука

формировалась под влиянием различных взглядов на ее содержание и

главные феномены, которые она должна исследовать. Кроме того, в ее

обиход вошла терминология, заимствованная из обыденной жизни людей,

очень часто не имеющая четко выраженного смысла и не поддающаяся

точному психологическому описанию. [5, с. 63].
Решение задач, стоящих перед этнопсихологической наукой, достигается разными способами. Во-первых, осуществляется планомерная и тщательная разработка теоретических и методологических проблем этой отрасли знаний, как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, широкое поле для исследовательской деятельности этнопсихологов представляет изучение конкретных национально-психологических особенностей людей нашего государства, одного из самых полиэтнических в мире.В-третьих, решение ряда задач этнопсихологии может осуществляться в рамках других наук, с которыми она тесно связана, т.к. имеет сходный объект, явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения.

И, наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология в формировании культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций.
Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимаются

прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их

осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи занимаются

изучением собственно национально-психологических особенностей людей

как представителей конкретных общностей, независимо от того, являются

они врожденными или приобретенными в ходе социализации индивида, а

также закономерностей их проявления и функционирования. Национально - психологические особенности формируются и в филогенезе, и в

онтогенезе, а значит, имеют самую непосредственную связь и с общим

развитием психики человека. Общий перечень возможных направлений

исследований этнической психологии именно психологами должен

отражать и традиционную психологическую рубрикацию, включая в себя

как познавательные процессы, эмоциональные феномены,

психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и

поведения людей, так и этноспецифические потребности, интересы,

ценностные ориентации. Во-вторых, социологи и этнографы проводят,

главным образом, этнокультурные исследования. Их предметом является

не изучение собственно национально-психологических особенностей,

отличающих одних людей от других, а национальное своеобразие

культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения

и жизни представителей конкретных этнических общностей.

Методология этнической психологии – это наиболее общие представления об идейных позициях этой науки, основных закономерностях познания и осмысления ею национально - психологических особенностей представителей конкретных этнических

общностей. Методология этнической психологии определяется своеобразием ее предмета: чтобы успешно исследовать национально - психологические особенности людей, нужно верно представить себе их содержание, закономерности формирования и функционирования, соотношение с другими элементами общественного сознания. Только



познание реальной специфики и закономерностей развития национальной психики помогает определить те методы и использовать те методики, с помощью которых она может эффективно изучаться. [5, с. 67].
Методологическими принципами этнопсихологии как науки выступают принципы психологии.

Этнопсихология должна аккумулировать в своей теории и конкретных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в социологии и этнографии. Но как отрасль психологической науки она может базироваться лишь на принципах и закономерностях, характерных для развития именно психологических явлений. Социологический же и этнографический подходы должны дополнять научные представления о происхождении, факторах образования, опосредования этнопсихологических феноменов. [4, с. 70].

Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность этнопсихологических явлений социальными и иными факторами, имеющими место в процессе формирования той или иной национальной общности, которые и определяют специфику их функционирования и проявления. Для того, чтобы правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять национально – специфические причины и условия его возникновения.
Принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеобразия процессов развития одной наций или народа в отличие от других; учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономических, политических, социальных и культурных факторов.
Психологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности проявления этнопсихологических феноменов в зависимости от закономерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сходство в проявлении психологии субъектов ее осуществления. С другой стороны, национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же своеобразие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.

Принцип личностного подхода требует при изучении любых этнопсихологических явлений учитывать, что их носителем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель конкретной этнической общности, с характерными для них чувствами, мыслями, ценностными ориентациями и т. д.
Кроме того, необходимо учитывать и принцип исследования этнографических факторов.
При их изучении важно руководствоваться конкретно-историческим подходом, который позволяет раскрыть их историческую и социально-классовую обусловленность.
4. Существуют два вида этнопсихологических исследований: стандартное и кросскультурное.
Стандартное — предполагает изучение национально-психологических особенностей представителей одной этнической общности.
Кросскультурное — предполагает изучение национально-психологических особенностей сразу нескольких этнических общностей. И в этом и в другом случае, осуществляется сравнение и сопоставление национально-психологических особенностей представителей различных наций. Однако, в первом - это делается после завершения исследования или же используемые методики адаптируются для изучения конкретной этнической общности. Экспертом по психологии выступает сам этнопсихолог. Во втором же случае идет одновременное сравнительное изучение этнопсихологических характеристик представителей нескольких национальных групп.
В основе содержания этнопсихологических работ лежат объекты и предметы исследования, которые выступают в следующих проявлениях:
1. Национальное самосознание — это есть осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей наций в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях.
2. Интересы и ценностные ориентаций. Осознание личностью своей социальной потребности превращает ее в интерес. Возникновение интереса, вызывает побуждение к деятельности, мотив поведения, установку и ценностную ориентацию. Ценностные ориентации проявляются через групповые и личностные нормы как комплекс интегративных суждений, предписаний, требований, обуславливающих поведение группы в целом и ее членов, цели и средства деятельности. Интересы и ценностные ориентации личности и группы складываются, образуются и изменяются в зависимости от уровня развития группы как коллектива.

3. Потребности и мотивы. Потребность в социологическом и социально-психологическом плане выступает как способность и стремление к реализации ценностей, к использованию благ, как наивысшая степень необходимости, нужды в предметах, состояниях, процессах, реализация которых обеспечивает сохранение или желательное изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы. Объектами удовлетворения потребностей являются ценности. Различаются материальные ценности и культурные или духовные ценности (общение, знание, творчество).
4. Коммуникативно-поведенческая деятельность. Отличительной чертой жизнедеятельности личности является преобладание коллективных форм деятельности. На основе совместной деятельности в коллективе или в группе складывается определенная система взаимоотношений, взаимодействия и общения. На эти процессы оказывают влияние:
— нормативная структура группы — в конкретной группе в процессе совместной деятельности складываются определенные нормы. Они образуют систему моделей группового поведения и могут существенно изменить индивидуальные и групповые действия, влиять на психологический климат группы;
восприятие личностью своей группы — представляет собой своеобразный фон, на котором протекают процессы взаимодействия и общения.
В качестве показателя типа восприятия личностью группы в индивидуальной деятельности человека: а) личность может воспринимать группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально; б) личность воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей; в) личность воспринимает группу как самостоятельную ценность. [32, с. 67].
Предметная область этнопсихологии развивается постоянно – она не остается неизменной: задачи формируются в зависимости от исторически развиваемых знаний и от характера социального заказа. [2, с. 242].
Этнопсихология сегодня в своем арсенале имеет не только основополагающие идеи принципиального видения феноменов этнического самосознания, но и многие другие составляющие, выстраивающие дисциплину –

этнопсихологию.

Литература:

  1. Бандурка А.М., Друзь В.А. Этнопсихология. Харьков,2000

  2. Айгумова З.И. Методологические основы дисциплины «Этнопсихология» // Развитие личности. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-distsipliny-etnopsihologiya (дата обращения: 08.01.2023).

  3. Иванова Марина Геннадьевна К вопросу о предметной специфике этнопсихологии как науки о межэтническом взаимодействии // Теория и практика общественного развития. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-predmetnoy-spetsifike-etnopsihologii-kak-nauki-o-mezhetnicheskom-vzaimodeystvii (дата обращения: 07.01.2023).

  4. Нурмурадова Ш.И. Основные понятия и методология этнопсихологии // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2013. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-i-metodologiya-etnopsihologii (дата обращения: 07.01.2023).