Файл: Доклад на одну из предложенных тем Ответ Предмет, методологическое значение этнопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 1507

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этническая идентичность – это пластичное понятие, которое обладает динамическим характером, поскольку каждый человек растет и развивается всю сознательную жизнь. Выделяют множество форм идентичности:

- осознанная и бессознательная: человек причисляет себя к одной общности, но ведет себя как представитель другой, либо соответственно причислению;

- позитивная и негативная: человек благоприятно оценивает свою общность, гордится ею и хочет принадлежать к ней дальше, либо человек негативно оценивает свою общность, хочет выйти из нее и войти в другую;

- нормотипичная и этноцентричная: благоприятное отношение к своей общности и другим, либо некритичная оценка своей общности, замкнутость именно на самой общности, ощущение ее превосходства;

- подлинная и декларируемая: человек ощущает свою принадлежность к конкретной общности, либо лишь называет себя представителем конкретной общности, но нсам относит себя к другой.

Формирование этнической идентичности проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Ж. Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической

идентичности:

1) ребенок шести–семи лет приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа;

2) восьми–девятилетний ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации —  национальность родителей, место проживания, родной язык; просыпаются национальные чувства;

3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [1, с. 80].

К настоящему времени во всем мире проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности.

Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей трех–четырех лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий —  цвета кожи, волос —  детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Ж. Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.


На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание.

Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на

очевидных показателях —  цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, еде, обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их

комплекс все новые элементы —  общность предков, общность исторической

судьбы, религию. В исследовании развития этнической идентичности, проведенном О.Л. Романовой в Беларуси, высказывания дошкольников о различиях между этническими группами были достаточно аморфны: «Люди там живут

по-другому, не так как мы». Разные понятия —  житель города, гражданин республики, член этнической общности — оказались для них равнозначными.

И только в младшем школьном возрасте наблюдался значительный рост этнических знаний, не простое повторение, а систематизация информации, полученной от взрослых. А подростки делали еще более четкие и конкретные замечания о существующих между народами различиях культуры, исторических судеб, политического устройства и т. п. [1, с. 81].
Можно выделить основные особенности формирования этнической идентичности.

Большое значение в формировании этнической идентичности имеет статус этнической общности: например, если конкретное этническое сообщество имеет высокую степень дискриминации в геополитическом масштабе, то человек, принадлежащий к данному сообществу, может ощущать собственную малоценность, стремление отказаться от данной идентичности. Равно как и в случае, если конкретная этническая общность имеет вес в социальном и историческом плане, человек может ощущать превосходство, стремление доминировать над другими.

Степень моноэтничности и полиэтничности также оказывает существенное влияние: если ребенок рождается в семье моноэтнического склада, то формирование его этнической идентичности происходит естественно, ребенок включается в свою культуру и овладевает необходимыми социально-культурными компетенциями, приобретая моноэтническую идентичность. Если же среда полиэтническая, то человек приобретает либо биэтническую идентичность, овладевая компетенциями двух культур, либо маргинальную идентичность, находясь между двумя культурами, и не овладевая никакой из них, либо приобретает измененную идентичность (в ситуации, когда человек отказывается от собственной идентичности принимает доминирующую в данной среде).



Кроме этого, в формировании этнической идентичности важную роль играют язык и территория проживания: общность языка и места формируют единство этнической общности. Однако сейчас, с развитием технологий связи и повышенной миграцией, язык и общность территории уже перестают играть такое значение: представители разных этнических сообществ могут говорить на одном языке, например, так же, как и представители одной общности могут говорить на разных. Такая ситуация приводит к тому, что люди либо ассимилируются и приобретают измененную идентичность, либо маргинальную, либо декларируемую (человек называет себя как представителя определенной этнической общности, но внутренне причисляет себя к другой) [4, с. 375].

Немаловажную роль играет аффективный компонент в развитии идентичности: он формирует не только позитивный образ собственной этнической группы, но еще благоприятные образы других этнических групп. Аффективный компонент этнической идентичности формирует позитивность-негативность автостереотипов (о собственной этнической группе) и гетеростереотипов (установки на межличностное взаимодействие). Таким образом, у человека формируется либо нормотипичная идентичность (благоприятная оценка собственной идентичности и положительное отношение к другим), либо этноцентрическая идентичность (идет переоценка собственной идентичности и дискриминация других идентичностей), либо негативная идентичность (негативная оценка собственной общности, желание выйти из нее и войти в другую).
Таким образом, формирование этнической идентичности безусловно происходит с ранних лет, а процесс становления заканчивается в подростковом возрасте. Но этническая идентичность, как и любя идентичность, динамична, поэтому внешние обстоятельства могут повлиять таким образом, что человек сам начнет конструировать новую идентичность. В связи с этим, формирование этнической идентичности может происходить естественно (когда родители принадлежат к одной и той же общности), через подражание и принуждение (через включение в традиции, ценности и обычаи), а также произвольно (самостоятельное конструирование идентичности).
Литература:

  1. Маканова Анар Жарулловна. "Этническая идентичность как элемент формирования этнического сознания" Современная высшая школа: инновационный аспект, no. 1, 2011, pp. 78-85 с.

  2. Белинская Е.П. «Этническая социализация подростка» М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

  3. Керимов, М. М. Этническая идентичность как одна из разновидностей коллективной идентичности / М. М. Керимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 950-953. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25175/ (дата обращения: 08.01.2023).

  4. Скрябина К. Ю. Роль языка в формировании этнической идентичности / К. Ю. Скрябина // XXI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: УрФУ, 2018. — С. 371-377.



Вопрос: Опишите основные характерные черты личности и поведения

представителей своей культуры. С этой целью проведите диагностику по

методике «Культура делового общения» (Приложение А) и дайте анализ

результатов.

Ответ:

Тестирование прошли два человека русской национальности, основным выбором был ответ А. Согласно расшифровке теста, основные характерные черты поведения исследуемой культуры согласуются с моноактивной культурой. В деловом общении моноактивные культуры, к которым принадлежат шведы, швейцарцы, датчане, англичане, канадцы, австралийцы, норвежцы и немцы, делают в данный промежуток времени, полностью сосредоточившись, только одно дело, выполняют задание по заранее составленному графику. Люди, принадлежащие к моноактивным культурам, полагают, что при такой организации труда они смогут действовать эффективно и сделать больше.
Вопрос 1:

Разработайте программу тренинга (на выбор студента):

- Тренинг межкультурной коммуникации.

- Тренинг межкультурного взаимопонимания.

- Тренинг разрешения конфликтов.

Ответ: Тренинг разрешения конфликтов.

Цель: Сформировать понятие «конфликт», познакомить с причинами его возникновения и стратегиями поведения в различных конфликтных ситуациях; обучить подростков альтернативным способам разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:

- определить сущность и причины возникновения конфликтов;

- отработать навык конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- познакомиться с основными способами психологического манипулирования и путями защиты от них.
Занятие № 1
Цель: Формулирование понятие конфликта и создание условий для понимания амбивалентного смысла конфликта.
1. Упражнение: «Познакомься» (10 мин).
Инструкция: в начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее, игровое, имя своего друга или знакомого, реального политического деятеля или литературного героя. Предоставляется полная свобода выбора. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам. Ведущий дает 3–5 минут, для того чтобы все участники сделали свои визитки.

3. Упражнение: «Алфавит» (10 мин).
Цель: Снятие эмоционального напряжения, настрой на работу.
Инструкция: 1) Снимите визитки положите на стул обратной стороной. Молча, построитесь по именам на визитках в алфавитном порядке.
2) Молча, постройтесь в алфавитном порядке по фамилии.
4. Упражнение: «Ассоциации» (25 мин).
Цель: Формирование понятия конфликт.
Инструкция: Сейчас я попрошу вас перечислить ассоциации на слово КОНФЛИКТ. Все ассоциации я буду записывать на ватмане, а потом мы их проанализируем». После того как записаны ассоциации необходимо их проанализировать и попытаться составить свое определение, что такое конфликт?
Конфликт – это проявление активности, отстаивание своей позиции, точки зрения. Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, спор.
Что необходимо для развития конфликта?
Необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Американский исследователь М. Дойч подчеркивал, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию (замирание), общества, ведет к его развитию, стимулирует поиск решения проблем, и т.д. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирными средствами, может предотвратить более серьезный конфликт. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до насилия.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: У конфликта есть две стороны – отрицательная и положительная. Если конфликт ассоциируется только с одной стороны (негативной), то можно привести примеры типа «в споре рождается истина». Противоположные интересы людей не всегда ведут к конфликту: например, спортсмены соревнуются друг с другом по всем правилам, в этом случае конфликт не возникает.
Используя известное высказывание, можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому "общество без конфликтов — это мертвое общество". Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковы, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют.
5. Упражнение: «Снежинки» (10 мин)
Цель: Исследование путей появления инцидента, провоцирующего конфликт.
Инструкция: Главное условие этого упражнения: вы работаете молча, каждый самостоятельно выполняет инструкцию. «Возьмите листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё раз пополам. Ещё раз верхний оторвите правый угол. Ещё раз сложите пополам. И ещё раз оторвите правый верхний угол. Теперь можно развернуть листок и показать получившую снежинку одноклассникам».