ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2021
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
Помимо этого, нормы законодательства о несостоятельности (банкротстве) могут предусматриваться в других федеральных законах в случаях, когда это прямо предусмотрено в Законе. Например, в его ст. 180 установлено, к отношениям, связанным с банкротством финансовых организаций (кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг), Закон будет применяться с особенностями, установленными федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций. В настоящее время данный закон еще не принят, хотя проект находится на рассмотрении в Государственной Думе. Соответственно пока остается открытым вопрос о том, как данный Закон будет соотноситься с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»14 принятым ранее. Поэтому на данном этапе последний подлежит применению в приоритетном порядке в силу прямого указания в ст. 180, 181 Закона.
Что же касается Федерального закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»15, то он утратил силу в связи с тем, что его нормы с некоторыми изменениями были включены в новый Закон16.
Таким образом, можно обобщить, что производство по делам о банкротстве регулируется законодательными актами в следующем порядке (по убыванию юридической силы):
наивысшую силу на уровне федеральных законов имеют специальные федеральные законы, которыми устанавливается особое правовое регулирование производства по делам о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций и может быть установлено для финансовых организаций. Такие специальные законы имеют приоритет перед общим Законом.
общие правила возбуждения производства по делу о банкротстве, его проведения и завершения регламентируются законом о банкротстве, положения которого применяются ко всем субъектам, за исключением указанных выше, с учетом следующего.
В самом законе о банкротстве также имеется определенная иерархия правовых норм. Так, согласно п. 2 ст. 32 Закона нормы главы III, определяющей порядок разбирательства дел о банкротстве в арбитражном суде, являются общими по отношению к специальным процессуальным нормам, содержащимся в других главах и, соответственно, применяются в части, им не противоречащей. Это соответствует, в частности, нормам ст. 168, 202 Закона. Таким образом, в главах IX-XI установлены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических и физических лиц, подлежащие применению преимущественно перед указанными общими нормами Закона.
В части, не урегулированной названными выше законодательными актами, порядок арбитражного процесса по делам о банкротстве определяется в соответствии с нормами АПК РФ.
4. Подзаконные акты – следующий, третий уровень. К подзаконным актам относятся нормативные правовые акты Президента РФ (указы, распоряжения) и издаваемые в соответствии с ними постановления и распоряжения Правительства РФ.
Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ издаются в соответствии с законами Российской Федерации и не могут им противоречить. При этом следует учитывать, что Президент РФ вправе восполнять своими указами пробелы в нормативном регулировании отношений, подлежащих урегулированию федеральными законами, до принятия соответствующих законов, а Правительство РФ издает свои постановления на основании и во исполнение законов РФ и указов Президента РФ.
С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 г. нормативные акты данного уровня издавались, в основном, по вопросам определения полномочий и порядка работы государственного органа по делам о несостоятельности (банкротстве) и финансовому оздоровлению (ФСДН РФ, затем - ФСФО РФ), а также для определения порядка взаимодействия различных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, связанных с проведением процедур банкротства.
Новый закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., с учетом накопленного опыта, конкретизирует перечень актов Правительства РФ, которые необходимы для правового обеспечения осуществления процедур банкротства17. Во исполнение этого закона, например, Правительством РФ были изданы:
Дата |
Номер |
Наименование |
2002.06.19 |
439 |
Постановление от 19 июня 2002 г. № 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (с изменениями от 6 февраля, 16 октября 2003 г., 26 февраля 2004 г.) |
2003.02.14 |
100 |
Постановление от 14 февраля 2003 года № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» |
2003.04.15 |
218 |
Постановление от 15 апреля 2003 года № 218 «О порядке предъявления требований по обязательствам перед РФ в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» |
2003.04.16 |
225 |
Постановление от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках" |
2003.05.22 |
299 |
Постановление от 22 мая 2003 года № 299 «Об утверждении Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего» |
2003.06.25 |
367 |
Постановление от 25 июня 2003 года № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» |
2004.07.09 |
345 |
Постановление от 9 июля 2004 г. № 345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов" |
2004.11.25 |
678 |
Постановление от 25 ноября 2004 г. № 678 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 100» |
2004.12.27 |
855 |
Постановление от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства» |
2006.05.22 |
301
|
Постановление от 22 мая 2006 г. № 301 «О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса». |
и другие акты.
5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти - низший уровень в иерархии нормативно-правовых актов. Они лежат как бы в основании «пирамиды» системы нормативно-правового регулирования отношений в сфере несостоятельности (банкротства).
С принятием закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. федеральными органами исполнительной власти были изданы:
Министерством юстиции РФ
-
Приказ от 14 августа 2003 года № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего»;
Министерством экономического развития и торговли РФ
-
Приказ от 1 сентября 2004 г. № 235 «Об утверждении типовых форм бюллетеня для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 13 сентября 2004 г. № 6016).
-
Приказ от 1 сентября 2004 г. № 233 «Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 сентября 2004 г. Регистрационный №6032).
Федеральной налоговой службой
-
Приказ Федеральной налоговой службы, Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2005 г. № САЭ-3-19/80@/53/34н «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 21 октября 2004 г. № 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников».
-
Письмо от 9 декабря 2005 г. № ВЕ-6-16/1034@ «О некоторых вопросах осуществления процедур банкротства отсутствующих должников»
-
Письмо от 24 июля 2006 г. № ММ-6-19/718@ (В связи с вопросами, поступающими в ФНС России в отношении компенсации расходов конкурсного управляющего, осуществлявшего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа)
и ряд других документов.
Необходимо отметить, что принятие закона о банкротстве 2002 г. существенно изменило круг вопросов, подлежащих урегулированию на данном уровне. Это связано с тем, что была изменена компетенция государственного органа по банкротству (ФСФО РФ). Если ранее было установлено18, что государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению мог издавать в пределах своей компетенции обязательные разъяснения по вопросам реализации процедур банкротства и эти разъяснения являлись обязательными для всех лиц, принимающих в участие в деле о банкротстве, то теперь ситуация изменилась. В законе о банкротстве 2002 г. исчезло само понятие государственного органа по банкротству, но появилось понятие уполномоченных органов, то есть государственных органов и органов местного самоуправления, уполномоченных представлять соответственно государство или муниципальное образование как кредитора по денежным обязательствам или обязательным платежам. В 2002 г. постановлением Правительства РФ обязанности уполномоченного органа были возложены на ФСФО России. В 2004 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 ФСФО упразднена, функции уполномоченного органа переданы Федеральной налоговой службе (бывшее МНС РФ) России.
Кроме того, введено понятие регулирующего органа, к компетенции которого отнесено осуществление контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО). В связи с этим, функция координации деятельности уполномоченных органов по делам о несостоятельности (банкротстве) и издания основных правовых актов, необходимых для обеспечения проведения процедур банкротства, перешла к Правительству РФ.
Осуществление же специального нормативного регулирования в сфере банкротства кредитных организаций оставлено за Центральным Банком России, а также, для случаев, когда они выступают в качестве уполномоченных органов, - за органами исполнительной власти.
Регулирующий орган теперь может издавать нормативные акты в пределах своей компетенции. При этом следует различать акты, издаваемые указанными органами, имеющие нормативный характер, и не являющиеся нормативными. Первые из них подлежат регистрации в органах юстиции и обязательному опубликованию в порядке, установленном для вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти19. Вторые издаются в рамках государственного органа и предназначены «для внутреннего использования» или являются ответом на частный запрос. К сожалению, эти акты часто мало доступны для широкого ознакомления, тогда как позиция данного государственного органа, безусловно, оказывает влияние на формирование правоприменительной практики.
Помимо рассмотрения системы правовых норм, регулирующих отношения в сфере несостоятельности (банкротства), в их иерархии, «по вертикали», целесообразно оценить также и принадлежность норм, участвующих в регламентировании данной сферы общественных отношений, к конкретной отрасли права, т.е. «по горизонтали». Это становится особенно актуально при определении подлежащего применению нормативного акта в случае наличия коллизии в законодательных актах.
Отношения в сфере несостоятельности (банкротства) регулируются в определенной степени гражданским, арбитражным процессуальным, трудовым, административным и финансовым законодательством (рис. 4.). Причем комплексность правового регулирования можно установить как по кругу нормативных актов, применяемых в делах о банкротстве, так и по отраслевой принадлежности правовых норм, содержащихся в Законе и других базовых законодательных актах, регулирующих отношения, возникающие в делах о несостоятельности (банкротстве).
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) возбуждается в арбитражном суде и проходит под контролем арбитражного суда. Все основные решения, которыми определяются подлежащие применению в конкретных случаях процедуры банкротства и назначаются лица, под контролем или непосредственным управлением которых эти процедуры осуществляются (арбитражных управляющих), также принимает арбитражный суд. Соответственно порядок судопроизводства, процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле о несостоятельности (банкротстве), определяются специальными процессуальными нормами, содержащимися, в первую очередь, в законе о банкротстве и АПК РФ. Таким образом, процессуальные нормы составляют существенную часть законодательства о несостоятельности (банкротстве).
В то же время, характер отношений, возникающих между участниками дела о несостоятельности (банкротстве), а также метод их правового регулирования позволяют отметить, что отношения между основными «действующими лицами» (кредиторами, в том числе собранием и комитетом кредиторов, должником, арбитражным управляющим, а также арбитражном судом), построены на принципах власти и подчинения, на императивных указаниях законодательства о банкротстве. Это дает основания констатировать административный характер отношений, возникающих в деле о несостоятельности (банкротстве).
Законодательство о несостоятельности (банкротстве) вторгается некоторым образом и в трудовое право. В ходе производства по делу о банкротстве предусмотрены дополнительные основания для отстранения руководителя должника от должности, сокращения работников, изменения трудового графика. Вместе с тем, для коллектива работников предприятия-должника предоставляются определенные процессуальные права для участия в деле о банкротстве.
После возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) существенно меняется порядок расчетов с кредиторами, в том числе по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также порядок осуществления исполнительного производства. В частности, в Законе установлено, что с момента возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) приостанавливается исполнение исполнительных документов по определенным обязательствам, а все требования кредиторов могут быть заявлены лишь в порядке, установленном данным Законом.
За нарушение указанных императивных норм предусмотрена как гражданско-правовая и административная, так и уголовная ответственность. Более того, во многих случаях возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) соответствует и возбуждение уголовных дел: по фактам хищений или мошенничества, преднамеренного или фиктивного банкротства, неправомерных действий при банкротстве, злоупотребления властными полномочиями, получения взяток и прочее.
|
|
Отношения в сфере несостоятельности (банкротстве) |
|
|
|
|
||||
Р е г у л и р у ю т с я |
|
|
||||||||
Гражданское законодате-льство |
|
Арбитражное процессуальное законодате-льство |
|
Трудовое законодате-льство |
|
Администра-тивное законодате-льство |
|
Финансовое законодате-льство |
Рис. 4. Принадлежность норм, участвующих в регламентации отношений в сфере несостоятельности (банкротстве), к конкретной отрасли права.
Однако основное регулирование остается все же за гражданским законодательством. Понятия обязательства, его надлежащего исполнения и неисполнения, банкротства и ликвидации юридических лиц, а также права и обязанности кредитора и должника в гражданском обороте определены именно в гражданском законодательстве (в основном в ГК РФ). Следовательно, базисными для построения института банкротства как специфической области антикризисного управления являются нормы гражданского права.