Файл: Психология образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова»
(ФГБОУ ВО «БГУ»)
Педагогический институт
Кафедра психологии детства
Реферат
Проективные рисуночные методики
Направление подготовки «44.03.02 Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования»
Выполнил: студентка 4 курса
07200с группы (заочное отделение)
Токмакова Любовь Андреевна
Проверил:
Будаева Эржена Владимировна, старший преподаватель
Улан-Удэ
2023

2
Содержание
Введение ............................................................................................................... 3 1. История возникновения рисунка, как метода диагностики ........................... 3 2. Роль рисунка в психологической диагностике ............................................... 7 3. Характеристика психологических рисуночных тестов .............................. 9 4. Основные критерии оценки рисунка
............................................................ 11 5. Рисунок несуществующее животное............................................................. 13 6.Заключение ..................................................................................................... 19
Список литературы ........................................................................................... 20

3
Введение
Проективные техники - методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.
Проекция - особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.
Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии.
Главная особенность проективных методик может быть обозначена как относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла разыграться, даются довольно краткие инструкции.
Графические проективные методики используются не только с диагностическими, но и с терапевтическими целями: считается, что благодаря полученной возможности выразить себя в рисунке, индивид не только обнаруживает некоторые свои черты и переживания, но также и освобождается от последних.
В нашей стране проективные тесты до недавнего времени широко не использовались, но в последнее время усилился интерес к данным методикам и появилось много авторских разработок по их использованию поэтому наше обращение к теме исследования проективных методик, можно считать актуальным.
Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл.
Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания.
1. История возникновения рисунка, как метода диагностики
Рисование, как и другие виды творчества, всегда было частью процесса коммуникации. В первобытные времена, люди вырезали на камнях и на стенах пещер,


4 чтобы выразить свои чувства и эмоции. Они заходили в темные пещеры, чтобы рисовать на скалистых стенах изображения, большей части животных, которые являлись частью какого - либо ритуала. Самые ранние работы относятся примерно к сроку в 20 000 лет до н. э., к периоду Палеолита и были найдены в современной Испании и южной Франции.
То немногое что нам известно о ранней истории человечества дополнено этими рисунками и пиктограммами. Эти рисунки и другие объекты искусства были изучены археологами, как первые попытки людей выражать свои идеи и эмоции. Эти базовые, но очень выразительные записи должны рассматриваться, как начало межличностного общения, как археологами, так и искусствоведами.
Врачи и психологи тоже пытаются понять этот эстетический опыт, объясняя процессы, вовлеченные в творческий акт, анализируя гениальность художников и исследуя смысл их работ. В течение последнего века наблюдается всплеск интереса к использованию рисования для описания эмоциональных и психологических аспектов индивидуального творчества в лечении.
По всей Европе в конце 1800 и начала 1900 годов рос интерес к творчеству душевно больных людей. Эти рисунки вскоре стали основным полем для дискуссий специалистов в области душевного здоровья по вопросу критериев различных психопатологий. Многие исследователи тех лет верили, что художественное выражение поможет подтвердить диагноз, особенно в отношении серьезных форм душевных расстройств, таких как шизофрения.
Например, работа французского исследователя Августо Тардье «Судебно- медицинское исследование безумия» (Etude Medico-legale sur la Folie – 1872 г.) включала в себя рисунки пациента как диагностический критерий эмоциональных нарушений.
Также Чезаре Ломброзо (Lombroso 1835 - 1909 гг. – итальянский судебный психиатр) попытался продемонстрировать, что художественное творчество душевно больных дает нам возможность увидеть их внутренний мир.
Так, в 1904 году стало известно об исследованиях Р. Шутейна, который пытался найти основы в периодизации развития рисунка (стадии развития рисунка).
В России клинико-психологические исследования интеллектуального развития с применением рисунка в составе тестового материала (а не в качестве рисуночных тестов) начались в 1909 году отечественным невропатологом и дефектологом Григорием
Ивановичем Россолимо. Он изучал элементарные изобразительные способности (к рисованию) на различных группах обследуемых, чтобы выявить индивидуальные различия в норме и патологии.


5
В 1913 г. американским психологом Эдвардом. Ли Торндайком, который занимался исследованиями проблем обучения людей и животных, проводилась работа по классификации рисунков и их качественной оценке.
В 1921 г. английский психолог Сирил Людовик Барт, специалист в области психологии интеллекта, составил количественную шкалу, оценивающую рисунок мужской фигуры, выполненный детьми в возрасте от трех до четырнадцати лет.
С 20-х годов 20-го века начинается развитие собственно рисуночных тестов.
Первую стандартизованную рисуночную методику разработала американский психолог Флоренс Лаура Гудинаф. Она впервые в истории психодиагностики сделала практическое обоснование гипотезы о том, что рисунок знакомого объекта
(рисунок человека), выполненный ребенком, отражает степень усвоения им ключевых понятий и таким образом указывает на его уровень развития интеллекта. Практически это было зафиксировано в 1926 году в работе Ф. Гудинаф «Измерение интеллекта с помощью рисунка». Созданный ею тест «Нарисуй человека» (Draw A Man Test), отличался от тестов интеллекта, существовавших ранее. Он позволил достаточно точно оценить уровень умственного развития ребенка, причем достаточно независимо от уровня усвоенных им знаний и навыков, в том числе и навыков рисования. Тест предназначался для детей от трех до тринадцати лет.
Ф.
Гудинаф стандартизировала тест
«Нарисуй человека», предложив количественную шкалу, по которой дается оценка 51-му элементу рисунка.
Уровень интеллектуального развития ребенка определялся на основании полученных им оценок за завершенность рисунка (наличие основных элементов), точность и моторную координацию (характер линий).
Этот рисуночный тест в неизмененном виде применялся до 1963 года, завоевав за этот промежуточный период времени широкую популярность.
В 1920—1930 годах 20-го века клинические исследования с применением рисуночного метода проводились Львом Семеновичем Выготским (1927 г.), который назвал рисование графической речью.
В 1935 году Александром Романовичем Лурия была предложена методика пиктограммы. Она была создана для исследования памяти и основывалась на идее Л.С.
Выготского об опосредованной природе запоминания (наличии взаимосвязей слова и образа).
Метод пиктограммы заключался в том, что человек должен был придумать образ, пригодный для запоминания, и нарисовать его так, чтобы рисунок потом помог ему вспомнить заданное слово. Качество рисунка при этом роли не играет.


6
Например, предлагались такие словосочетания: веселый праздник, вкусный ужин, развитие и т.д.
Этот метод пиктограммы сразу начал широко применяться при изучении расстройств мышления и памяти и до сих пор активно используется в психологических исследованиях.
Зигмунд Фрейд (1933) тоже обращал много внимания на художественные произведения и их авторов. Он предположил, что внутренние конфликты и невротические напряжение побуждают авторы изливать свои эмоции на холсте. И для художника, и для пациента конечный продукт, это их уникальный путь, отражающий внутреннюю борьбу и их личный взгляд на смысл жизни.
Фрейд также предположил, что символы представляют собой забытую память и выражаются во снах или творчестве во время психического напряжения. Символы, по Фрейду, скрывают внутреннюю тревогу и защищают человека от переполнения внутренним напряжением. В своих записях он объясняет как образы, приходящие во сне некоторым пациентам гораздо проще нарисовать, чем объяснить словами. С приходом психоанализа Фрейда и дальнейшим развитием психоаналитической теории, психотерапевты стали использовать символизм рисунков в своей ежедневной терапевтической практике.
Со своей стороны Карл Юнг (1971) тоже утверждал, что символы представляют собой часть индивидуального опыта, который может быть понят через анализ. Он делал акцент на творчество, как первичный компонент терапевтического процесса, отдавая особую важность индивидуальным рисункам, в которых можно было наблюдать архетипы универсального значения. Юнг часто предлагал своим клиентам рисовать, и он считал, что такое использование фантазии – через символическое творчество - было путем диагностики и исцеления.
В соответствие с исследованиями Фрейда и Юнга в области бессознательного, арт-терапевты и другие, кто ценили возможности интерпретации продуктов искусства, заложили основы для диагностических возможностей рисунка и интегрировали это в психоанализ. Эти психотерапевты поняли, что вербальная коммуникация сама по себе недостаточно для понимания подсознательного опыта и рисунок может придать ещё одно измерение внутренним процессам, которые не могут быть описаны словами.
Графические изображения стали мостом в подсознательное, так как вербальному выражению чувств и эмоций часто мешали защитные механизмы. Также многие пациенты вскоре обнаружили,

7 что передавать образы беспокоящих их снов или сложных чувств гораздо проще через рисунок, нежели пытаться выразить в словах, что иногда даже не представляется возможным.
Как отдельная отрасль арт-терапия впервые была разработана Маргарет
Наумберг (1966 г.), которая приехала в США из Европы. Она была психоаналитиком и придавала большое значение использованию свободных ассоциаций и интерпретации спонтанных рисунков. В 1960х годах арт-терапия уже стала отдельной сферой в психологии.
Кэти Малхиоди (1998г.) – знаменитый арт-терапевт, автор множества книг по рисуночной диагностике детей, взрослых, жертв насилия и психически больных людей.
Она предположила, что рисование как отражение внутреннего мира пациента, показывает его чувства и помогает понять новую информацию о психологическом состоянии – о внутренних конфликтах и тревогах. Формат рисуночной методики позволяет исследовать проблемные ситуации и сделать индивидуальное заключение, которое бы отражало сознательные и бессознательные желания. В настоящее время в психологии активно разрабатывается интегративный подход к пониманию человека, и рисунок становится здесь незаменимым инструментов в оценке различных аспектов личности, деятельности и развития. И сегодня рисунок широко используется в диагностике, как отдельного человека, так и группы, семьи и их взаимодействий. Особую роль рисунок играет в диагностике детей, их состояния, развития, эмоциональной и интеллектуальной сферы.
2. Роль рисунка в психологической диагностике
Рисование наиболее мягкий и расслабляющий способ установления контакта с обследуемым. Рисования это мост между психологом и обследуемым, он добавляет важное измерение в общение – невербальную коммуникацию. Результат рисования может рассматриваться, как язык сам по себе и может быть проанализирован как язык – по структуре, качеству и содержанию. В своей ежедневной работе психологу диагносту и терапевту требуется всестороннее понимание сложной, иногда едва уловимой проблемы, с которой столкнулся человек. Например, задание «нарисовать» позволяет уйти от чувства дискомфорта и давления, которое иногда возникает после беседы с психологом. Точно также человек, испытывающий затруднение в разговорной речи проще сможет выразить через рисунок свои переживания. Он может использовать рисунок, чтобы выразить свои отношения внутри семьи, к самому себе или человеку, с


8 которым происходит конфликт. Психологи-диагносты, умеющие использовать рисунки в своей работе обладают рядом преимуществ, так как имеют дополнительное «окно» во внутренний мир клиента. Понимание как использовать рисунок в контексте диагностического исследования дает большое количество возможностей для психолога в понимании проблемных зон, которые не могут быть выявлены во время интервью и могут принести большую пользу для планирования дальнейшей терапии.
Рисунок может быть первичным источником оценке текущего состояния и выражением текущих проблем, забот и конфликтов в процессе обследования. Рисунок помогает «визуально оценить» внутренний мир пациента, который состоит из определенных черт, отношений, поведенческих характеристик и личностных сильных и слабых сторон, включая возможности мобилизации ресурсов для решения внутренних и внешних конфликтов.
Рисуночные тесты позволяют протестировать испытуемого так, что у него не возникнет ни малейшего подозрения о том, что его подвергают тестированию.
Именно поэтому особенную ценность психологические рисуночные тесты представляют в аспекте диагностики детей.
Это определяется, прежде всего, тем, что при работе с детьми младших возрастов имеются определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа. Например, для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросчики, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам. Если речь идет о косвенных суждениях, то ни также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок- дошкольник еще недостаточно хорошо осознаёт.
Возможно, из-за сложностей психодиагностики детей долгое время данные о детской психике, используемые психологами, основывались на сведениях, полученных со слов родителей, и в меньшей степени на исследовании самих детей.
Однако нельзя сказать, что во всех случаях взрослый хорошо знает все «уголки» детской души, что в свою очередь приводит к некоторой субъективности психологической работы с ребенком.
Таким образом, рисуночные тесты помогают решить проблему детской психодиагностики.

9
3. Характеристика психологических рисуночных тестов
Итак, главной особенностью рисуночных тестов является то, что тестируемого просят нарисовать определенный рисунок. Затем некоторые качественные и количественные характеристики рисунка подвергаются анализу и на основании его результатов делаются выводы о тех или иных чертах характера тестируемого.
Достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно и сколь угодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентам самого разного возраста – от дошкольного до взрослого включительно. Делать окончательные выводы о психологических особенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется. Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными
(например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных, более строгих тестов). Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. Человек - существо своеобычное, он, порой, не догадываясь сам, старается в этих ответах преподнести себя с «фасада», с наиблагоприятнейшей стороны. Для того чтобы это не повлияло на результаты, специалисты придумали детекторы: провокационные вопросы, которые «уличают» желания показаться лучше или словчить. Рисуночные тесты лишены этого, а потому более правдивы, по сути.
Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так