Файл: Методика расчета рыночной цены на продукцию предприятия.docx
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Все названные ценовые функции взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, а в некоторых случаях вступают в конфликт. Таким образом, функция стимулирующих цен усиливает функцию уравновешивания спроса и предложения, способствуя увеличению производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть сдерживающую роль (когда она снижается), что приводит к сокращению предложения товаров. Это, в свою очередь, приводит к необходимости согласования спроса и предложения, когда предложение превышает спрос.
Функция распределения цены тесно взаимодействует с функцией цены как критерия рационального распределения производства, способствуя притоку капитала в те отрасли и секторы экономики, где существует повышенный спрос на определенные товары и где относительно высокий норма прибыли формируется.
Учетная функция цены часто вступает в конфликт почти со всеми другими функциями, особенно с функциями стимулирования и распределения, а также функцией уравновешивания спроса и предложения, поскольку в рыночных условиях под влиянием многих факторов цена довольно часто существенно отклоняется от затрат на производство и продажу.
В экономической жизни взаимосвязи и взаимозависимости между различными ценовыми функциями гораздо сложнее и разнообразнее, что должно стать предметом исследования маркетинговых услуг предприятий (фирм).
ГЛАВА 2. Ценообразование
2.1 Факторы ценообразования
Ценообразование - неотъемлемая и важная часть маркетинга. Существует множество методов ценообразования, требующих знаний не только в области бухгалтерского учета и финансов, но и в области психологии.
Вся ценовая политика компании строится на поставленных целях, которые определяются решениями, принимаемыми в области выбора целевых рынков и позиционирования товаров.
Прежде всего, фирма должна решить, каких целей она стремится достичь с помощью того или иного продукта.
Цели ценообразования очень разнообразны и формируются с учетом политики и стратегии предприятия на рынке. Целей может быть несколько, и их реализация возможна как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Он по-разному влияет на разные целевые параметры - прибыль, оборот или рыночную долю предприятия - и уровень цен. Задача ценовой политики - найти оптимальный баланс максимально возможного количества целей.
Выбирая цели на основе продаж, предприятие заинтересовано в увеличении объемов продаж или увеличении доли рынка. Голы выбраны по одной из трех причин:
1)компания заинтересована в насыщении рынка или росте продаж - шаг к контролю над рынками и стабильной прибыли;
2)компания стремится к максимальному увеличению объемов продаж и готова пойти на снижение дохода на единицу продукции с целью получения большей массы прибыли
3)Компания считает, что больший объем продаж снизит размер относительных затрат.
Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, руководствуются ее максимизацией и окупаемостью. Эти цели не полностью учитывают текущие рыночные условия, реакцию конкурентов и игнорируют контроль над ценами. В конечном итоге это может привести к потере прибыли.
При выборе целей, направленных на поддержание текущей ситуации, компания стремится избегать негативных действий государства, минимизировать влияние конкурентов, поддерживать связи с участниками каналов сбыта, противодействовать появлению новых конкурентов, сокращать запросы поставщиков или стабилизировать цены. Однако не следует полагать, что достижение этих целей не требует особых усилий. В любом случае предприятиям необходимо принять систему мер по адекватному реагированию на внешние факторы, чтобы сохранить стабильность и благоприятный климат.
Лидерство в качестве может быть целью ценообразования. Эта цель влечет за собой установление высокой цены на продукт, если компания находится выше средней по отрасли. В этом случае наценка оплачивается за качество работы.
Некоммерческие предприятия или общественные организации могут руководствоваться определенными целями ценообразования. Например, университеты могут покрыть хотя бы часть расходов, а общественные организации устанавливают чисто символические цены.
В Связи с переходом к рыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде ценовая политика предприятия является ключевым фактором продвижения товаров на рынок. Правильное ценообразование на товары способствует развитию предприятия, формированию его имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции.
Определение цены - одна из самых сложных задач, стоящих перед любым предприятием. И именно цена предопределяет успех предприятия - объем продаж, выручку и прибыль. Очень важно установить цену таким образом, чтобы она не была слишком высокой или слишком низкой. Рынок диктует условия для выживания. Поэтому правильно выбранная ценовая политика, грамотная тактика ценообразования, экономически выверенные методики ценообразования - это основа успешной работы любого предприятия, независимо от формы собственности.
Сложность ценообразования заключается в том, что цена является конъюнктурной категорией. На его уровень существенно влияет комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться стоимостным фактором, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.
В то же время ценовая политика многих фирм, особенно в России, часто оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее частые ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на затраты; цены плохо адаптированы к изменениям рыночной ситуации; цены недостаточно структурированы для различных вариантов продукта и сегментов рынка и др. В некоторых случаях эти ошибки приводят к значительным убыткам, а иногда и к банкротству предприятий. Эти недостатки во многом связаны с наследием плановой экономики, когда цены определялись директивами или только на основе затрат.
Сущность цены и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по купле-продаже товаров.
Это сложная экономическая категория за счет товарного производства, в которой экономические отношения проявляются в основном через рынок. В экономической литературе есть несколько определений этого понятия. Цена - это денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется стоимостью труда на производство товаров, то есть имеет трудовой характер.
Другое определение цены имеет более широкое рыночное определение. Цена - это форма выражения стоимости товаров, проявляющаяся в процессе их обмена.
Цена - это экономическое понятие, существование и важность которого не нужно никому объяснять и доказывать. С детства, как только человеку приходится самому наблюдать за покупкой или участвовать в ней, он на повседневном уровне понимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизни других людей.
Высокая цена означает, что товар стоит дорого и требует больших денег для покупки, низкая цена означает более дешевую и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность - это не только индивидуальная, социальная категория. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление товаров, предоставление услуг. Здесь все цены вместе взятые, с учетом их формирования и изменения, выступают как общий, единый целостный ценовой механизм.
В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель платит продавцу за приобретенный товар. В рыночной экономике цена - это характеристика продукта на рынке. В нем сконцентрированы такие базовые концепции рыночной экономики, как потребность, спрос, спрос, предложение и т. д.
При широком использовании в любом типе экономики (централизованной, рыночной, смешанной) цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В плановой экономике цена действует как внешний регулятор, инструмент влияния со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка. Цена - это рыночный фактор, на который влияют рыночные законы: спрос и предложение, конкуренция, монополизация.
По классической схеме возможны следующие варианты:
1)если спрос превышает предложение (потребительский рынок), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2)конкуренция между продавцами (потребительский рынок) приводит к снижению цены и стабилизации ее на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цен;
3)монополизация превращается в установление завышенных цен на товары, продаваемые монополиями, и заниженных цен на товары, покупаемые монополиями.
Цены, несомненно, являются тонким, гибким инструментом и в то же время довольно мощным рычагом для роста экономики.
В ценовом механизме следует различать две взаимодействующие части:
1)Цены, их виды, структура, размер, динамика изменения;
2)Ценообразование - метод, правила установления, формирования новых цен и изменения существующих.
Ценообразование является движущей силой механизма ценообразования. Фактически, это предопределяет значение цены. Но чаще всего цены скрыты от нас, и мы видим цены на самом деле. Цены и ценообразование составляют в своем единстве механизм ценообразования.
Цена - конечный показатель, характеризующий товар; он в равной степени учитывает интересы всех участников обменного процесса - производителей и потребителей.
Ценообразование - это процесс ценообразования на товары и услуги. Традиционно существуют две противоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование и централизованное (государственное) ценообразование.
Ценообразование - это та область, о которой руководители предприятий редко говорят с большим удовольствием и которая является для них самой сложной. Фирма стремится обеспечить максимальную разницу между стоимостью продукта для покупателя, которую он готов заплатить, и затратами, которые необходимы фирме для создания продукта с такими свойствами. Задача ценообразования состоит в том, чтобы сделать из этой разницы как можно большую прибыль фирмы и как можно меньше - для прибыли покупателя.
Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том, что цены здесь устанавливаются в соответствии со спросом и предложением владельца или производителя товара. Правительство может регулировать цены только на ограниченный круг товаров. Устанавливать свои правила игры и подходы к ценообразованию становится прерогативой государства. Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукцию предприятий-монополистов, на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защиту определенных групп населения.
Цены являются основным фактором при решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров или услуг, расчет затрат на производство, определение объема инвестиций.