Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
В качестве примера рисуночные тесты можно привести набор из нескольких рисуночных методик, хорошо зарекомендовавший себя на практике, представленный в труде А. Л. Венгер. Он позволяет получить описание как общих интеллектуальных, личностных и эмоциональных особенностей человека, так и его отношения к разным жизненным сферам: семейной, сексуальной, социальной и межличностной. Это тесты «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное»,
«Рисунок семьи» (в трех вариантах) и «Красивый рисунок».
Автор указывает на то, что набор этих тестов весьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:
уровень общего умственного развития;
преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;
уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;
недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;
повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;
тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);
страхи;
депрессивные тенденции;
особенности реакции на стресс;
агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);
экстравертность или, напротив, интровертность;
демонстративность;
неудовлетворенность потребности в общении;
аутизация, избегание общения;
степень социализированности и конформности;
антисоциальные тенденции;
отношение к сексуальной сфере;
11
отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам.
И, тем не менее, рисуночные тесты имеют и ряд недостатков. Прежде всего - трудно установить связь между рисунками и искомыми параметрами. Кроме того, интерпретация зависит от личности исследователя - проекция является обоюдоострым оружием, действию которого подвергается и сам экспериментатор.
Поэтому надо быть осторожным в интерпретации.
Чтобы использовать рисуночные тесты в психологической практике, нужны не только знания и опыт. Превыше всего - любовь к человеку. Лишь с нею можно помочь личности не только решить проблему (если она имеется), но и способствовать развитию. Ведь главная цель психологии как раз в том и заключается, чтобы содействовать гармонизации личности, и рисуночные тесты - прекрасный инструмент для этого. Но как с любым инструментарием, обращаться с ними нужно бережно.
4. Основные критерии оценки рисунка
НАЖИМ НА КАРАНДАШ - показатель психомоторного тонуса:
• Слабый нажим, местами линия едва видна - астения; пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста).
• Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу - эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста).
• Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу - конфликтность; гиперреактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние.
• Нажим сильно варьирует – эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста).
• Колебания нажима особо сильны - эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние. ОСОБЕННОСТИ ЛИНИЙ
• Штриховые линии - тревожность как черта личности.
• Множественные линии - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
• Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии, затем наиболее удачная наводится более жирной – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
• Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку - импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперреактивность (с пятилетнего возраста).
12
• Линии, не доведенные до конца - астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возраста).
• Искажение формы линий - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
РАЗМЕР РИСУНКОВ
• Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное - весь лист - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность.
• Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 листа по высоте - депрессия; низкая самооценка.
• Размер рисунков сильно варьирует - эмоциональная лабильность.
РАСПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ
• Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу - иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям.
• Смещен вниз, расположен в нижней половине листа – иногда снижение самооценки.
• Смещен вбок - иногда органическое поражение. мозга.
• Выходит за край листа - импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние.
• Помещен в углу листа - иногда депрессия или субдепрессия.
ТЩАТЕЛЬНОСТЬ И ДЕТАЛИЗИРОВАННОСТЬ РИСУНКОВ
• Большое количество разнообразных деталей - демонстративность; живое воображение, творческая направленность.
• Повышенная тщательность, большое количество однотипных деталей - ригидность; тревожность; иногда перфекционизм; эпилептоидная акцентуация; органическое поражение мозга.
• Малое количество деталей, схематичность, в отношении к возрастной норме - астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития.
• Небрежность, в отношении к возрастной норме - импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию.
13
• Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют - эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам: увеличение числа и разнообразия деталей – положительное отношение; увеличение числа однообразных деталей – напряженное отношение; бедность деталей, схематичность, небрежность - отрицательное отношение.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИСУНКОВ
• Стирание и исправление линий - тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм.
• Штриховка рисунка простым карандашом - тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется); размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка - острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста); особо тщательная штриховка - тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм; штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части - эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние.
• Отклонение от вертикали - органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста).
• Нарушения симметрии - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста).
• Двигательные персеверации - органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста).
• Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга.
5. Рисунок несуществующее животное.
Это одна из более информативных методик (разработана М. З. Дукаревич) и её рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста. Очень диагностически эффективна при обследовании взрослых, так как в отличие от теста
«Нарисуйте человека» обследуемый не знает, какой результат наиболее приемлем.
Также эта методика (рисунок и рассказ) часто позволяет заподозрить наличие какого-
14 либо психического заболевания. Инструкция очень простая: «Нарисуйте, пожалуйста, животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумывал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если тест вызывает затруднение, то можно предложить начать рисунок, а дальше пририсовывать к нему детали в процессе. Важно после окончания теста попросить придумать имя животному. Если нарисовано существующее животное (заяц, осел, слон), то тест просят повторить, но если при этом ему дано фантастическое название (например,
«волшебный заяц», «кракозябр»), то тест считается выполненным.
Эта методика дает много возможностей для дальнейшего разговора, обычна, просят придумать историю про этого животного (где живет, чем питается, с кем дружит, о чем мечтает и т.п.)
Дополнительно к основному тесту можно попросить испытуемого нарисовать
«Несуществующее злое животное», «Несуществующее счастливое животное» и
«Несуществующее несчастное животное» и по завершению рисунка расспросить, что делает этих животных злыми, несчастными или счастливыми.
Интерпретация теста (по А. Л. Венгер). Приведем её достаточно подробно, чтобы видеть основные тенденции в толковании определенных образов и объектов.
I. Тип животного
1. Реально существующее – интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста)
2. Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре
(например, дракон) – бедность воображения; низкий общекультурный уровень; иногда педагогическая запущенность (с семилетнего возраста)
3. Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного
4. Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями – художественный, но в целом стандартный подход к задаче
5. Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных – творческий подход к задаче, низкая конформность
6. Сверх оригинальное, вычурное – демонстративность, шизоидность
7. Человекообразное – высокая неудовлетворенная потребность в общении, типично для подросткового возраста
8. Механическое, угловатое, машинообразное или включающее отдельные механические детали – интровертность, аутизация, иногда шизоидность
9. С конечностями направленными вовне – экстравертность
15 10. Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу – интровертность
II. Детали
1. Избыток органов чувств – тревожность
2. Глаза а) отсутствуют – аутизация, астения, субдепрессия, иногда шизоидность б) пустые, без радужки и зрачков – астения, аутизация, иногда ассоциальность, страхи (с шестилетнего возраста) в) большие зачерненные или с зачеркнутой радужкой – страхи г) форма грубо искажена – невротическое состояние, ассоциальность, иногда психическое заболевание
3. Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие – тревожность, иногда подозрительность, настороженность
4. Голова на рисунке, в целом соответствующем схеме животного а) отсутствует – импульсивность, иногда психическое заболевание. б) форма грубо искажена – органическое поражение мозга, иногда психическое заболевание в) две и более головы – иногда внутренний конфликт, противоречивые желания
5. Толстый хвост – высокая значимость сексуальной сферы
6. Чешуя, панцирь – потребность в защите, боязнь агрессии
7. Иглы, шипы и т.п. – защитная агрессия.
8. Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты – агрессивность
9. Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке, в целом соответствующем схеме животного или человека – низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях
10. Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество – потребность в опоре, ощущение совей недостаточной умелости в социальных отношениях
11. Крылья – мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию
12. Тело, покрытое густыми волосами – значимость сексуальной сферы
13. Оружие – режущее, колющее или рубящее – агрессивность
14. Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы – демонстративность
15. Раны, шрамы – невротическое состояние, иногда психическое заболевание
16 16. Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в частности, сосуды глаза – ипохондрия, невротическое заболевание.
17. Половые органы, женская грудь, вымя или детали, их напоминающие по форме, независимо от того, как они названы – высокая значимость сексуальной сферы
III. Описание образа жизни
1. Соответствие рисунку – показатель логичности мышления
2. Несоответствие рисунку – иногда показатель нелогичности мышления
3. Особо подробное, с идеализацией, указание на красоту или исключительность животного – демонстративность; склонность к компенсаторному фантазированию
4. Место жизни а) изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) – недостаток общения, чувство одиночества б) упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) – боязнь агрессии, потребность в защите; в) экзотическое (остров Мадагаскар, заколдованный лес) – демонстративность; г) эмоционально неприятное (болото, грязь) – невротическое состояние, низкая социализированность, иногда психическое заболевание.
5. Питание а) явно несъедобные вещи (камни, стекла, металл) – низкая социализированность, нарушение общения. б) особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, - импульсивность, низкая социализированность в) люди – негативизм, ассоциальность или антисоциальность, агрессивность г) эмоционально неприятная пища) червяки, грязь, слизь) – невротическое состояние или иногда психическое заболевание д) кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) – невротическая агрессия е) не питается ничем или питается воздухом, энергией – интровертность, иногда шизоидность
6. Любимое или наиболее обычное занятие а) играет, гуляет, развлекается – прямая проекция своих желание б) постоянно занято поисками пищи – ощущение трудности и однообразия жизни в) ломает деревья, топчет дома – негативизм, ассоциальность или антисоциальность, агрессивность, иногда психическое заболевание
17 г) много спит – усталость, астеническое состояние
7. Друзья а) отсутствуют – чувство одиночества) подробное описание поедания жертв – б) все окружающие, без конкретизации – высокая неудовлетворенная потребность в общении в) злые агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) – негативизм, ассоциальность или антисоциальность, агрессивность.
8. Враги а) большое число или полное отсутствие – боязнь агрессии б) все окружающие – негативизм, ассоциальность или антисоциальность
9. Описание способов защиты от опасности
10. Особо длинный перечень страхов, страхи, нетипичные для животных
(темнота, смерть, насекомые) – страхи, невротическое состояние
11. Бесполые формы размножения – напряженное, внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере
12. Желания а) иметь друзей – недостаток общения б) не иметь врагов – боязнь агрессии, иногда настороженность, подозрительность в) чтобы его не боялись – боязнь агрессии г) стать обычным животным, стать человеком – эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих д) стать больше по размеру – ощущение своей малой значимости, боязнь агрессии, потребность в защите
IV. Злое животное (в сравнении с обычным)
1. Лишено признаков агрессивности – стремление скрыть свои агрессивные тенденции, иногда полное отсутствие агрессии
2. Из признаков агрессивности присутствуют только зубы – склонность к вербальной агрессии: грубости, крику, угрозам
3. Особо выраженная агрессивная символика: острые рога, оружие – высокая агрессивность. То же, в сочетании с признаками высокой тревожности: штриховкой рисунка, многочисленными исправлениями, штриховой линией – невротическая агрессия как реакция на ощущение эмоционального дискомфорта.
4. Иглы, шипы и другие оборонительные средства – боязнь нападения, склонность к защитной агрессии
5. Большие глаза с зачерненной радужкой – боязнь агрессии
18 6. Распад формы, появление невротических признаков: изображение внутренних органов, кровеносных сосудов – низкая устойчивость к стрессу, невротическая реакция на стресс, иногда психическое заболевание 1. Темы размножения – значимость сексуальной с 7. Асоциальная символика: сигарета, рюмка, животное в виде черта или бабы-яги – негативистские, иногда психопатические или психопатоподобные реакции на конфликтную ситуацию, угрозу агрессии, стрессовую ситуацию.
7. Четкая уверенная линия – высокая сопротивляемость стрессу, способность эффективно действовать в стрессовой ситуации.
V. Счастливое животное
1. Всегда обеспечено едой – высокая значимость материальных ценностей, ощущение бытового неблагополучия, представление о ненадежности своего материального положения
2. Защищено от любых врагов или не имеет врагов – боязнь агрессии, иногда настороженное отношение к окружающим
3. Способно жить повсюду (на земле, в воде, в воздухе) – высокая ценность свободы, стремление к независимости, самостоятельности
4. Живет вечно или очень долго – ипохондрические тенденции, иногда страх болезни, смерти
5. Имеет много друзей – высокая ценность общения, неудовлетворенная потребность в общении
6. Его все любят – высокая ценность эмоциональных связей
7. Доставляет радость другим – высокая ценность общения, иногда гиперсоциальность, стремление произвести хорошее впечатление
8. Красивое, умное – высокая ценность соответствующих качеств, сомнение в их наличии у себя
9. Счастливо без определенного повода – низкий уровень понимания себя, трудности в осознании своих эмоциональных состояний, иногда склонность к снижению настроения
VI. Несчастное животное (в сравнении с обычным) сферы агрессивности
1. Размер сильно уменьшен – скрытый депрессивные тенденции, склонность к депрессивной реакции на неблагоприятную ситуацию
2. Признаки тревоги: штриховка, множественные линии, распад целостной формы, появление линий, не относящихся к основному изображению – низкая устойчивость к стрессу, склонность к сильному повышению уровня тревоги в неблагоприятных ситуациях
19 3. Штриховка с сильным нажимом, зачернение частей рисунка – низкая устойчивость к стрессу, склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятной ситуации
4. Подчеркнутый контур – тенденция к контроля за своими эмоциональными состояниями
5. Болеет, умирает – ипохондрические тенденции, депрессивные тенденции, иногда страх смерти
6.Заключение
Рисуночные тесты, изобразительные методики позволяют выявить скрытые стороны характера личности, часто не осознаваемые самим человеком.
С этической точки зрения, рисуночные тесты более состоятельны в процессе диагностики детской личности. И, тем более это касается скрываемых или неосознаваемых факторов.