Файл: Методика расчета рыночной цены на продукцию предприятия.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
совершаемой сделки и действуют в своих интересах;
3)объект оценки находится на открытом рынке при использовании публичной оферты, типичной для таких же объектов оценки;
4)цена сделки есть разумное вознаграждение за объект оценки и нет принуждения к совершению сделки по отношению к каждой стороне сделки;
5)оплата за объект оценки будет осуществляться в денежной форме.
Рыночная стоимость определяется нормативами и стандартами (государственными и профессиональными), в соответствии с которыми создаются методики расчета их значений в денежном выражении.
Рыночная стоимость определяется оценщиком, в следующих случаях:
1)при изъятии имущества для государственных нужд;
2)при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;
3)при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;
4)при определении стоимости не денежных вкладов в уставный (складочный) капитал;
5)при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;
6)при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.
До настоящего времени не существует единого, сколько-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения:
По признаку первопричины существования цены можно выделить три подхода к теории цены:
1)цена как производственное отношение (возникает в производстве и им определяется);
2)цена - обменное отношение (формируется рынком);
3)цена - в равной степени производственное и обменное отношение.
По признаку уровня цены как предмета теории цены разделяют
теорию абсолютного уровня цены (монетаристская концепция - уровень цен определяется исключительно массой денег в обращении; кейнсианская концепция - исключительно соотношением спроса и предложения)
Теорию относительного уровня товарных цен (соотношения цен), которая получила статус центральной проблемы теории цены и связана, в первую очередь, с определением факторов, влияющих на цены.
По признаку абстрактности (степени практического применения) выделяются:
1)политэкономическая или микроэкономическая теория цены, т.е. создание моделей равновесного соотношения (структуры) цен на основе тех или иных посылок (например, взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции);
2)рыночно-структурная теория цены (маржинализм, неоклассическая теория цены);
3)прикладная часть теории цены (маркетинг цен).
По признаку первичности цены или стоимости (ценности). По мнению большинства экономистов, цена - это денежное выражение стоимости. Маржиналисты же считали, что первична не стоимость, а цена.
По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
1)Оптовые цены- это цены , по которым реализуется и закупается продукция предприятий независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. их различают на:
а)оптовые цены предприятия - это цены изготовителей продукции, по которым они продают продукцию потребителям.
б)оптовые (отпускные) цены промышленности - это цены, по которым организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям- производителям.
формула расчёта: Оптовая ( отпускная ) цена промышленности = оптовая цена предприятия + издержки снабженческо - сбытовой организации + прибыль снабженческой и оптовой организации + ндс
2)закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;
3)розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовуму покупателю, преимущественно населению;
сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
Цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.
В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются:
1)свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся:
цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя;
цена предложения – рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок;
цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;
2)регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).
В числе регулируемых цен выделяют:
1)предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию ил услуги;
2)фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменить возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.
По способу установления и фиксации.Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:
1)твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Твердая цена применяется в сделках:
а)с немедленной поставкой;
б)с поставкой в течение короткого срока;
в)предусматривающих длительные сроки поставки;
г)подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);
2)скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
С учетом фактора времени выделяются:
1)постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;
2)сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;
3)ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
По способу получения информации об уровне цены:
1)справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
2)прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;
3)расчетная цена – применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
В зависимости от вида рынка:
1)аукционные цены – цены публичной продажи по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателями партию товаров (лот); устанавливается в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
2)биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;
3)цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
4)Внутрифирменные, или трансфертные цены– это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
По условиям поставки и продажи различают:
1)цена-нетто – цена на месте купли-продажи;
2)цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает, до кокого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы:
1)франко-склад продавца – все расходы по доставке несет покупатель;
2)франко-склад покупателя – все расходы оплачиваются продавцом.
3)объект оценки находится на открытом рынке при использовании публичной оферты, типичной для таких же объектов оценки;
4)цена сделки есть разумное вознаграждение за объект оценки и нет принуждения к совершению сделки по отношению к каждой стороне сделки;
5)оплата за объект оценки будет осуществляться в денежной форме.
Рыночная стоимость определяется нормативами и стандартами (государственными и профессиональными), в соответствии с которыми создаются методики расчета их значений в денежном выражении.
Рыночная стоимость определяется оценщиком, в следующих случаях:
1)при изъятии имущества для государственных нужд;
2)при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества;
3)при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке;
4)при определении стоимости не денежных вкладов в уставный (складочный) капитал;
5)при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства;
6)при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.
До настоящего времени не существует единого, сколько-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения:
По признаку первопричины существования цены можно выделить три подхода к теории цены:
1)цена как производственное отношение (возникает в производстве и им определяется);
2)цена - обменное отношение (формируется рынком);
3)цена - в равной степени производственное и обменное отношение.
По признаку уровня цены как предмета теории цены разделяют
теорию абсолютного уровня цены (монетаристская концепция - уровень цен определяется исключительно массой денег в обращении; кейнсианская концепция - исключительно соотношением спроса и предложения)
Теорию относительного уровня товарных цен (соотношения цен), которая получила статус центральной проблемы теории цены и связана, в первую очередь, с определением факторов, влияющих на цены.
По признаку абстрактности (степени практического применения) выделяются:
1)политэкономическая или микроэкономическая теория цены, т.е. создание моделей равновесного соотношения (структуры) цен на основе тех или иных посылок (например, взаимодействия спроса и предложения в условиях свободной конкуренции);
2)рыночно-структурная теория цены (маржинализм, неоклассическая теория цены);
3)прикладная часть теории цены (маркетинг цен).
По признаку первичности цены или стоимости (ценности). По мнению большинства экономистов, цена - это денежное выражение стоимости. Маржиналисты же считали, что первична не стоимость, а цена.
1.2 Виды цен
По характеру обслуживаемого оборота различают следующие виды цен:
1)Оптовые цены- это цены , по которым реализуется и закупается продукция предприятий независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. их различают на:
а)оптовые цены предприятия - это цены изготовителей продукции, по которым они продают продукцию потребителям.
б)оптовые (отпускные) цены промышленности - это цены, по которым организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям- производителям.
формула расчёта: Оптовая ( отпускная ) цена промышленности = оптовая цена предприятия + издержки снабженческо - сбытовой организации + прибыль снабженческой и оптовой организации + ндс
2)закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, предприятиям, промышленным предприятиям для последующей переработки;
3)розничные цены – цены продажи товаров индивидуальному или мелкооптовуму покупателю, преимущественно населению;
сметная стоимость – цена, по которой оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);
Цены и тарифы на услуги населению – особый вид розничной цены на услуги жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, гостиничного и туристического дела, бытового обслуживания и т.д.
В сфере обращения действуют скидки-наценки (оптово-сбытовая, розничная). Разница между ценой реализации товара снабженческо-сбытовой организации и оптовой ценой предприятия-поставщика представляет собой снабженческо-сбытовую надбавку (наценку). Разница между оптовыми ценами покупки (закупки) и продажи, между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).
В зависимости от государственного воздействия и регулирования, степени конкуренции на рынке различаются:
1)свободные цены (рыночные цены) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке.
К свободным ценам относятся:
цена спроса – цена, которая складывается на рынке покупателя;
цена предложения – рыночная цена, которая указывается в официальном предложении продавца (оферте) без скидок;
цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;
2)регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их условия. Регулируемые цены могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).
В числе регулируемых цен выделяют:
1)предельные цены – это такие цены, выше которых предприятия не могут устанавливать цену на свою продукцию ил услуги;
2)фиксированные цены – цены, устанавливаемые на определенном уровне; их изменить возможно только по решению того органа или субъекта рынка, который утвердил их.
По способу установления и фиксации.Эти виды цен устанавливаются в договоре, контракте. Среди них выделяются:
1)твердая цена (постоянная) – цена, которая устанавливается в момент подписания договора и не меняется в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту.
Твердая цена применяется в сделках:
а)с немедленной поставкой;
б)с поставкой в течение короткого срока;
в)предусматривающих длительные сроки поставки;
г)подвижная цена – цена, зафиксированная в договоре с оговоркой о том, что она может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (повысится или понизится);
2)скользящая цена – устанавливается на изделия, требующие длительного срока изготовления. Исчисляется с момента исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.
С учетом фактора времени выделяются:
1)постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен;
2)сезонная цена – вид закупочных или розничных цен на товары, носящие сезонный характер; определяется путем применения скидок с первоначальной продажной цены, действует в течение определенного периода времени;
3)ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
По способу получения информации об уровне цены:
1)справочные цены – публикуются в каталогах, прейскурантах, экономических журналах, справочниках и в специальных экономических обзорах; используются в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;
2)прейскурантная цена – вид справочной цены, публикуемой в прейскурантах фирм-продавцов;
3)расчетная цена – применяется в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам; рассчитывается и обосновывается поставщиком для каждого конкретного заказа с учетом технических и коммерческих условий данного заказа.
В зависимости от вида рынка:
1)аукционные цены – цены публичной продажи по максимальному предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателями партию товаров (лот); устанавливается в результате изменения соотношения между спросом и предложением;
2)биржевые котировки – цены стандартизированного однородного товара (в том числе ценные бумаги), реализуемого через биржу;
3)цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, основанной на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
4)Внутрифирменные, или трансфертные цены– это цены, применяемые внутри предприятия (фирмы) при реализации продукции между подразделениями предприятия (фирмы), а также между различными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию, организационную форму. Трансфертная цена может устанавливаться как на готовые изделия, полуфабрикаты, сырье, так и на услуги (работы), в том числе управленческие.
По условиям поставки и продажи различают:
1)цена-нетто – цена на месте купли-продажи;
2)цена-брутто (фактурная цена) – определяется с учетом условий купли-продажи (вида и размера потоварных налогов, наличия и уровня скидок, вида франко и условий страховки). Термин «франко» означает, до кокого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы:
1)франко-склад продавца – все расходы по доставке несет покупатель;
2)франко-склад покупателя – все расходы оплачиваются продавцом.