Файл: Доклад на одну из предложенных тем Ответ Предмет, методологическое значение этнопсихологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 1508
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопрос: Составьте таблицу с классификацией основных подходов в
исследовании этнической общности и их характеристикой.
Ответ:
| Подход | Характеристика |
1 | Примордиалистский подход | объясняют этнические группы как реально существующие группы людей, которые, прежде всего, характеризуются биологическим самовоспроизводством; разделяют базовые культурные ценности, выражающиеся во внешнем единстве культурных форм; образуют единые поля коммуникации и взаимодействия; характеризуются членством, обеспечивающим идентификацию для людей, входящих в состав группы, и признание их другими группами. |
2 | Конструктивистский подход | указывает на то, что этнос не является реальностью, существующей объективно, а конструируется людьми. Данный подход представлен в работах Дж. Мида, Е. Гоффмана, Ф. Барта, P. Дженкинса и др. При этом, в зависимости от того, кто конструирует представления об этносе, с какой целью, содержательное наполнение понятия этничности и ее границ может существенно отличаться. Конструктивисты, чаще всего, подчеркивают значение субъективных элементов (коллективного сознания, коллективной исторической памяти, мифа о едином происхождении, комплекса сходных психологических черт как национального характера). |
3 | Инструменталистский подход | разрабатывается в рамках политологических исследований межэтнических отношений, которого придерживаются Д. Белл, А. Коэн, Дж. Окамура, М. Фишер, К. Янг и др., понимая этничность как идеологию, созданную элитой общества для мобилизации масс и достижения собственных интересов в борьбе за власть. В. А. Тишков, анализируя данный подход, рассматривает этничности как средство, инструмент реализации коллективного стремления «к материальному преимуществу на социо-политической арене». С. Московичи, в свою очередь, утверждает, что этничность выражается в социальной и политической солидарности членов общества. |
Вопрос: Прочитайте работу Г.Г. Шпета «Введение в этническую
психологию» и напишите тезисы (по тексту одного или
нескольких разделов на выбор студента).
Ответ:
I раздел
-
Этническая психология отличается большей неясностью в определении своих задач. -
Уже Гиппократ пробовал связать особенности народных характеров с различиями климата и географических условий. -
Затем этнографическими аргументами пользуется Локк. А XVIII веке начались частые попытки выйти за пределы «индивида» и сделать предметом психологического исследования также «коллектив» — народ и человечество. -
Опыты Изелина, лорда Кемса (Г. Гом), Ферпосона начали наводить на мысль о самостоятельном предмете этнической психологии. -
Антропологии и в особенности психические антропологии конца XVIII и начала XIX века сплошь и рядом содержат в качестве необходимой составной части отдел, посвященный вопросам психологии народов и рас. -
В XIX веке громадное значение имеет идея «духа» и «народного духа». Это отражается в работах Вегелина, Гердера, Гегеля. -
Эта идея получила своеобразное истолкование в школе новой психологии Гербарта. -
Фундамент современной этнической психологии закладывается его последователями - Т. Вайцом и Лацарусом со Штейнталем. Они вводят удержавшееся и до сих пор название науки Völkerpsychologie. -
Нельзя среди их предшественников позабыть имя В. Гумбольдта. Сама этнология, прежде всего в лице Бастиана, шла на поддержку новой науки. -
Наконец, этническая психология Вундта тесно связана опять-таки с новым направлением в психологии, основателем которого является сам же Вундт. -
С другой стороны, идея динамической социологии Ог. Конта среди многочисленных форм своего осуществления нашла и такие, которые преимущественно основываются на данных этнографии и этнической психологии. -
В Англии идея социологии Конта нашла себе поддержку в социологии Спенсера, богатой также материалом этнической психологии; -
Нельзя себе представить осуществления идеи «политической этологии» Дж. С. Милля без поддержки со стороны этнической психологии; значительный вклад в самое содержание этой дисциплины внесли в Англии в особенности Эд. Тайлор и Фрезер. -
Такое разногласие в самом факте признания этнической психологии как особой науки, или дисциплины, или хотя бы отдела науки вызвано крайней неясностью в определении предмета этнической психологии и, следовательно, также ее места среди других наук.
Вопрос: Подберите «батарею» методик по диагностике этнической
толерантности, представьте список этих методик.
Ответ:
Изначально эффективно изучить мотивационные и социальные направления личности;
Эффективны проективные, идеографические методы изучения личности.
- Тест Люшера.
- шкала лжи.
- ТАТ, методика Роршаха;
- тест Сонди;
- незаконченные предложения;
- ассоциативный словесный тест;
- методика Эллиса;
- методика Гилфорда - Салливена;
- автопортрет (письменный);
- метод знаковой социометрии Пирожкова;
- контент-анализ письменной продукции;
Вопрос: Проведите диагностику по «Методике измерения
этноцентризма», разработанной М. Г. Стадниковым, с
несколькими испытуемыми, проанализируйте результаты и представьте их
(количественный и качественный анализ).
Ответ:
В тесте участие приняли трое испытуемых русской национальности.
Математическая обработка. Показатель этноцентризма подсчитывается следующим образом: ответам «полностью согласен» присваивается 5 баллов; «согласен» - 4 балла; «трудно сказать» - 3 балла; «не согласен» - 2 балла; «совершенно не согласен» - 1 балл.
Опросник 1:
Испытуемый 1 – 58 балов
Испытуемый 2 – 62 балла
Испытуемый 3 – 47 баллов
Все испытуемые имеют средний уровень этноцентризма.
Опросник 2:
В тесте участие приняли трое испытуемых русской национальности.
Математическая обработка. Показатель этноцентризма подсчитывается следующим образом: ответам «полностью согласен» присваивается 5 баллов; «согласен» - 4 балла; «трудно сказать» - 3 балла; «не согласен» - 2 балла; «совершенно не согласен» - 1 балл.
Следует иметь в виду, что вопросы 8 и 10 здесь имеют обратные значения, следовательно, ответ «полностью согласен» оценивается в 1 балл, а ответ «совершенно не согласен» — в 5 баллов
Испытуемый 1 – 39 балов
Испытуемый 2 – 43 балла
Испытуемый 3 – 44 баллов
Испытуемые показали средний уровень этноцентризма, второй опросник показал высокое число затруднений в ответе на вопросы.
≥ 75 баллов – высокий уровень развития этноцентризма
35 – 74 баллов– средний уровень развития этноцентризма
≤ 35 баллов – низкий уровень развития этноцентризма
Вопрос:
Подготовьте письменный доклад на одну из предложенных
тем
Ответ: Формирование этнической идентичности.
Одной из традиционных коллективных идентичностей человека является этническая идентичность. Она представляет собой чувство принадлежности индивида к той или иной конкретной этнической общности. «Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. При этом, во-первых, необходимо разводить понятия этнической идентичности и этничности -социологической категории, относящейся к определению этнической принадлежности по ряду объективных признаков: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре, — и иметь в виду, что в реальной жизни этническая идентичность далеко не всегда совпадает с официальной этничностью. Во-вторых, следует помнить, что этническая идентичность может не совпадать с декларируемой идентичностью (причислением себя к этнической общности), которая проявляется в самоназвании, и не сводится к ней. [3].
В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцируемых признаков) и аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней) [1, с. 79].
Процесс идентификации индивида по этническому признаку связан с его осведомлённостью о специфических неотъемлемых чертах своего народа и его культурном своеобразии, а также об отличиях от представителей других народов. Знание это, в свою очередь, обусловлено частотой и характером межэтнических контактов, благоприятным возможностям осуществления которых способствует в большей степени полиэтнический, нежели моноэтнический состав населения непосредственного региона проживания человека. Часто приходится сталкиваться с тем фактом, что в странах, состав населения которых образуется из людей, по происхождению принадлежащих нескольким разным народам, доминирующая этническая группа обладает определёнными преимуществами перед другими общностями. Вследствие этого членство в группе большинства ценится выше и потому более желательно, нежели, когда индивид примыкает к этническим меньшинствам. В данных обстоятельствах процесс этнической самоидентификации личности осложняется тем, что человек, принадлежащий группе этнического меньшинства, оказывается в ситуации сложного выбора между своим фактическим, подлинным происхождением и предпочтением более престижной доминантной этнической общности, сознательным или же неосознанным желанием отождествления с ней. Результатом такой необходимости выбирать часто становится формирование сложной, смешанной идентичности, сочетающей в себе как черты представителей группы этнического большинства, так и элементы, свойственные членам меньшего этнического сообщества [3].
К тому же понятие идентичности подразумевает не только самоотождествление, но и одновременно идентификацию со стороны окружающих людей. И если представления личности о самой себе не совпадают с тем, как её воспринимают другие, если общество ожидает от неё иной поведенческой реакции и культурных проявлений, более привычных и уместных, на взгляд окружения, для данного представителя определённого этноса, к которому оно его приписывает, то процесс идентификации пройдёт по неудачному сценарию и приведёт к очередному кризису идентичности.