Файл: Программа по предмету Ручной труд для 59 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рабочая программа по предмету

«Ручной труд»

для 5-9 классов

Курган, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Курганская школа № 8».

Основная цель предмета по ручному труду разработана на основе программ дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной степенью умственной отсталости. Программа «Ручной труд» направлена на воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, настойчивости, уважения к труду.
Основная задача обучения – формирование общетрудовых умений и навыков: умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущие и итоговые результаты труда. Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасной работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Объем работ, выполнение которых запланировано, невелик. Учителю следует стремиться к тому, чтобы дети доводили начатое дело до конца, имели время для достижения максимального для их возможностей качества изделия.

По мере усложнения условий для творческих задач и перехода от более простого образного решения к более сложному развиваются и такие основные новообразования личности, как произвольность, внутренний план действий и рефлексия.

В процессе обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Материал программы обеспечивает реализацию поставленных целей, учитывает особенности интеллектуального развития учащихся, доступен для понимания и практического воплощения учащимися.

На начальном этапе обучения много времени отводится работе с бумагой и картоном. С этими материалами мы имеем дело постоянно в быту, в повседневной жизни, в школе. Эти материалы легки, довольно прочны на разрыв, обработка их вполне доступна детям. Так, как в классах особый ребенок нет предмета «Трудовое обучение», эта программа дает возможность
освоить детям некоторые трудовые навыки, познакомиться с новыми технологиями. На последующих этапах происходит знакомство на уроках детей с тканью, иглами, нитками.
Курс «Ручной труд» в классах для детей с умеренной умственной отсталостью направлен на образование учащихся с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития личности, формирование общей культуры, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, а, в конечном счёте, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство учащихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР с объектами труда и дает возможность постепенно раскрывать связь между объектами труда и жизнью человека. Специфичность целей, задач и методов работы с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия данного контингента аномальных детей. Основные задачи курса: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий. Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей детей с умеренной умственной отсталостью, учеников 5-9 классов и направлена на минимально доступный им уровень социально-трудовой адаптации. Программа предусматривает усвоение и формирование не только общетрудовых умений, но и развитие творческих способностей учащихся. В программе представлен примерный перечень рекомендуемых к изготовлению предметов. Каждый учитель может выбрать другие объекты работы. Возможность такого выбора предусмотрена самой программой, так как кроме конкретных объектов, в ряде случаев указаны группы изделий «аппликации», «работа с тканью, нитками, тесьмой, шнуром», «ремонт одежды» и т. д. Таким образом, тематика изделий в окончательном виде определяется самим учителем.

На уроках по ручному труду осуществляется тесная связь с такими предметами как: ИЗО, швейное дело, история, естествознание, картонажно-переплетное дело.

В программе предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку. Так при изучении каждой темы, для достижения общей цели дети выполняют отдельные операции по мере своих психофизических возможностей.



На каждом уроке предусматривается выполнение упражнений для развития мелкой моторики пальцев. Это занятие с небольшими тренажерами, коробочками, мешочками с крупами, шариками различных размеров, с маленькими массажными (с шипами) мячиками.
При отборе содержания курса «Ручной труд» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения школьников с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР.
Программа реализует развитие всех психических функций и познавательной деятельности в процессе обучения и коррекция их недостатков.

  1. Сенсорное воспитание.

  2. Воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Эмоциональное и коммуникативное развитие детей.

  3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Самообслуживание.

  4. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к собственным поделкам;

  5. Формирование навыков и умений работы с бумагой, картоном, природными материалами;

  6. Выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитание необходимых установок поведения личностных качеств.


Основное внимание при похождении курса «Ручной труд» уделено коррекционной работе, целью которой, в конечном счёте, является социальная адаптация учащихся и дальнейшее приспособление к жизни.

Структура курса представлена следующими разделами: «Оборудование швейного кабинета, инструменты, приспособления для работы», «Работа с природным материалом», «Работа с пластилином», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью, тесьмой, шнуром», «Ручные стежки», «Ремонт одежды».
Общая характеристика учебного предмета, курса «Ручной труд» в Т классе. На трудовых занятиях предусмотрено развитие внимания, подражания, сенсорных процессов, формирование целенаправленных предметных действий по показу, развитие элементарных конструктивных действий. Эта работа осуществляется в дидактических играх и упражнениях, элементарном конструировании, на занятиях с мозаикой
, с использованием бумаги, с предметами, различных по цвету, форме, величине, отношениям в пространстве.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей.

Программа предусматривает строгую последовательность подачи материала, систематичность накопления чувственного опыта детей, постепенность увеличения количества предметов, с которыми действует ребёнок. Предполагается сочетание индивидуальной работы с подгруппой или группой детей.

Основные формы обучения. Основная форма обучения – урок.
-Комбинированные уроки.

-Уроки сообщения новых знаний.

-Уроки закрепления и применения знаний.
Используемые методы:
1.Расказ учителя.

2.Беседа по теме.

3.Повторение рассказа.

4.Игры с правилами.

5.Инструктаж по технике безопасности перед началом всех видов деятельности.

6.Выставка работ учащихся.

7.Анализ и самоанализ работ учащихся
Вся работа с умерено умственно отсталыми детьми (УУО) базируется на программах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (программа дошкольных ОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта), а также программах специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 1-4 классов.
Место предмета в учебном плане.

На изучение предмета «Ручной труд» отводится:



класс

количество часов в год

5-Т

102

6-Т

102

7-Т

102

8-Т

102

9-Т

102


5-Т класс
Личностные результаты


  1. Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.

  2. Укрепление доверия.



Предметные результаты
Учащиеся должны знать:

  • основные геометрические фигуры;

  • основные цвета и формы;

  • рабочие инструменты и приспособления;

  • технику безопасности при работе в мастерской;

  • правила дежурства и поведения в мастерской.


Учащиеся должны уметь:

  • различать предметы;

  • составлять несложные поделки из бумаги, картона, ткани по показу образцу, словесной инструкции;

  • пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;

  • выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей; коллективные работы из природного и бросового материала;



6-Т класс
Личностные результаты


  1. Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.

  2. Укрепление доверия.

  3. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.



Предметные результаты
Учащиеся должны знать:

  • свойства материалов, с которыми они работают;

  • основные геометрические фигуры;

  • основные цвета и формы;

  • рабочие инструменты и приспособления;

  • технику безопасности при работе в мастерской;

  • правила дежурства и поведения в мастерской.

Учащиеся должны уметь:

  • проявлять интерес к собственным изделиям и поделкам;

  • различать предметы;

  • сравнивать собственную поделку с образцом, отмечая признаки сходства и различия;

  • пользоваться основными материалами, инструментами и приспособлениями для ручного труда – ножницами, клеем, салфетками, тряпочкой, кисточкой для клея, клеёнкой;

  • выполнять следующие приёмы работы с бумагой – складывание пополам, по прямой линии, диагонали, резание бумаги, намазывание, наклеивание, склеивание частей; коллективные работы из природного и бросового материала;

  • доводить начатую работу до конца.


7-Т класс
Личностные результаты


  1. Воспитание чувства уважения друг друга, ко взрослым.

  2. Укрепление доверия.

  3. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

  4. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

Предметные результаты
Учащиеся должны знать:

  • свойства материалов, с которыми они работают;

  • основные геометрические фигуры;

  • основные цвета и формы;

  • рабочие инструменты и приспособления;

  • технику безопасности при работе в мастерской;

  • правила дежурства и поведения в мастерской.