ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2021
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
участвует в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки;
возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, саморегулируемой организации арбитражных управляющих и (или) ее должностного лица, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в арбитражный суд;
оказывает поддержку саморегулируемым организациям арбитражных управляющих и арбитражным управляющим в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и связанных с вопросами трансграничной несостоятельности (несостоятельности (банкротства), осложненной иностранным элементом);
устанавливает статус объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в качестве национального объединения саморегулируемых организаций путем включения соответствующих сведений в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
включает сведения об арбитражных управляющих в сводный государственный реестр арбитражных управляющих, имеющий информационный характер, и ведет сводный государственный реестр арбитражных управляющих в порядке, установленном регулирующим органом;
утверждает состав комиссии по приему теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих;
исключает сведения о некоммерческих организациях из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
осуществляет иные предоставленные ему настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.
Регулирующий орган27 утверждает:
единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе;
федеральные стандарты.
Регулирующий орган утверждает федеральные стандарты28 или в случае их несоответствия требованиям закона о банкротстве, других федеральных законов выдает мотивированный отказ в их утверждении не позднее чем в течение шестидесяти рабочих дней с даты представления федеральных стандартов национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Утвержденные федеральные стандарты подлежат опубликованию регулирующим органом в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещению на официальном сайте регулирующего органа в сети "Интернет" и вступают в силу по истечении десяти дней с даты их опубликования.
Утвержденные федеральные стандарты не подлежат государственной регистрации.
Правительством Российской Федерации устанавливается порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Ежеквартально территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности представляют информацию об организациях, имеющих лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в арбитражные суды по месту нахождения указанных организаций и в территориальные органы органа по контролю (надзору).
С целью реализации Закона «О несостоятельности (банкротстве)» разработана и воплощается в жизнь развернутая система подготовки специалистов антикризисного управления, представленная на рис. 3.2.
В эту систему входят три основных направления:
1) вузовская система подготовки;
2) система повышения квалификации действующих антикризисных управляющих;
3) курсы по 480-часовой программе.
Высшее учебное заведение |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
1 высшее 5 лет |
|
2 высшее 3 года |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
Краткосрочные курсы по программе ФРС при аккредитованных при ФРС ВУЗах |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
Аттестация по результатам обучения на курсах |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
Стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
||
Аттестованный специалист антикризисного управления |
|||||||
|
|
|
|
|
|
||
Повышение квалификации |
|
Специальные семинары |
|
|
|
Рис. 3.2. Система подготовки специалистов антикризисного управления
С истема краткосрочных курсов.
Регулирующим органом29 разработана Единая программа подготовки арбитражных управляющих, утвержденная приказом Минюста РФ от 05.05.03 года № 108, представляющая собой 480-часовую программу, включающую набор основных, базовых знаний, которые необходимы лицам, желающим работать в качестве антикризисных управляющих.
Во время обучения слушатели изучают:
• организационно-правовой и финансово-экономический анализ состояния предприятия, оценка внутренних и внешних факторов;
• разработка мероприятий по выводу предприятия из кризиса;
• оценочная деятельность;
• продажа активов предприятия, его ликвидация;
• организационные аспекты деятельности антикризисного управляющего;
• практика антикризисного управления;
• правовое обеспечение антикризисного управления и деятельности антикризисных управляющих,
Организационно Единая программа подготовки арбитражных управляющих содержит следующие разделы:
Часть 1. Правовое обеспечение арбитражного управления и деятельности арбитражных управляющих (152 часа, 19 дней)
Часть 2. Бухгалтерский учет и финансовый анализ при проведении арбитражного управления (144 часа, 18 дней)
Часть 3. Оценка объектов арбитражного управления (64 часа, 8 дней)
Часть 4. Менеджмент кризисного предприятия (120 часов, 15 дней)
Всего 480 часов, 60 дней.
Организация и проведение теоретического экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих осуществляются комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации30, и образовательным учреждением.
К 2004 г. через систему подготовки специалистов по Единой программе подготовки арбитражных управляющих прошло более 12 тыс. человек. Одним из ведущих ВУЗов страны в этом направлении зарекомендовал себя наш ВУЗ - Международный банковский институт. К настоящему времени на факультете переподготовки и повышения квалификации (декан факультета Н.А.Царев) по различным программам подготовки антикризисных (арбитражных) управляющих (ФУДН(б), ФСДН России, ФСФО РФ и Минюста РФ) прошло обучение свыше 2000 человек.
После успешного окончания курсов кандидат в арбитражные управляющие должен пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего. Организация же и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляются уже самими саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.
Система вузовской подготовки
Система вузовской подготовки базируется на разработанном в 2000 году специалистами Минобразования РФ при участии ФСФО России и ведущих вузов страны Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования новой экономической специальности 351000 «Антикризисное управление». В настоящее время указанная специальность введена в 30 вузах России, в том числе с 2003 г. - в Международном банковском институте.
Подготовка по вузовской программе осуществляется как для лиц, не имеющих высшего образования (первое вузовское образование), так и для лиц, желающих получить второе высшее образование по экономике (второе вузовское образование).
Кроме того, в рамках подготовки студентов по другим специальностям производится изучение специальных дисциплин по вопросам антикризисного управления. Так, например, в Международном банковском институте на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 "Менеджмент организации" квалификация “Менеджер” разработана программа и осуществляется преподавание специальной дисциплины СД.04. «Антикризисное управление».
Система повышения квалификации
Система повышения квалификации антикризисных управляющих состоит из двух направлений:
• организация стажировок, в том числе зарубежных;
• проведение специализированных семинаров по различным направлениям деятельности специалистов по антикризисному управлению с целью углубления их знаний.
В настоящее время через систему подготовки специалистов по антикризисному управлению прошло более 12 тыс. человек.
Краткосрочную систему подготовки проводят 95 обучающих организаций в 45 регионах Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные факторы производства, выступающие как важный фактор повышения эффективности производства, особенно при антикризисном управлении.
2. Каких специалистов объединяет понятие "специалист по антикризисному управлению" или «антикризисный управляющий"?
3. Каких специалистов объединяет понятие «арбитражный управляющий"?
4. Какие направления входят в систему подготовки специалистов по антикризисному управлению?
5. Какими нормативными актами за Минюстом России закреплена обязанность в подготовке арбитражных управляющих.
По данной теме дополнительно рекомендуем прочитать:
1. Методическое пособие по курсу «Подготовка специалистов по антикризисному управлению». - СПб.: ВШПП, СПб филиал, 2000.192 с.
2. Всероссийская конференция «Проблемы и перспективы развития системы подготовки специалистов в области антикризисного управления». Материалы конференции. Москва, 22-23 ноября 2001 г.
Доцент кафедры АКУ
КВН, доцент ______________________________________ Г.И. Ляшенко
1 «Российская Газета» № 237 от 25 декабря 1993 г.
2 ст. 15 Конституции РФ
3 Постановления Конституционного Суда РФ от 16.05.2000 г. № 8-П (СЗ РФ, 2000, № 24, ст. 2658), от 6.06.2000 г. № 9-П (СЗ РФ, 2000, № 21, ст. 2258); Определение Конституционного Суда РФ от 3.02.2000 г. № 22-0 (СЗ РФ, 2000, № 14, ст. 1532).
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2000 г. № 4-П (Собрание законодательства РФ, 2001, № 12, ст. 1138).
5 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
6 Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст. 1.
7 Собрание законодательства РФ, 1995, № 18, ст. 1589
8 ст. 15 Конституции РФ
9 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
10 имеется в виду Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.02 г. Далее - Закон.
11 Lex specialis derogat generali (лат.) - специальный закон отменяет действие основного.
12 Lex posterior derogat priori (лат.) - последующий закон отменяет предыдущий.
13 См.: ст. 143 АПК 1995 г., ч. 1 ст. 223 АПК РФ
14 СЗ РФ, 1999, № 9, ст. 1097.
15 СЗ РФ, 1999, № 26, ст. 3179.
16 см. § 6 гл. IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
17 там же - п.1, 2 ст. 29.
18 См.: ст. 25 закона о банкротстве 1998 г.
19 Указ Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2663), с посл. изм. и доп.
20 В рамках данной лекции термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как синонимы. См.: Лившиц Р.3. Теория праа: Учебник, 2-е изд. - М., БЕК, 2001, с. 118.
21 Там же, с. 120.
22 В настоящее время, в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 вместо Министерства по налогам и сборам РФ образовано Федеральная налоговая служба РФ.
23 с 1997г - Федеральная служба Росси по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), с 1999 г. - Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банротству (ФСФО). В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 ФСФО упразднена, ее функции переданы Министерству экономического развития и торговли РФ, Федеральной налоговой службе (бывшее МНС РФ) и Минюсту РФ.
24 Кстати, стоимость обучения на этих курсах составляла сумму в 800 USD.
25 Программа действовала до мая 2003 г.
26 орган по контролю (надзору) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В настоящее время функции регулирующего органа возложены на федеральную службу Росреестр.
27 регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления
28 федеральные стандарты - федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и утвержденные регулирующим органом в соответствии с законом о банкротстве.
29 Постановлением Правительства РФ от 14.02.03 г. № 100 в качестве регулирующего органа с 01.03.03 г. определен Минюст РФ (ФРС).
30 Минюст РФ