Файл: Договор розничной куплипродажи дистанционная торговля.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Договор розничной купли-продажи является консенсуальным, возмездным, взаимным и публичным.
Реализация указанного права сопряжена с соблюдением ряда условий, установленных законом.
Во-вторых, обмену подлежат только непродовольственные товары.
1.3 Последствия продажи товаров ненадлежащего качества
В случае продажи ему товара ненадлежащего качества розничный покупатель вправе по своему усмотрению:
а) требовать безвозмездного устранения недостатков;
б) требовать соразмерного уменьшения покупной цены;
в) требовать возмещения расходов на устранение недостатков покупателем или третьим лицом;
для требования о возврате уплаченной за товар денежной суммы - изготовитель или импортер.
2.1 Понятие дистанционной торговли
В следствии того, что договор заключается дистанционно – он имеет свои особенности. А именно:
1. Интернет-магазин обязан публиковать на своем сайте договор оферты;
3. Добавились новые обязательные позиции такие как: ОГРН, электронный адрес и телефон.
6. Магазин обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях.
дoгoвор являeтся публичным, пoскoльку дoлжен зaключаться с кaждым, ктo oбратится к прoдавцу;
Право покупателя на отказ от договора, заключенного дистанционным способом предусмотрено п. 4 ст. 497 ГК, п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей.
При продаже товаров дистанционным способом покупатель при заключении договора лишен возможности прямого контакта не только с самим товаром, но и с его образцом. В подобной ситуации договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках, посредством средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Учитывая, что, приобретая товар по образцам или дистанционным способом, покупатель не имеет возможности непосредственно оценить его качество и потребительские свойства, закон предоставляет покупателю право на безмотивный односторонний отказ от договора до передачи товара22. Поскольку соответствующее право не связано с допущенными розничным продавцом нарушениями, покупатель, отказывающийся от договора, обязан возместить необходимые расходы продавца, связанные с исполнением договора.
Так, п. 4 ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей предусматривает возможность потребителя, заключившего договор дистанционным способом, отказаться от товара надлежащего качества не только в любое время до его передачи, но и в течение 7 дней после передачи товара (либо в течение 3 месяцев с момента передачи товара, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена потребителю в письменной форме в момент доставки).
Обязанности продавца товаров дистанционным способом чуть больше, чем при классической оффлайн-торговле через розничные магазины. Итак, дистанционные продавцы обязаны:
-
организовать доставку продукции до покупателя или по указанному адресу. Ни один оффлайн-магазин не обязан этого делать, а вот интернет-магазины должны. Способ при этом неважен, главное само наличие такой возможности. Об этом говорит третий пункт “Правил продажи товаров дистанционным способом”. Это не исключает других возможностей забрать товар у продавца, например, получить его на пункте выдачи или на складе интернет-магазина (самовывозом); -
предупредить покупателя о том, что перед началом применения нужно воспользоваться услугами по подключению, настройками или сборке. Например, стиральную машинку надо присоединить к системам канализации и водоснабжения, мебель - собрать, а на компьютер понадобится установить операционную систему, антивирус или пакет программ; -
продавец должен довести до сведения покупателя ряд обязательных сведений о товаре. Среди них - основные потребительские характеристики, местонахождение, страну-производителя, данные о самом интернет-магазине: его названии, адресе и так далее; -
также необходимо рассказать об условиях оплаты и доставки, гарантиях продавца и производителя, сроке действия предложения, если оно ограничено во времени, а также сроке годности и времени эксплуатации; -
еще один важный момент: интернет-магазин не имеет права оказывать любые услуги без прямого согласия покупателя; -
интернет-магазин должен информировать покупателя о правилах торговли, законе о защите прав потребителей и сообщать другую информацию, предусмотренную законами.
2.3 Обновленные правила продажи дистанционным способом
Ввиду ситуации, произошедшей весной 2020 года, а именно, мировая пандемия и массовый карантин, распространяющий своё действие, непосредственно, на всех граждан, привели к общему пересмотру традиционных способов ведения, управления и развития экономических процессов на государственном уровне и в предпринимательских структурах, в частности.
Адаптационные антикризисные механизмы оказались неэффективными в условиях неработающих предприятий, когда хозяйственная деятельность предпринимательских структур на государственном уровне была полностью приостановлена сроком на полгода. После снятия ограничительных мер, каждое пятое предприятие малого бизнеса не смогло возобновить работу, а к августу 2020 года в России закрылось более миллиона предприятий.
В новых условиях традиционный формат торговли повсеместно стал замещаться онлайн торговлей. Онлайн торговля или дистанционная торговля, напротив, получила дополнительные конкурентные преимущества, поскольку отсутствие физического магазина как такового предполагало функционирование в обычном режиме, еще и с тенденцией нарастающего спроса. Переход продаж в форму онлайн породило отличный толчок для развития электронной торговли крупных компаний и послужило великолепной основой для устойчивой и стабильной торговли малому бизнесу.
Так как дистанционная торговля стала иметь приоритетное место в ряду розничной купли-продажи, покупатели и потребители начали сталкиваться с рядом проблем при осуществлении покупок и продаж.
Поэтому с 2021 г. в силу вступили обновленные правила продажи дистанционным способом, которые включают в себя такие нововведения как:
1. Обязанность бизнеса публиковать оферту.
Раньше об оферте в правилах ничего не было. Этот момент определялся желанием самого продавца. Но на данный момент важен факт публикации оферты, но неважно на какой именно из платформ интернета он это делает: на сайте, в приложении или в социальных сетях23.
2. Условия продажи не действуют, пока бизнес их не подтвердил.
Магазин техники ошибся и вместо ценника в 10 000 р. за телевизор указал на сайте 1000 р. Покупатель увидел низкую цену, обрадовался и оформил заказ. Даже если он еще не оплатил, сам факт заказа — и есть то самое намерение. Формально магазин был обязан продать телевизор с огромной скидкой. Бизнес по-разному обходил эту проблему, например, использовал вариант с предзаказом. Но такой вариант подходил не каждому бизнесу и был на грани с законом.
Но теперь новое постановление дает решать бизнесу самостоятельно, когда у него возникает обязанность передать товар покупателю. Обычно это тот же предзаказ, только теперь полностью легальный. Все условия должны быть в оферте. Данные изменения стали страховкой для бизнеса в виду ошибки, изменения курса рубля и прочего. Пока компания не подтвердила, что готова продать товар или услугу на условиях с сайта, покупатель не вправе его требовать24.
3. Подробная контактная информация.
Ранее контактные данные присутствовали, но не в расширенном формате. Теперь же добавились новые обязательные позиции такие как: ОГРН, электронный адрес и телефон. Указанная информация доводится до потребителя посредством ее размещения на сайте (при его наличии) и (или) странице сайта в сети «Интернет» (при его наличии), а также в программе для электронных вычислительных машин (при ее наличии). Изменения по больше части повлияли только на покупателей, теперь у них больше контактов для связи с магазином25.
4. Процесс для обращения.
Ранее в законе не были закреплены чёткие условия того, может ли бизнес требовать определенного порядка при разбирательствах или нет, то теперь у бизнеса появилась возможность самому решать, как он готов принимать заявления, если покупателю что-то не понравилось. То есть бизнес обязан для собственной защиты интересов прописать процесс обращения при недовольстве покупателя, если его не прописать, то покупатель может подать жалобу в любом варианте, хоть смс сообщением и проблему непрочитанного статуса этого сообщения будет решат далеко не покупатель. Итог данного нововведения заключается в том, что интернет магазины и покупатели получили больше возможностей для защиты своих интересов. Условный магазин может выбрать удобный для себя способ, а если он этого не сделал — покупатель вправе поступать так, как ему удобно26.
5. Возврат техники и ювелирных украшений.
В законе «О защите прав потребителей» закреплен список товаров для покупок в офлайн-магазинах, которые не имеют возвратную основу, если нет брака.
Пример:
ювелирные украшения;
технически сложные товары;
медицинские товары;
мебельные гарнитуры;
Для онлайн-магазина такого списка не было, но теперь Постановление утвердило, что онлайн-бизнес обязан принимать некоторые товары, даже если нет брака или, как говорится в законе, они надлежащего качества.
Теперь точно обязан принять:
ювелирные украшения, например, кольца, серьги;
технически сложные товары, например, бытовую технику, электронику, часы с двумя и более функциями, некоторый транспорт.
К возврату есть требования, и они такие же, как для покупок в офлайн-бизнесе. Покупатель должен: сохранить потребительские свойства и товарный вид. Это значит, что на товаре не должно быть никаких сколов, царапин, пятен и так далее; показать документ, который подтверждает факт покупки. Точного списка нет, но, согласно сложившейся практике, подходит чек, выписка из банка и даже свидетельские показания27.
6. Подтверждение заказа и условия покупки.
Ранее после оформления заказа не следовало никакого подтверждения от продавца. Теперь же было введено, что магазин обязан подтвердить, что именно оформил клиент и на каких условиях. Как это сделать утверждает магазин, может как смс на телефон, так и письмом на почту. Главное — зафиксировать условия в оферте. В подтверждение должно быть: факт заказа и идентификация заказа, то есть его номер
О других условиях можно рассказать в оферте:
1. Что именно было заказано, название товаров и их количество;
2. Условия доставки;
3. Условия самовывоза28.
7. Разрешена продажа биоактивных добавок к пище и дистанционным способом могут приобретаться лекарственные средства. Правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам утверждены Правительством РФ29.
Заключение